Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса Тема урока: «Семья. Семейные отношения»
Оценка 4.6

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса Тема урока: «Семья. Семейные отношения»

Оценка 4.6
Видеоуроки
docx
другое
7 кл—8 кл
08.01.2022
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса Тема урока: «Семья. Семейные отношения»
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса Тема урока: «Семья. Семейные отношения»
семья конспект.docx

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке

для учащихся 5 класса

Тема урока: «Семья. Семейные отношения»

Цель урока:

1.     раскрыть значение понятий семья;

2.     дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

3.     объяснить, зачем люди создают семьи;

4.     дать представление об обязанностях каждого члена семьи

Задачи урока:

-формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье;

-определит круг обязанностей в семье;

- развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях:

- воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.

Оборудование: тематические картинки, раздаточный материал, магнитная доска.


Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, анализ работы, схемы, практическая работа); проблемно-сообщающие (объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин различия в фактах).



Формы работы: индивидуальная и групповая работа.



Ход урока

I Организация начала урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Вы готовы к новым знаниям?

 

Психологический настрой учащихся. Учащиеся заходят в класс и встают в круг. Сегодня вам предстоит узнать много нового материала, поэтому будьте внимательны и собраны.

Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они?

А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не случайно. Мы с вами сейчас об этом поговорим, но для этого я приглашаю вас занять свои места и сесть удобно.


ІІ Введение в тему урока

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами красивый, большой, кирпичный дом. На каждом кирпичике написано слово. Сейчас вы будете по очереди читать слова. (Слова на кирпичиках: любовь, дети, очаг, брак, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, родственники, дом, поддержка, забота, обеспечение, уважение)

Итак, как мы можем обобщить все сказанное? К какому определению подходят эти слова?

-  (Семья)

 

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

Давайте подумаем о чём мы с вами будем говорить? (обобщение ответов)

- Узнаем что такое семья

- какую роль семья играет в жизни каждого человека;

- зачем люди создают семьи

- узнаем об обязанностях каждого члена семьи

 

Мы будем говорить об отношениях, которые складываются между родными и близкими людьми.

 

ІІІ Работа по теме урока в парах (самостоятельная работа)

Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках, вам нужно отгадать кроссворд

 

1 с

ы

н

2

д

е

д

у

ш

к     а

3 м

а

т

ь

4 д

о

ч

ь

я



Вопросы для кроссворда: 1.Всякий мужчина отцу или матери.

2.Отец твоего отца или матери.

3.Женщина по отношению к своему ребёнку.

4.Всякая женщина отцу или матери.

-- Какое ключевое слово получилось? (Семья) А вы знаете, ребята, что 2013 год объявлен нашим правительством годом семьи.

 

) Самостоятельная работа по таблице «Мои родственники» (Звучит песня «Родительский дом» сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского)

Родственник

Ф. И. О.



Семью почитали ещё с древних времён, ее считали основой жизни. Народ сложил много пословиц о семье и семейных отношениях. Например:

При солнышке тепло, при матери – добро

В гостях хорошо, а дома лучше.

(Работа с компьютером) Задание Найти и выписать пословицы о семье время  5 мин

 

В недружной семье добра не бывает

В семье разлад, так и дому не рад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Обсуждение пословиц. (как их понимают дети)

 

 

1.Отгадывание загадок о членах семьи.

А кто же такие эти люди - близкие и родные для нас?

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

  

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

(Картинки с изображением всех членов семьи размещены на доске)

 

Ребята, в Словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дано определение семьи:  «Семья - группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе».

В Толковом словаре Сергей Иванович  Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

Значимость понятия «семья» очень велико. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой, но не хватает «кирпичиков» (дом на доске) и такая семья может разрушиться.

Поэтому люди, живущие вместе должны уважать, помогать, оберегать, заботиться, поддерживать друг друга.

У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей.

 

Ребята, послушайте внимательно притчу «Распределение обязанностей в семье»

Как-то жена жаловалась мужу: «Я не могу больше так жить! Мои обязанности – огромные горы, которые я не могу сдвинуть с места. Утром мне надо тебя будить, давать распоряжения по хозяйству, смотреть за детьми, чистить ковры, ходить на рынок за покупками, вечером готовить тебе любимый ужин».

Но в ответ муж только и сказал: «А что тут такого необычного? Все женщины выполняют то же самое, что и ты. На что тебе жаловаться. В то время, как я работаю, ты сидишь дома».

«Ах, – продолжала жаловаться жена, – если бы ты хоть немножко начал помогать мне».

Сжалившись, муж наконец-то согласился на следующее: супруга будет ответственна за все то, что будет происходить в их доме, а он – за все, что вне дома. Таким образом, распределив свои обязанности, муж и жена жили какое-то время мирно и без ссор. Как-то муж с друзьями сидел после удачно сделанной покупки. Внезапно туда ворвался сосед и взволновано крикнул: «Скорее беги, там горит твой дом». Муж сидел невозмутимо и с видимым хладнокровием спросил: «А как именно горит дом, снаружи или изнутри?»

«Изнутри», – ответил сосед.

«Ну, в таком случае это уже не мое дело, я отвечаю только за то, что происходит снаружи.

 

Правильно, ли муж с женой распределили обязанности?

- Что получилось в результате? Можно такую семью назвать крепкой?

- Давайте попробуем правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи.

-Расскажите, чем дома занимается ваша мама? (рассказ учащихся)

-А какую работу по дому выполняет папа? (высказывания учащихся)

-А что делают ваши бабушки и дедушки? (рассказ учащихся, которые живут вместе с бабушкой и дедушкой)

-А что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? (ответы учащихся).

Очень важно, чтобы каждый ответственно выполнял свои обязанности, тогда семья будет крепкой. И мы в своей семье будем очень счастливы. 

Народная мудрость гласит: «Где любовь да совет, там горя нет».



ІV Физкультминутка

В) Я хочу узнать о вас, ребята, побольше, поэтому давайте поиграем в игру, которая называется «Встаньте те, …….»

--у кого есть старший брат;

--у кого есть младшая сестра;

--у кого бабушка и дедушка живут в одном селе с вами;

--у кого бабушка и дедушка живут далеко;

--у кого есть дяди и тёти.

Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

 

 

Семейная зарядка

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

V Закрекпление материала

Ребята, давайте попробуем правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи. Перед вами таблица, прочитайте обязанности и постарайтесь их распределить между членами семьи.

А теперь давайте разберем и проанализируем семейные ситуации.

 

Для этого вам нужно разделиться на две группы, каждая группа получает ситуацию, разбираем, работаем вместе, распределите роли в группе, кто будет читать, кто отвечать. Для этой работы вам даётся 5 мин.

Пример№1. Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.

Пример№2.Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.

 

- Высказывания детей и обобщение ответов.

Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?

Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?

 

А сейчас у нас конкурс «Кто я?» Вы должны будите отгадать, про кого я говорю.

1) Сыновья одних родителей (братья)

2) Дочери одних родителей (сёстры)

3)Мать вашего отца или матери (бабушка)

4) Муж твоей сестры (зять)

5) Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)

6) Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя)

7)Сын твоей сестры или брата (племянник)

8)Сын твоего сына или твоей дочери (внук)

 

 

VI Домашнее задание

1.Подобрать пословицы о семье.

2.Написать небольшой рассказ о своей семье.

 

VII Рефлексия

И в заключении давайте, послушаем стихотворение. Называется оно «СЕМЬЯ!!!»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей,

первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

 

 

6.Итог урока.

--Что такое семья?

--Какие родственники бывают?

--Что нового вы узнали?

--Оценки за урок.

Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говориться, не надобен и клад, коли в семье лад. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был лад.

 

Спасибо за урок!



 

https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/2103124/424893291/S122x183_2x

 

Шведова Наталия Юльевна

Лингвинист

https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/517208/295240803/S122x183_2x

 

Ожегов Сергей Иванович

Советский лингвист

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/96437/253627101/S122x183_2x

 

Дмитрий Николаевич Ушаков

Российский лингвист


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса

Итак, как мы можем обобщить все сказанное?

Итак, как мы можем обобщить все сказанное?

Родственник Ф. И. О.

Родственник Ф. И. О.

Это наш любимый... (папа)

Это наш любимый... (папа)

Но в ответ муж только и сказал: «А что тут такого необычного?

Но в ответ муж только и сказал: «А что тут такого необычного?

Семейная зарядка Осенью, весною,

Семейная зарядка Осенью, весною,

Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя) 7)Сын твоей сестры или брата (племянник) 8)Сын твоего сына или твоей дочери (внук)

Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя) 7)Сын твоей сестры или брата (племянник) 8)Сын твоего сына или твоей дочери (внук)

Шведова Наталия Юльевна Лингвинист

Шведова Наталия Юльевна Лингвинист

Дмитрий Николаевич Ушаков Российский лингвист

Дмитрий Николаевич Ушаков Российский лингвист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2022