Повышение мотивации учащихся на уроках математики.
Оценка 4.6

Повышение мотивации учащихся на уроках математики.

Оценка 4.6
docx
08.03.2023
Повышение мотивации учащихся на уроках математики.
Забожанская-Повышение мотивации.docx

Повышение мотивации учащихся на уроках математики.

Подготовила: Забожанская Е.П,

 учитель математики МАОУ "СОШ №44"

имени Г.Я.Грицая

 

"Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха".

В.А. Сухомлинский

       Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

       Не секрет, что сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.  Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет. Я задаю себе риторический вопрос: "Что делать?". Ответ простой: урок должен быть просто интересным! Это не значит, что учитель должен развлекать детей на уроке. Это значит, что он должен организовать такую деятельность обучающихся на уроке, которая будет им интересна и значима для них.   Учение станет для детей  привлекательным, когда они сами будут проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это  возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

     А поскольку "интерес" (по И.Герберту) – это синоним учебной мотивации, надо иметь ввиду, что какими методиками не владели бы мы, без положительной мотивации на уроке, урок пройдёт мимо сознания учащихся, не оставив следа в нём. Поэтому вытекает проблема важности развития мотивации на каждом уроке. Так как же сформировать интерес, а значит и учебную мотивацию у школьника? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

       Мотивация  –  важнейший компонент структуры учебной деятельности, а

для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

       Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.  Первый   уровень  –  высокий   уровень   школьной    мотивации,   учебной

активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2.  Второй   уровень – хорошая   школьная  мотивация.  ( Учащиеся   успешно

справляются  с   учебной   деятельностью).   Подобный    уровень   мотивации

является средней нормой.

3.  Третий уровень –  положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,   ручки,   пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает). 

4.  Четвертый уровень –  низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) 

5.  Пятый уровень –  негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять  задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения).

       Снижение положительной мотивации школьников -  проблема, которая остается актуальной до сих пор. Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

       В своей практике использую групповую работу и работу в паре. В условиях групповой работы   осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений

планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Работа в паре "ученик  -  ученик" особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

      Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

      В работе над повышением мотивации я учитываю, что:

в памяти ученика остаётся:

¼ часть услышанного материала

1/3 часть увиденного материала

½ часть услышанного и увиденного одновременно материала

¾ материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.

        Хорошо известно, что ничто так  не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы  –  процессы, лежащие в основе интереса.

"Удивляй"

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей

работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех

учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

7 класс. Тема: "Свойства степени с натуральным показателем" (урок-закрепление). На этом уроке я привожу ребятам интересные факты из других областей, связанные со степенями:

География:   Площадь Евразии – самого большого материка равна 53,9 •106 км2, площадь самого маленького материка – Австралии – 7,7 • 106 км2. Сколько раз Австралия может уложиться на материке Евразия?

Степени и медицина:  При записи анализа крови часто используются степени! Анализ крови у здорового человека:

     -лейкоцитов в крови 6-8*10.

     -эритроцитов в крови 3,8 - 4,5 * 1012

     -тромбоцитов в крови 180 – 320 *109

"Интеллектуальная разминка"

Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них). Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

-  возможность выбора своей деятельности учащимися (составь "именную" задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу

приводит к умению ее решать.

 

 "Шифровка"

В 6 классе тема "Деление дробей" я использовала данную шифровку

 

Ведь дробь делить – совсем пустяк.

Делители перевернет ведь всяк,

А дальше действуй, как при умноженье,

И результат готов в одно мгновенье.

 

О   1  : 1

Т      :

Р      : 2

К     4  : 1

С       : 3

А      2: 1

А теперь расставьте буквы полученных  ответов в соответствие с таблицей:

 

1,5

1,5

3

1

р

о

т

о

к

а

с

 

РОТОКАС - название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 12 букв и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи.

A    E   G    I    K    O   P   R   S   T    U    V

А сколько букв содержит русский алфавит? (33)

 

 "Найди ошибку"

7 классе  Тема: "Свойства степени с натуральным показателем"

Детям дается задание исправить ошибки.

1. С4∙С3 = С8
2. С10: С= С4
3, (С5)= С10
4. С∙С3: С= С4
5. С14∙ С8 = С22

10 класс тема "Логарифмы"

Перед вами 10 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки. Если задание будет выполнено, верно, то вы узнаете фамилию ученого, который первым ввел понятие логарифма. Дается краткая справка об этом ученом. Или как дополнительная дом работа сделать презентацию об этом ученом.

 

"Софизмы"

Одним из методических приемов, направленных на формирование мотивации школьников является приём создания и решения проблемных ситуаций. Для формирования мотивации интереса использую проблемные ситуации, представленные в виде софизмов

Софизм — мудрствованье, ложный вывод, заключенье, сужденье, которому придан внешний вид истины. Софистическое рассуждение — ложное, ошибочное, под видом истинного (Толковый словарь В. И. Даля).

1) 4 руб. = 40000 коп

Возьмем верное равенство 2руб. = 200 коп. и возведем его по частям в квадрат. Получится 4 руб. = 40000коп.

Вопрос: в чем ошибка?

Ответ: Возведение в квадрат величин не имеет смысла. В квадрат возводятся только числа.

2) Два равно трем 2 = 3

Возьмем два верных равенства:

10 - 10 = 0

15 - 15 = 0

Так как правые части равны, то приравняем левые: 10 - 10 = 15 - 15

2· (5 - 5) = 3· (5 - 5)

2 = 3

Вопрос: В чем ошибка?

Ответ: Ошибка в том, что на ноль (5 - 5) делить нельзя.

 

Графический диктант (Зигзаг)

Детям даются примеры с ответами или утверждения,  или что-то в этом роде. Они пронумерованы. Какие-то из них верные, какие-то нет. Ребята поочередно определяют их верность/неверность и звездочками(кружками) отмечают ниже под соответствующими номерами и соединяют их.

1. При делении десятичной дроби на 100 запятая переносится на два знака вправо.

2. При делении десятичной дроби на 0,001 запятая переносится на три знака вправо.

3. 0,42 : 0,07 = 4,2 : 7

4. Деление десятичной дроби на 0,01 можно заменить умножением на 100.

5. 12,096 : 2, 24 = 1209,6 : 224

                1      2       3       4      5

верно             *                 *      *

  неверно      *                *

 

       Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по

которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для

ученика.

Алгебра. 9 класс. Тема "Последовательности" приобретает совершенно

другое качество после рассказа  легенды о шахматах.

 

"Создание проблемной ситуации"

1. При изучении темы в 8 классе "Треугольники. Сумма углов треугольника" предлагается учащимся самим найти сумму углов треугольника. Одни учащиеся измеряют углы транспортиром и находят сумму углов, а другие отрезают углы треугольника и прикладывают к прямой, убеждаясь , что сумма углов любого треугольника равна величине развернутого угла, т. е. 180º.

2. При изучении темы в 7 классе "Формулы сокращенного умножения" можно устроить соревнования между учениками и учителем. Учитель просит кого – нибудь из ребят назвать два   последовательных натуральных числа. Например 130 и 129. Теперь учитель и класс вычисляют на скорость разность квадратов этих чисел. Победителем, причём мгновенно, выходит учитель. Изменяя задания, неизменно побеждая, учитель, в конце концов, добьётся от ребят фразы типа: "Вы что-то знаете!" "Да, я действительно что-то знаю,- заявляет учитель. – Вы также узнаете это что-то на сегодняшнем уроке и сможете быстро выполнять такие вычисления".

 

"Использование занимательных и творческих задач"

Примером может служить изучение темы в 6 классе "Координатная плоскость" можно использовать построение рисунков по заданным координатам. Эта тема очень важная и изучается еще в геометрии в старших классах, поэтому от того как ее воспримут и запомнят дети в 6 классе напрямую зависит и понимание ими тем геометрии в старших классах. Ребятам можно предложить, как нарисовать рисунок по готовым координатам, так и самим придумать рисунок и координаты.

       В 8 классе на уроке геометрии при изучении темы "Осевая и центральная симметрия" предлагаю ребятам дома вырезать фигуры, предметы и т.п., имеющие осевую симметрию, центральную симметрию. А после изучения площадей многоугольников показываю детям, как можно найти площадь искомой фигуры с помощью формулы Пика.

      В 6 классе при изучении куба и прямоугольного параллелепипеда делаем развертки этих фигур. Дома дети находят площадь и объем своей комнаты. "Равные и равновеликие фигуры" тоже изучаются в виде практической работы. С помощью ножниц мы с ребятами конструируем трапеции и  параллелограммы из треугольника, из четырехугольника строим треугольники различных видов.

     За долгие годы работы в школе обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие "противоположных чисел" усваивается легко, то понятие "обратное число" улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

 

 

Число  Противоположное  Обратное

3                  -3                         1/3

2/5              -2/5                  5/2=2 1/2

-7/10          7/10              -10/7=-1 3/7

1 3/7          -1 3/7                 7/10

-1,5             1,5                10/15=2/3

1/8             -1/8                         8

0                    0                        Нет

А                 -а                 1/а, при а =0

 

       Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему "обратное число" (6 класс), а

заодно повторить "противоположное число", а также учит умениям учебной деятельности – сравнивать.      

      Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.

Так при изучении темы "Действия с десятичными дробями"(8 кл) использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству жильцов.

       При изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

       Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.

"Конус" -  это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку.

"Сфера" - латинская форма греческого слова "сфайра" - мяч.

"Линия" происходит от латинского слова "линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лён, льняная нить, шнур, верёвка.

"Цилиндр" -  латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".

       Ещё больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы "Окружность и круг"(6кл.) сообщаю детям, что по-латински "радиус"  -  "спица колеса", и предлагаю им нарисовать радиус окружности. В 7 классе предлагаю учащимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки,  что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.

       Перед тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника  - ромбом (8кл.) показываю альбомный лист, в центре которого расположен  небольшой ромб красного цвета, и спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю два:

это ромб (в классе всегда находится тот, кто знает эту фигуру) и это игральная: туз бубновой масти. После чего с удовольствие рассказываю, что их ассоциации были не случайными. Оказывается, "ромб"  -  латинская норма

греческого слова "ромбос", означающего бубен.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Мотивация  –  один из факторов успешного обучения учащихся на

уроках.

2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению

успешности и эффективности обучения.

3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения,

позволяет повысить результативность обучения по всем

общеобразовательным предметам.

4. Использование в учебной деятельности методов и приемов

современных педагогических технологий формирует положительную

мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным,

когда они  сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать,

открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание

через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это

возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной

деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими

методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации

успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания

учащихся, не оставив следа в нем.

 

 

Список литературы:

 

1.  Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В.Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976.

2.  О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова,

Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П.

Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009.

3. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969.

 


 

Повышение мотивации учащихся на уроках математики

Повышение мотивации учащихся на уроках математики

Поэтому вытекает проблема важности развития мотивации на каждом уроке

Поэтому вытекает проблема важности развития мотивации на каждом уроке

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации

Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации

Степени и медицина: При записи анализа крови часто используются степени!

Степени и медицина: При записи анализа крови часто используются степени!

А дальше действуй, как при умноженье,

А дальше действуй, как при умноженье,

Логарифмы" Перед вами 10 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой

Логарифмы" Перед вами 10 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой

При делении десятичной дроби на 100 запятая переносится на два знака вправо

При делении десятичной дроби на 100 запятая переносится на два знака вправо

Вы что-то знаете!" "Да, я действительно что-то знаю,- заявляет учитель

Вы что-то знаете!" "Да, я действительно что-то знаю,- заявляет учитель

Число Противоположное Обратное 3 -3 1/3 2/5 -2/5 5/2=2 1/2 -7/10 7/10 -10/7=-1 3/7 1 3/7 -1 3/7 7/10 -1,5 1,5 10/15=2/3 1/8 -1/8 8…

Число Противоположное Обратное 3 -3 1/3 2/5 -2/5 5/2=2 1/2 -7/10 7/10 -10/7=-1 3/7 1 3/7 -1 3/7 7/10 -1,5 1,5 10/15=2/3 1/8 -1/8 8…

Линия" происходит от латинского слова "линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лён, льняная нить, шнур, верёвка

Линия" происходит от латинского слова "линеа", образовавшегося от слова "Linum" - лён, льняная нить, шнур, верёвка

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023