Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс математика
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс математика

Оценка 4.9
docx
08.03.2023
Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс математика
Тема урока пропорция.docx

Тема урока: Пропорции.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формируемые результаты:

предметные – познакомить учащихся с понятием пропорции, крайних и средних членов пропорции, с основным свойством пропорции.

Личностные – формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения. Воспитывать уважение к труду, учить работе в коллективе.

Метапредметные – формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты: учащийся научится читать пропорции, определять их средние и крайние члены, составлять пропорции из данных отношений.

Основные понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

 

 

Ход урока

 

 

1.    Организационный этап

Приветствие.

1.    Постановка формируемых результатов и задач урока (слайд 1)

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_1.png

- Ребята, как вы понимаете фразу, сказанную математиком А. Нивеном?

Слушаем ответы учеников

Подводим итог:

- Математика – один из самых интересных предметов, изучаемых в школе. Знания по этому предмету потребуются вам в будущем при обучении в любом учебном заведении. Поэтому на уроках при изучении математики каждому из вас необходимо проявлять трудолюбие, настойчивость, любознательность, упорство, т.е. самостоятельно и серьёзно изучать этот предмет. «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». А. Нивен.

 

Сегодня на уроке продолжаем изучение большого раздела курса математики. Мы закончили изучение темы «Отношения». Теперь приступаем к изучению новой темы в этом разделе.

 

1.    Актуализация знаний.

 

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что знаем про отношения.

Ответьте на вопросы:

Что называют отношением двух чисел?

Как можно записать отношение двух чисел?

Найдите и прочитайте отношения: (слайд 2)

 

10+5,2 3,8:2 125*8

25:31 180-15 21:45

a:b = c:d 14*94 5:1,2

 

Устно (в учебнике) упр. № 1, стр. 119

 

А теперь необходимо заполнить таблицу на доске, устно решив примеры. Вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_2.png (таблица нарисована на доске).

 

Ученики по очереди выходят, заполняют таблицу и называют тему урока «Пропорции».

(слайд 4)

 

Итак, тема сегодняшнего урока «Пропорции».

Мы познакомимся с понятиями – пропорция, члены пропорции, изучим основное свойство пропорции. (слайд 5)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_3.png

 

Знания, полученные на этом уроке, помогут вам решать уравнения, задачи. Позже задачи с помощью пропорций вы будете решать по геометрии, алгебре, физике, химии. Задачи на пропорции встречаются и в повседневной жизни человека (в кулинарии, в архитектуре, в медицине, в технологии, в географии) (слайд 6)

 

Что же такое пропорция? Очень скоро мы узнаем, что это такое. А сначала проверим домашнее задание.

 

Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка домашнего задания - № 579.

Ученики устно отвечают на вопросы учителя.

 

1.    Изучение нового материала. (слайд 7).

1.    Вычислите устно отношения, которые даны в таблице

2.    Назовите равные отношения и запишите их.

3.    Равенство двух отношений называют пропорцией.

Пропорция (от лат. proportio - «соизмеримость»)

В буквенном виде пропорцию можно записать так: а : в = с : d или https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_4.png (слайд 8)

 

Пропорцию читают: «отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b как с относится к d» (слайд 9)

Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и с – средними членами пропорции (слайд 10)

Прочитайте пропорцию, назовите её крайние и средние члены:

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_5.png , https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_6.png , https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_7.png , (слайд 11)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_8.png

 

 

Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в IV веке до нашей эры в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, различными ремёслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.

 

Пропорции начали изучать в древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составленные из натуральных чисел. В IV в. до н.э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.

 

 

Немного истории – сообщение ученика об истории возникновения пропорций.

 

(слайды 12-18)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_9.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_10.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_11.png

 

 

Работа в парах. (слайд 19)

 

Заполните таблицу

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_12.png

 

На основании полученных данных сделайте выводы (слайды 20 - 21)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_13.png

Ученики делают вывод:

 

произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов – это

 

ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ

(слайд 23) https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_14.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_14.png

 

1.    Первичное закрепление нового материала (слайд 24 - 25)

 

Фронтальная работа (устно)

 

·         Вычислите отношения. Можно ли составить из данных отношений пропорцию? Назовите в пропорции крайние и средние члены:

 

1.    100 : 20 и 60 : 12

2.    2:6 и 3:9

3.    1,6 : 4 и 24 : 0,6

4.    3,6 :0,9 и 1,2 : 0,3

5.    3:5 и 24:80

 

·         Не вычисляя данные отношения, установите, можно ли из них составить пропорцию:

 

1) 8:16 и 2:4

2) 1,8 : 4 и 0,9 : 2

3) 50 :16 и 30 : 8

4) 1,2 : 7 и 3 : 5

5) 0,6 : 5 и 3,6:30

 

1.    Закрепление изученного материала.

 

Работа на доске и в тетрадях.

 

Учебник стр. 119, № 602, 604, 606

 

1.    Самостоятельная работа обучающего характера. (Карточки)

 

Вариант 1

1) Запишите в виде пропорции утверждение: отношение трёх к девяти равно отношению четырёх к двенадцати.

2) Составьте пропорцию, если известно, что:

1) крайние члены 3 и 16, средние члены 12 и 4;

2) средние члены 10 и 15, крайние члены 25 и 6.

3) Используя данные числа, составьте пропорцию: 1) 12; 7; 42; 2. 2) 1; 0,8; 3,6; 4,5.

 

Вариант 2

1) Запишите в виде пропорции утверждение: отношение семи к пятнадцати равно отношению четырнадцати к тридцати:

2) Составьте пропорцию, если известно, что:

1) крайние члены 4 и 17, средние члены 34 и 2;

2) средние члены 11 и 16, крайние члены 22 и 8.

3) Используя данные числа, составьте пропорцию: 1) 1,2; 0,7; 4,2; 0,2. 2) 2; 16; 7,2; 0,9.

Взаимопроверка. Ответы – на слайде.

 

1.    Информация о домашнем задании. (слайд 26)

 

Стр.116, §20 вопросы 1- 4

№ 603, 605, 607

 

1.    Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 28)

 

Продолжите высказывания об уроке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_15.png


• Сегодня я узнал…
• Сегодня я научился …
• Мне было интересно…
• Я понял, как…
• Мне понравилось…
• Я хотел бы ещё узнать…

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_16.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf06eeb5eb5/1270412_17.png


 

Тема урока: Пропорции. Тип урока:

Тема урока: Пропорции. Тип урока:

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что знаем про отношения

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что знаем про отношения

Что же такое пропорция? Очень скоро мы узнаем, что это такое

Что же такое пропорция? Очень скоро мы узнаем, что это такое

Немного истории – сообщение ученика об истории возникновения пропорций

Немного истории – сообщение ученика об истории возникновения пропорций

Первичное закрепление нового материала (слайд 24 - 25)

Первичное закрепление нового материала (слайд 24 - 25)

Запишите в виде пропорции утверждение: отношение трёх к девяти равно отношению четырёх к двенадцати

Запишите в виде пропорции утверждение: отношение трёх к девяти равно отношению четырёх к двенадцати

Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс математика

Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс математика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023