1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Чакаева Я.В. |
Место работы |
МБОУ «СОШ№15» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
6А.Б,В |
Тема урока |
Роль фотосинтеза в природе и жизни человека |
Цель урока |
Сформировать представление о роли фотосинтеза |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные Вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания.Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества |
|
Метапредметные Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для обществаВспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания |
|
Предметные умения Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой |
|
Ключевые описание СТЕБЕЛЬ |
|
Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Обучающие видеоролики», «Динамическая инфографика, 3D-графика», «Обучающие видеоролики», «Инструкция по выполнению практической работы», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Динамическая инфографика, 3D-графика». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||
Мотивация на урок |
||||||
|
||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||
В конце 18 века ученые с помощью опытов выяснили, что для нормального роста и развития растений необходимы вода, минеральные и органические вещества. - Давайте вспомним. Как вода и минеральные соли попадают в растение? (Корень поглощает эти вещества из почвы). - Как называется этот процесс? (Почвенное питание). |
||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||
Ты узнаешь какое значение фотосинтеза в жизни человека |
||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||
История открытия фотосинтеза. 1600г. Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений. 1771г. Английский химик Джозеф Пристли Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам. 1779г. Голландский врач Ян Ингенхауз В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода. 1782г. Швейцарский ученый Жан Сенебье Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений. 1804г. Французский физиолог растений Жак Буссенго В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ. 1864г. Немецкий ботаник Юлиус Сакс Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе. Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала» В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету. (К уроку закладывался опыт – «проба Сакса» - отчет первой группы). Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта. Для опыта используются растения – примула, герань или традесканция. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет. Учитель задает вопрос классу: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет? Учащиеся отвечают: крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас. При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется. Учитель ставит перед учениками проблему: Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? (учащиеся выдвигают гипотезы) Одна из них: кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ образуется при горении. Ребята вспоминают, что растения – это живые существа, обладающие свойствами живого, одним из которых является процесс дыхания, в ходе которого они потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. Ребята приходят к выводу, что необходимо создать условия для двух растений, одно из которых на свету будет осуществлять процессы фотосинтеза и дыхания, а другое в темноте будет только дышать. Демонстрация результатов опыта, демонстрирующего условия необходимые для протекания фотосинтеза. Учитель просит вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты. Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Сечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет. Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.
|
||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||
Как растения получают органическое вещество для питания? Какие органы растения участвуют в этом процессе? Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? |
||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||
Как происходит обмен веществ у растений? Распределите элементы по соответствующим группам.
Варианты ответов: Вода Углекислый газ Минеральные соли Пары воды Кислород Фотосинтез Дыхание |
||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||
Тест в формате ГИА |
||||||
3.4 Развитие функциональной грамотности |
||||||
Выберите несколько вариантов ответа. Условия протекания фотосинтеза. Варианты ответов: Плодородная почва. Наличие солнечного света. Температурный режим. Наличие зелёных листьев и хлорофилла. Наличие вакуолей. Наличие углекислого газа. Наличие воды. Правильный ответ: Наличие солнечного света. Наличие зелёных листьев и хлорофилла. Наличие углекислого газа. Наличие воды. |
||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||
|
||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||
|
||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||
1. Благодарю…".В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. |
||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||
Параграф 13 из электронного учебника выучить запись зак.лаб.раб. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.