Урок-путешествие по теме " Пропорции ".
Автор: учитель математики
МАОУ "СОШ № 44" им.Г.Я.Грицая
г. Миасс Челябинской обл.
Забожанская Елена Петровна
Цель: закрепить знания учащихся по теме " Пропорции"; учить распознавать прямую пропорциональность от обратной, решать задачи на пропорциональную зависимость, формировать вычислительные навыки;
развивать мышление, память, внимание, логику, смекалку; воспитывать самостоятельность, сознательность, взаимовыручку.
Ход урока
1. Орг.момент:
Объявление темы и цели урока.
2. Работа по теме:
Ребята, урок сегодня не обыкновенный, так как мы отправимся с вами в путешествие на математическом поезде. За правильные ответы будут выдаваться жетоны. Но для того, чтобы купить билеты на поезд, нужно разгадать шифровку.
1 :
3 ·
: 3
·
2 - Р 1 - А 1 - К 6 - С - Ь 2 - О - Д - Н
Ребята самостоятельно решают примеры в тетрадях, а затем ученик выходит к доске и записывает верные ответы:
1 : = К
3 · = О
: 3 = Н
· = Ь
Знаете ли вы значение этого слова?
КОНЬ - это 1) То же, что и лошадь ( преимущественно о самце)
поговорки: На коне - чувствует себя победителем, уверен в себе;
Конь - огонь - о горячем и быстром коне;
пословицы: Конь о четырех ногах, да спотыкается - ошибаться может каждый;
Погоняй коня не кнутом, а овсом;
Коней на переправе не меняют;
Куда конь с копытом, туда и рак с клешней - пословица о том, кто пытается сравняться в каком-нибудь деле с тем, кто умнее его, важнее, сильнее;
Не в коня корм - о том, что не идет на пользу кому-нибудь;
Конь не валялся - ничего еще не начато, не готово;
2) Шахматная фигура
поговорка: Ход конем - о смелом решительном действии;
3) Гимнастический снаряд для маховых упражнений и опорных прыжков.
1 станция " СВЕТОФОР"
У каждого на парте лежат 2 цветные карточки - красная и зеленая.
Ребята, час назад здесь был инспектор, он оставил вам задание. для того, чтобы поезд мог двигаться дальше, нужно его выполнить. Но сначала давайте вспомним: что называется пропорцией? Какое основное свойство пропорции вы знаете?
Инспектор составил для вас пропорции, но все ли они составлены верно?
(Учитель показывает равенства по одному, а учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, является ли это равенство пропорцией-зеленая карточка- или нет-красная карточка)
1) 6:3=4:2 5) 6:2=4:6
2) 3:6=2:4 6) 4:6=2:3
3) 3:6= 4:2 7) 6:4=3:2
4) 6:3=2:4 8) 8:4=2:3
-На какой же сигнал светофора нужно переходить дорогу, на какой нельзя? А если нет светофора, как правильно переходить дорогу?
2 Станция "НЕИЗВЕСТНАЯ"
-На этой станции вам нужно выполнить два задания.
1) Какие числа можно вставить вместо кружков, чтобы пропорции были верными?
12 : ⃝ = ⃝ : 4 ⃝ : = : ⃝
2) Решить уравнения:
х : 7 = 12 : 6 10 : у = 15 : 3
3 : 7 = а : 1 : = : в
3 Станция "ИГРОВАЯ"
1) Черно-красная таблица.
2) Бусы.
-Из разных цифр я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ. ( на доске вычислительная цепочка)
3) Физ.минутка
· игра "Рыбка"
· на внимание
4 Станция "ЗИГЗАГ"
-Дайте определение прямой и обратной пропорциональности,
-Приведите примеры на прямую и обратную пропорциональности.
-Ребята, представьте себе, что на Земле произошла путаница и для процессов, описываемых прямой пропорциональностью, используют обратную и наоборот. тогда бы мы говорили....(продолжить):
· чем больше купил конфет....(тем меньше заплатил денег)
· чем дольше горит свеча.....(тем она становится длиннее)
Игра Зигзаг
-определить, яв-ся ли прямой проп-ю(ПП) или обратной (ОП) зависимость между величинами: (у каждого на парте)
1) стоимостью товара, купленного по одной цене, и его количеством;
2) числом рабочих, выполняющих с одинаковой производ-ю некоторую работу, и временем выполнения этой работы;
3) скоростью машины, проходящей определенный путь, и временем ее движения;
4) массой стального бруска и его объемом;
5) стоимостью товара и его количеством, купленным на определенную сумму денег.
1 2 3 4 5
ПП ⃝ ⃝
ОП ⃝ ⃝ ⃝
5 Станция "ПОЧТОВАЯ"
-Для того, чтобы поезд мог ехать дальше, нужно ответить на письма:
Первое письмо от Шерлока Холмса:
" Шерлок Холмс на каждых 12 страницах разоблачает трех преступников. Сколько преступников разоблачит он на 60 страницах?"
= ; х=; х=15
Второе письмо из пустыни Сахары:
" Верблюд в течении одного часа выдерживает груз массой 200 кг. В течение какого времени он выдержит груз массой 2 т?"
= ; х = 6 мин
6 Станция "КОНЕЧНАЯ"
Уч-ся выполняют самостоятельную работу, составленную из 2-х задач, затем 1 ученик объясняет другому решение 1 задачи, а 2-й - решение второй задачи.
1) Из 20 кг вишни получается 16 кг варенья. Ск-ко вишневого варенья получится из 35 кг вишни?
2) Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистят эту площадку?
3. Итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.