Конспект урока по технологии: «Моделирование из полосок бумаги. Квиллинг». 4 класс 3 четверть.
Форма урока: практическая работа с элементами учебного исследования.
Планируемый результат: выполнение учащимися коллективного панно в
технике квиллинг.
Задачи урока: - организовать работу учащихся
по изучению и сравнению
свойств бумаги и картона, овладению простейшими
навыками работы в технике квиллинг;
- создать условия для формирования у учащихся умений
проводить простейшие учебные исследования,
анализировать, устанавливать причинно-следственные
связи, обобщать;
- содействовать развитию у учащихся умений работать в
парах, группе, воспитанию доброжелательности и
взаимопомощи;
- способствовать расширению кругозора детей, стимуляции
их познавательной активности;
- создать условия для осознания учащимися практической
значимости выполнения изделий из бумаги в различных
техниках.
Оборудование: - компьютерная презентация;
· образец изделия;
·
листы бумаги и картона для индивидуального
исследования;
· образцы бумаги и картона для опытов;
- наборы деталей для изготовления изделий;
· основа для коллективного коллажа;
· карточки - сигналы;
План урока
1. Организационный момент
2. Наблюдения и опыты
3. Инструктаж
4. Физкультминутка
5. Практическая работа
6. Итог урока. Рефлексия
Ход урока:
1. Вводно – мотивационный этап.
Вступительное слово учителя:
- « Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!». Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тому, с кем встречаемся, добра и радости. Я хочу, чтобы сегодня на уроке каждому из вас было тепло и уютно,
и для начала я приглашаю всех вас в небольшое путешествие в сказку. (Компьютерная презентация «Путешествие в сказку»).
2. Беседа
Учитель:
- Понравилось ли вам увиденное?
· Что вы почувствовали, путешествуя в сказку? (Радость, удивление).
· Что вас удивило? (Красота и разнообразие увиденного).
· Я думаю, вы удивитесь ещё больше, когда узнаете, что всё увиденное нами сделано обычными человеческими руками, но, конечно, руками умелыми. А вы хотели бы научиться такому искусству?
- Сегодня на уроке мы научимся изготавливать изделие в той же технике, как и те, которые мы только что видели, но оно будет не таким сложным.
(Демонстрируется образец изделия).
- Есть у всех этих работ и общее название – квиллинг. Слово очень необычное, и мы обязательно узнаем сегодня на уроке, что оно обозначает. Но для этого попробуйте догадаться, из какого материала выполнены эти работы? ( Из бумаги, из картона).
- Предлагаю исследовать свойства названных материалов (бумаги и картона) и определить, какой же из них больше подойдёт для нашего изделия. А для этого я предлагаю вам проделать несколько научных экспериментов, и их результаты занести в настоящие «Дневники наблюдений», как это обычно делают учёные.
3. Оперативно – познавательный этап.
Наблюдения и опыты:
Опыт 1. Сравнение толщины бумаги и картона.
· Как вы думаете, как мы будем сравнивать их толщину? (Наощупь).
· Что толще? (Записываем в «Дневники наблюдений»: бумага тоньше, картон толще).
- Как вы думаете, можно ли узнать, во сколько раз лист картона толще листа бумаги? (Показываю пачку листов картона и пачку листов бумаги).
-Как? (Сосчитать количество листов в пачке бумаги и сосчитать количество листов в пачке картона; узнать, во сколько раз больше листов бумаги, чем картона в пачке такой же толщины).
- Тогда мы попросим двух научных сотрудников произвести необходимые расчёты, а потом рассказать нам о результатах своего исследования. (Двоим ученикам предлагается индивидуальное задание – выполнить микроисследование по сравнению толщины бумаги и картона).
Опыт 2. Исследование прочности бумаги и картона на разрыв.
- Попробуем разорвать бумажную полоску и полоску из картона. Что вы почувствовали? (Записываем в «Дневники наблюдений»: бумага рвётся легче, картон - труднее).
Опыт 3. Строение бумаги и картона.
· Рассмотрим бумагу и картон по линии разрыва. Что вы видите? (Отмечается сходство: и бумага, и картон состоят из волокон).
· Отличаются ли между собой волокна бумаги и картона? (В картоне волокна значительно крупнее и грубее, чем в бумаге).
- Действительно, для изготовления бумаги на специальных комбинатах древесная масса очень тщательно измельчается. Может быть, вы знаете, где у нас в Беларуси есть такие комбинаты? (В городе Добруше Гомельской области). Для изготовления картона используются более грубые и дешёвые материалы, чем дерево.
Опыт 4. Сгибание бумаги и картона.
· Прежде, чем продолжить эксперимент, предлагаю подумать над результатами предыдущего опыта и высказать свои предположения по вопросу: какой материал — бумага или картон — будет сгибаться легче? (Бумага будет сгибаться легче).
· Почему вы так думаете? (Бумага состоит из более мелких и нежных волокон, чем картон).
· Проверим наше предположение, выполнив опыт. (Сгибаем бумажную полоску, затем сгибаем полоску картона).
· Какой можно сделать вывод? ( Бумага сгибается легче, чем картон, её проще заставить принять нужную форму, она более пластична).
· А теперь выслушаем результаты опыта, который проводили наши научные сотрудники. (В пачке бумаги оказалось 30 листов, а в такой же по толщине пачке картона – 10; разделив 30 на 10, мы узнали, что лист бумаги в 3 раза тоньше листа картона).
Опыт 5. Исследование прочности мятой бумаги.
- Сомнём одну часть бумажной полоски, а вторую оставим немятой. Попробуем разорвать каждую из частей. Что вы почувствовали? (Мятую часть полоски было разорвать легче).
· Какой можно сделать вывод? (Мятая бумага теряет часть своей прочности).
· Вот почему нужно стараться не мять бумагу, если хотим, чтобы изделие из неё было прочным и долго служило. И поэтому же нельзя загибать уголки у книжных страниц.
· Что мы узнали из наших опытов о картоне? (Обобщаются его свойства: картон толще, чем бумага, труднее рвётся, состоит из крупных, грубых волокон, сгибается труднее, чем бумага).
· О бумаге? (Обобщаются свойства бумаги: бумага тоньше, чем картон, легче рвётся, состоит из более мелких и нежных волокон, чем картон, более пластична, чем картон).
БУМАГА |
КАРТОН |
тоньше |
толще |
рвётся легче |
рвётся труднее |
волокна мелкие |
волокна более грубые, крупные |
сгибается легче, более пластична |
сгибается труднее |
· Анализируя исследованные свойства, можем ли мы ответить на вопрос, какой материал мы выберем для изготовления изделия в технике квиллинг? (Бумагу).
· Мы правильно определили материал для изготовления нашего изделия. И подтверждение тому - сам термин «квиллинг», что в переводе на русский язык означает бумагокручение.
3. Инструктаж по выполнению изделия.
Учитель:
- Вернёмся к образцу нашего изделия. На что же мы будем накручивать бумагу? В этом нам поможет самый обычный школьный карандаш. (Учитель показывает приёмы работы по изготовлению элемента декоративного панно – цветка ):
· накручивание бумажной полоски на карандаш;
· приклеивание конца бумажной полоски;
· сплющивание;
· намазывание клеем картонной основы;
• приклеивание лепестков цветка.
Одновременно на компьютере даётся графическая последовательность действий).
- Теперь мы приступим к изготовлению изделия. Просьба к помощникам – раздать комплекты деталей для работы.( Помощники раздают наборы деталей для изготовления изделия: картонная основа для изготовления цветка, полоски цветной бумаги).
5. Физкультминутка (разминка для рук перед работой: выполняются упражнения «Паучок», «Послушные пальчики»).
6. Практическая работа:
- Прошу вас во время работы с клеем быть опрятными, соблюдать правила товарищества и если вашему другу необходима ваша помощь, своевременно оказывать её. Если вам потребуется помощь учителя, просьба сигнализировать специальной карточкой. ( У учащихся на столах имеются сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Красный цвет сигнализирует о просьбе оказать помощь. Зелёный цвет означает, что работа идёт благополучно).
(Звучит тихая музыка. Когда работа подходит к концу, к доске прикрепляется лист ватмана с изображением вазы.)
- Ребята, изготовленные вами цветы предлагаю собрать в букет и поставить его в вазу. ( Изготовленные детьми цветочки прикрепляются к ватману).
7. Контрольно – коррекционный и рефлексивный этапы.
Учитель:
- Что у нас получилось? (Букет цветов).
· Какой он? (Яркий, красочный, красивый, необыкновенный…)
· Как его можно назвать? («Улыбка лета», « Волшебный букет»).
· Кому бы вы хотели подарить этот букет? (Мамам).
- Мы обязательно это сделаем: украсим нашим коллективным панно свой класс к празднику Матери.
- Как вы старались работать сегодня на уроке? (Аккуратно, старательно, дружно).
Учитель:
- Да, действительно, работали вы старательно и слаженно, и букет у нас получился необыкновенно нарядный и красивый. За такую работу каждый из вас получает сегодня высшую школьную отметку – 10. А теперь прошу внимание – на экран.
(Детям показывается компьютерная презентация «Бумажное чудо»).
-Что это? (Бумага).
- Просто бумага? Но в руках мастера с ней может произойти настоящее чудо!
- Вам знакома техника, в которой выполнено это изделие? (Оригами).
Слайд 3:
-А это - киригами. При выполнении таких изделий бумагу не только складывают. Здесь допускается использование ножниц.
- Изделия, выполненные в стиле бумажной пластики.
· А вот - настоящие бумажные кружева. Как они называются? (Вытинанка).
· И ещё одно маленькое чудо, которое сегодня сотворили вы своими руками - квиллинг.
8. - Если вы заинтересовались увиденным, то в будущем сможете научиться изготавливать изделия в любой из этих техник и продолжать творить чудеса своими собственными руками. Благодарю всех за сегодняшнюю работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.