Тема: Числительные
Тип:
Метод:
Оборудование:
Цели:
а) Образовательные:
· дать понятие о числительном;
· обозначить основные функции числительного;
· соотнести знания о числительном со знаниями о других частях речи;
б) Развивающие:
· развивать память и внимание;
· развивать творческое мышление;
· вырабатывать умение практического применения полученных знаний;
в) Воспитательные:
· воспитание трудолюбия;
· воспитание уважительного отношения друг к другу;
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания (домашнее задание было дано пропедевтическое). Детям были заданы предложения, в которых нужно было обозначить прилагательные и существительные. Примеры таких предложений: Первая трамвайная линия сегодня не работала. С момента нашего отъезда прошло сто дней. Из всех присутствующих докладчиков с презентацией выступил только один студент. При проверке домашнего задания, если дети назовут числительные существительными и прилагательными, им предлагается лингвистическая сказка:
Девочка восьмерка всегда каталась на автобусе номер один. Но однажды первый автобус не приехал, а приехал автобус с номером три. Пятерка девочек в автобусе помахала восьмерке рукой, приглашая ее зайти в автобус и сесть на одно из ста свободных мест. Девочка зашла и села между семеркой и девяткой и автобус поехал в страну натуральных чисел.
После нее нужно снова вернуться к домашнему заданию и предложить подумать, какими частями речи являются данные слова.
Если же дети сразу не назвали числительные существительными и прилагательными, то им задается вопрос: «Как вы думаете, какими частями речи являются данные слова?».
3) Доклад ученика.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и который? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. Имена числительные могут быть разными членами предложения. Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами. Числительные могут быть ПРОСТЫЕ (имеют один корень: восемь, четвертый), СЛОЖНЫЕ (имеют два и более корней: семьдесят, двестипятидесятый) и СОСТАВНЫЕ (состоят из двух и более слов: тридцать шесть, одна пятая).
4) Упражнения на первичное закрепление.
Задание 1.
Найдите числительные в данных предложениях и докажите это.
Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Один ум хорошо, а два ума лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Двумя ложками кашу не едят.
Задание 2.
Данные ниже числительные выписать в 2 столбика – количественные и порядковые числительные.
В окне на девятом этаже погас свет. Двумя ложками кашу не едят. Сто одёжек и все без застёжек. Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке. Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки. Мой брат учится в третьем классе.
5) Сопоставительная таблица.
Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
Рассмотрите таблицу.
Часть речи |
Имя существительное |
Имя числительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Вопросы |
Кто? Что? |
Сколько? |
Какой? Какая? Какое? |
Что делать? Что сделать? |
Примеры |
Тройка лошадей, дружная семерка |
Три товарища, семь тетрадей, сто дней, второй год, пятый дом, шестой класс, три месяца. |
Семидневный поход, двойная подкладка. |
Удвоить усилия, утроить энергию. |
6) Упражнение на вторичное закрепление.
Задание по рядам. Заменить числовую записать числительных, прочитать полученные слова. Придумать несколько своих примеров.
Первый ряд: Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. Второй ряд: 100л 3ко по2ла, 100ляр, с3чь, осе3на, 3буна, 100лица. Третий ряд: 100лб, 3о, ус3ца, 1очество, 3умф, 100рожка, 3тон, 3котаж.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.