Тема урока: Местоимение
Цель: создать условия для изучения местоимения как о части речи, о его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении.
Задачи:
1. Дать определение местоимения как части речи в соответствии с
морфологическими признаками; определить роль в предложении и
речи данной категории слов.
2. Способствовать развитию познавательных навыков у учащихся.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому
языку.
Ход урока
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
1 |
Мотивирование к учебной деятельности. |
Приветствует учащихся, желает удачи |
Приветствуют друг друга |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Опрос класса: -Какой раздел изучали? -Отправляемся в путешествие. Какие части речи будут жить в городе? Помещает самостоятельные части речи, междометия, служебные. Вспомните информацию о существительном - Вспомним словарные слова. Работа в парах. - Как ведем себя в таком случае. Работа по карточкам: Прочитать слова про себя, продиктуйте их друг другу, следим о посадке. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по эталону. Договоритесь между собой и вберите 1 слово из тех, которое записали, придумайте и запишите предложение. Составьте и запишите 2 предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.
|
Отвечают на вопросы учителя:
- Части речи.
Называют существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог и др.
Вспоминают правила работы в парах.
Составляют предложение.
Записывают слова под диктовку словарные слова. Осуществляют взаимопроверку.
Составляют и записывают предложение.
Фиксируют затруднение. Знаний не хватает. Предлагают варианты |
3 |
Выявление места и причины затруднения. |
Работа с предложением. Кто составил предложение? Какую часть речи вы использовали? Какова цель урока? |
Составили предложение, используя Местоимение ОНА. Предполагают цель. Называют тему- Местоимение как часть речи |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Заполним паспорт части речи
Что можем заполнить? Какие цели ставили в начале урока?
|
Достают из конверта маршрутную карту Название – записывают название части речи местоимение. Какими признаками обладает, что обозначает, на какие вопросы отвечает.
|
5 |
Реализация построенного проекта. |
Работа в парах. Учитель нацеливает на выполнение упражнения учебника
Проверим, какие слова вы вставили. Слова какой части речи они заменили?
Работа с информацией учебника
Какую работу выполняют местоимения? Если они заменяют существительное, что они будут обозначать? На какой вопрос будут отвечать ? |
Вставляют слова, работая в паре
Называют вставленные слова Отвечают, что имя существительное
Читают правило о местоимении.
Отвечают на вопросы учителя о местоимении. |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Читает текст про кошку. Все ли понравилось в тексте? Что делает местоимение в тексте? Заполните данные паспорта
Потренируемся находить местоимение в речи. Карточка. Напоминает правила посадки. Проверим. Прочитаем стихотворение. Что хотел сказать Автор?
|
Много повторов слова кошка.
Проверяют свой вывод с авторским
Записывают, что обозначает местоимение. Вопросы местоимения
Выписывают в тетрадь
Называют местоимения.
Отвечают, что нужно беречь природу. |
7 |
Физминутка |
Показывает упражнения |
Повторяют под музыку |
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Просмотр ролика, чтобы узнать недостающие данные о местоимении
Впишите лицо у местоимений. Проверьте по эталону. Что делать, если у вас ошибки?
|
Смотрят ролик, отвечают на вопросы – какого лица бывают местоимения
Работают над заданием, проверяют |
9 |
Включение в систему знаний и повторение. |
По какому признаку можем распределить?
Назовите все признаки местоимений. Заполните последнюю графу «признаки местоимений».
Работа с карточкой. Прочитайте задание. Понятно, что надо делать? Что делать, чтобы не было ошибок?
Запишем домашнее задание. Поясняет домашнее задание. Предлагает творческое задание. |
По лицу, числу, определяют род у 3 л ед.ч.
Называют признаки, заполняют
Читают задание, работают на карточке-вписывают признаки, проверяют по эталону, исправляют, если есть ошибки.
Записывают задания. |
10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
|
Итог урока: С какой частью речи познакомились? Расскажите о части речи по паспорту части речи С какими еще частями речи вы еще познакомитесь?
Урок понравился. Оцените свою работу, используя начало предложения |
Отвечают на вопросы, рассказывают по паспорту о местоимении.
Называют части речи.
Строят высказывания о своей работе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.