Конспект урока по теме: "Файл. Имя файла. Расширение файла. Каталог".
Оценка 5

Конспект урока по теме: "Файл. Имя файла. Расширение файла. Каталог".

Оценка 5
docx
30.01.2020
Конспект урока по теме: "Файл. Имя файла. Расширение файла. Каталог".
ФАЙЛ.docx

Группа________________________

 

Тема урока: «Файл. Имя файла. Расширение файла. Каталог»

Цели урока:

Образовательные: сформировать у обучающихся представление о файле, файловой структуре; познакомить с параметрами файлов и их характеристиками; закрепить навыки решения задач по теме.

Развивающие: развитие познавательных интересов, коммуникативной культуры, самоконтроля, способствовать воспитанию навыков работы в группе и принятию группового решения.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация;
  • листы для практических работ в тетрадях и на компьютерах
  •  

Ожидаемый результат: первичное осмысление пройденного материала и в итоге правильное выполнение практической части

 

Ход урока

Организационный момент:

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

1.     Основная цель урока: сформировать у обучающихся представление о файле, файловой структуре; познакомить с параметрами файлов и их характеристиками; закрепить навыки решения задач по теме.

2.     Задачи урока:

·Общеобразовательные  – формирование умения понимать принцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, умения определять тип файла по расширению; формирование умения составлять дерево файловой системы и отслеживать путь файла по этому дереву;

·Воспитательные - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

                 ·  Развивающие – развитие внимания, памяти, аккуратности, самостоятельности.

                 ·  Практические – развитие навыков работы по созданию и поиску файлов на компьютере

Актуализация знаний:

Для повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках я предлагаю вам выполнить задания. (Каждому обучающемуся бланк с заданием). Взаимопроверка (ответы выведены на экран)

Ответьте на вопросы:

·        Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)

·        А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)

·        Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)

·        Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)

·        А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Что такое файл?Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами?

 

Теоретическая часть.

Чтобы понять, что такое файл, давайте рассмотрим простой пример.

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.

Как выглядит камера хранения?

В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.

Что является материальными носителями в компьютере? (магнитные диски, лазерные и т.д.)

Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер.

Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Что такое файл? (Это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.)

Файл- это поименованная область внешней памяти. (записать определение в тетрадь)

Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами.

Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей.

Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать.Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова «тип» используют слово «расширение».

Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?»<>|.

Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.

Давайте вместе заполним таблицу:

Примеры расширений

Тип файла

sys, drv

Системные файлы

doc, txt, rtf, odt, docx

Текстовые файлы

bmp, jpg, gif, tif, png, pds

Графические файлы

htm, html

Web-страница

аvi, mpeg

Видеофайлы

wav, mp3, midi

Звуковые файлы

bac, pas

Файлы на языке программирования

zip, rar

Архивные

xls, ods

Электронная таблица

 

 

Примеры файлов и их параметров

Название параметра

Значение параметра

Имя

Конспект

Фото

Футбол

Тип

DOC

BMP

EXE

Значок

Размер

5 Кбайт

12 Кбайт

4 Кбайт

Дата и время создания

09.03.2015

12:30

15.07.2015   15:46

21.09.2015

13:31

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая структура- это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог диска (оглавление) представляет собой последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов.

Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут хранится папки нижнего уровня и файлы.

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой     непосредственно хранится файл. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен, вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

 

Приступим к выполнению заданий.

Задание 1.
Выбери правильные имена файлов:
1.         Рыбалка.
2.         Сочинение о лете.
3.         12>13
4.         12 больше 13
5.         Ура!
6.         Мой_рисунок
7.         Список 8 «А»

 Ответ: 1,2,4,5,6.

Задание 2.
Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов, графических файлов, программ.
aaa.bmp, leto.doc, mama.jpg, ura.wav, dog.txt, cat.jpg, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, box.exe, game.bmp, vopros.wav, otvet.txt.
Ответы:
leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
boy.exe, box.exe - программы
.

Задание 3.
Отдели имена файлов от имен папок, неправильные имена пропускай.
Lettet.txt, Book, Name*2, List.doc, 2006 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.
Ответ:
файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
папки -
Book, 2013год, Windows.

Домашнее задание.п. 2.4

Практическая работа (на ПК).

Подведение итогов.

Предлагает еще раз вспомнить определения понятий:

  • файл;
  • файловая структура;
  • каталог;
  • полное имя файла;
  • путь к файлу;
  • работа с файлами.

Выставляются оценки учащимся.

 


 

Группа________________________

Группа________________________

Общеобразовательные – формирование умения понимать принцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, умения определять тип файла по расширению; формирование умения составлять дерево…

Общеобразовательные – формирование умения понимать принцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, умения определять тип файла по расширению; формирование умения составлять дерево…

Теоретическая часть. Чтобы понять, что такое файл, давайте рассмотрим простой пример

Теоретическая часть. Чтобы понять, что такое файл, давайте рассмотрим простой пример

Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании

Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании

Примеры файлов и их параметров

Примеры файлов и их параметров

Приступим к выполнению заданий

Приступим к выполнению заданий

Подведение итогов. Предлагает еще раз вспомнить определения понятий: файл; файловая структура; каталог; полное имя файла; путь к файлу; работа с файлами

Подведение итогов. Предлагает еще раз вспомнить определения понятий: файл; файловая структура; каталог; полное имя файла; путь к файлу; работа с файлами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020