Конспект урока по теме «Числительное как часть речи»
Оценка 4.8

Конспект урока по теме «Числительное как часть речи»

Оценка 4.8
docx
17.05.2021
Конспект урока по теме «Числительное как часть речи»
Конспект урока по теме «Числительное как часть речи».docx

Тема: Числительные

Тип:

Метод:

Оборудование:

Цели:

а) Образовательные:

·        дать понятие о числительном;

·        обозначить основные функции числительного;

·        соотнести знания о числительном со знаниями о других частях речи;

б) Развивающие:

·        развивать память и внимание;

·        развивать творческое мышление;

·        вырабатывать умение практического применения полученных знаний;

в) Воспитательные:

·        воспитание трудолюбия;

·        воспитание уважительного отношения друг к другу;

Ход урока:

1)    Организационный момент.

2)    Проверка домашнего задания (домашнее задание было дано пропедевтическое). Детям были заданы предложения, в которых нужно было обозначить прилагательные и существительные. Примеры таких предложений: Первая трамвайная линия сегодня не работала. С момента нашего отъезда прошло сто дней. Из всех присутствующих докладчиков с презентацией выступил только один студент. При проверке домашнего задания, если дети назовут числительные существительными и прилагательными, им предлагается лингвистическая сказка:

Девочка восьмерка всегда каталась на автобусе номер один. Но однажды первый автобус не приехал, а приехал автобус с номером три. Пятерка девочек в автобусе помахала восьмерке рукой, приглашая ее зайти в автобус и сесть на одно из ста свободных мест. Девочка зашла и села между семеркой и девяткой и автобус поехал в страну натуральных чисел.

После нее нужно снова вернуться к домашнему заданию и предложить подумать, какими частями речи являются данные слова.

Если же дети сразу не назвали числительные существительными и прилагательными, то им задается вопрос: «Как вы думаете, какими частями речи являются данные слова?».

3)    Доклад ученика.

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и который? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. Имена числительные могут быть разными членами предложения. Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами. Числительные могут быть ПРОСТЫЕ (имеют один корень: восемьчетвертый), СЛОЖНЫЕ (имеют два и более корней: семьдесятдвестипятидесятый) и СОСТАВНЫЕ (состоят из двух и более слов: тридцать шестьодна пятая).

4)    Упражнения на первичное закрепление.

Задание 1.

Найдите числительные в данных предложениях и докажите это.

 

Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Один ум хорошо, а два ума лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Двумя ложками кашу не едят.

 

Задание 2.             

Данные ниже числительные выписать в 2 столбика – количественные и порядковые числительные.

 

В окне на девятом этаже погас свет. Двумя ложками кашу не едят. Сто одёжек и все без застёжек. Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке. Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки. Мой брат учится в третьем классе.

5)    Сопоставительная таблица.

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

 Рассмотрите таблицу.

Часть речи

Имя существительное

Имя числительное

Имя прилагательное

Глагол

Вопросы

Кто? Что?

Сколько?

Какой? Какая? Какое?

Что делать? Что сделать?

Примеры

Тройка лошадей, дружная семерка

Три товарища, семь тетрадей, сто дней, второй год, пятый дом, шестой класс, три месяца.

Семидневный поход, двойная подкладка.

Удвоить усилия, утроить энергию.

6)    Упражнение на вторичное закрепление.

Задание по рядам. Заменить числовую записать числительных, прочитать полученные слова. Придумать несколько своих примеров.

 

Первый ряд: Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. Второй ряд: 100л 3ко по2ла, 100ляр, с3чь, осе3на, 3буна, 100лица. Третий ряд: 100лб, 3о, ус3ца, 1очество, 3умф, 100рожка, 3тон,  3котаж.


 

Тема : Числительные Тип : Метод :

Тема : Числительные Тип : Метод :

Числительные могут быть ПРОСТЫЕ (имеют один корень: восемь , четвертый ),

Числительные могут быть ПРОСТЫЕ (имеют один корень: восемь , четвертый ),
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021