Конспект урока по теме «Система географических координат»
Цель урока
|
Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат. |
||
Задачи урока |
обучающие
|
развивающие |
воспитательные |
- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; - создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах России, полушарий |
- совершенствовать умение ориентироваться по географической карте; - продолжить формирование картографической грамотности; - развивать навыки работы с ЭОР. |
- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре |
|
Основное содержание темы, термины и понятия |
Усвоение содержания терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определение географических координат географических объектов на карте. |
||
Планируемые результаты |
личностные |
метапредметные
|
предметные |
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознание необходимости понимать и читать карту - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий |
- познавательные умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; -развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре |
- усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»: - умение работать с картой (развитие картографической грамотности); - умение определять географические координаты объектов; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации |
|
Тип урока -
|
Изучение нового материала, практикум |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент (1 мин)
2. Изучение нового материала А) Актуализация знаний
План урока 1. Координаты 2. Географическая широта 3. Географическая долгота 4. Практическая работа
2. Географическая шир
3. Географическая долгота 4. Практическая работа
Закрепление
Рефлексия Домашнее задание |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку Проверка домашнего задания: «Глобус – модель Земли» - тест – самопроверка – выставление баллов Адрес — это сочетание строго определенных координат, позволяющих определить местонахождение адресата. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта. Ребята, сегодня на уроке нам с вами необходимо отправить письма адресатам, где забыли указать название города. Как определить город, куда необходимо отправить письма? (три письма: 56 с.ш. 38 в.д.- Москва,48 с.ш. 45 в.д. – Волгоград, 23 ю.ш. 44 з.д.- Рио –де –Жанейро) Чтобы доставить письмо адресату, необходимо научиться определять географические координаты. Тема урока: Градусная сеть. Географические координаты Земля имеет круглую форму, слегка сплюснутую около полюсов. Географическая карта должна быть понятна всем людям Земли. А ведь не во всех странах принято измерять расстояние именно в километрах. Поэтому расстояние на географических картах стали измерять в градусах. Древнегреческий ученый Эратосфен для определения местоположения объекта впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы. Прочитать материал с.76 - Меридианы (географическая долгота)– это полуокружности, проведённые через полюса северный и южный. Начальным считают меридиан, проходящий через пригород Лондона – Гринвич (отмечаем на макете). Все меридианы представляют собой полуокружности, длина которых одинакова и равна 20000 км. ( отмечаем полюса северный и южный, меридиан( Гринвич, 00) - Параллели ( географическая широта)– это окружности, проведённые параллельно экватору (отмечаем на макете) Через сколько градусов на карте полушарий отмечены параллели?( через 10) А как вы считаете все ли параллели имеют одинаковую длину? Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель – экватор( 40 075 км.) Видеофрагмент ( с 1.49 сек) Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от неё до экватора. Называется она географическая широта. Если мы говорим «60-я параллель», то это значит, что любая её точка находится от плоскости экватора под углом 60°. Данный угол получил название географической широты. Широта отсчитывается от 0° до 90° по обе стороны от экватора и соответственно называется северной или южной. Географическая широта бывает северная и южная. ( отмечают цветом на макете и в схеме ) Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых меридианами (в переводе означает «полуденная линия»), эта линия соединяет полюса.Называется она географическая долгота.Долгота может иметь значения от 0° до 180°. Долгота бывает западная и восточная. отмечают цветом на макете и в схеме ) Впервые широта и долгота были обозначены на картах древнегреческого географа и историка Гекатея Милетского (550—476 гг. до н.э. - прим. от geoglobus.ru). Земля на них изображалась в виде овала, длина (долгота) которого с запада на восток была вдвое больше, чем ширина (широта) с севера на юг. До середины XVIII в. географические координаты — широта и долгота определялись путём астрономических наблюдений и назывались астрономическими. Чтобы доставить письмо адресату, учимся определять географические координат. Чтобы определить широту какого-нибудь города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится. Например, Санкт-Петербург имеет широту 60°с.ш., потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора на 60°. Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Например, Санкт-Петербург имеет долготу 30°в.д., потому что он расположен на меридиане, отстоящем от начального меридиана на 30°. Т.о.Каждая точка на земной поверхности имеет свою географическую широту и долготу, по которым определяется её точное положение на Земле. Широту и долготу точки земной поверхности называют географическими координатами. Физкультминутка Практическая работа. Поработаем с физической картой полушарий. Решаем вместе: 1.г.Якутск 620 с.ш 1300 в.д 2.влк.Везувий 410 с.ш. 160 в.д. 3.оз Виктория 180 ю.ш. 160 в.д. Практическая работа. 1. о.Пасхи ( 28 0 ю.ш. 1090 з.д) 2. г.Аконкагуа( 330 ю.ш 700 з.д.) 3. вдп.Анхель (50 с.ш. 620 з.д.) 4. оз.Эйр ( 280 ю.ш.1380 в.д.) 5. пик Коммунизма(390 с.ш. 720 в.д.) 6. г.Бразилия ( 170 ю.ш. 480 з.д.) 7. г.Берлин (520 с.ш.140 в.д.) 8. г.Санкт –Петербург ( 590 с.ш. 310 в.д.) 9. м.Челюскин ( 770 с.ш. 1050 в.д.) А теперь давайте закрепим полученные на уроке знания и все таки отправим письма адресатам и посмотрим, как вы поняли тему.
Закрепление: Тест по вопросам параграфа (самопроверка). Рефлексия Подведение итогов урока, выставление отметок Д/з: 1. выучить термины, прочитать параграф 14-15, вопр. после параграфа. 2. выполнить с помощью атласа практическую работу по определеню географических координат. |
Демонстрируют готовность к уроку
Слушают. Высказывают свое мнение. Совместно формулируют проблему и план урока Смотрят презентацию и записывают, что называется координатами
Делают предположение, что при помощи специальных линий на глобусе. - показывают на глобусе, что экватор делит земной шар на 2 равные части, рисуют в тетради схему земного шара, отметают экватор, с.п., ю.п., северное полушарие, южное полушарие
Находят параллели на карте полушарий и на глобусе
С помощью карты полушарий обучающиеся отмечают, что параллели проводят через 10 ̊
Отмечают на схеме
Составляют алгоритм действий:
Определяют географические координаты по ранее записанному плану Алгоритм действий: 1. Найти точку на карте полушарий 2. В каком полушарии находится точка 3. На какой параллели находиться искомая точка 4.Определяют координаты
|
Тема:____________________________________________________________________________________________________
Цель: Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.
План урока:
1. Координаты
2. Географическая широта
3. Географическая долгота
4. Практическая работа
5.Домашнее задание
Мередианы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Параллели:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||
Д/з:
1. выучить термины, прочитать параграф 14-15, вопр. после параграфа.
2. выполнить с помощью атласа практическую работу по определеню географических координат.
Проверочная работа по теме «Географические координаты»
1 вариант
1. От Гринвичского меридиана отсчитывается:
а) северная и южная широта б) западная и восточная широта
в) западная и восточная долгота
2. Самая большая параллель на карте называется:
а) экватор б) 180 меридиан в) тропик г) нулевой меридиан
3. Линии, условно проведенные по поверхности Земли, соединяющие северный и южный полюса:
а)экватор; б)меридиан; в)параллель.
4.Поперечные линии, условно проведенные по поверхности Земли
параллельно экватору:
а)экватор; б)меридиан; в) параллель.
5. От линии экватора ведут отсчет:
а)западные и восточные долготы б) западные и южные широты
в) южные и северные широты
6. 560 северной широты,920 восточной долготы, данные координаты характерны для города:
а) Москва б) Красноярск в) Чита г)Санкт –Петербург
7. Длина параллелей:
а)длина одинакова б)длина уменьшается от экватора к полюсам в) длина увеличивается от экватора к полюсам
8.Какой древнегреческий ученый для определения объекта впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы
а) Эратосфен б)Аристотель в) Гераклит г) Милетский
Лист самооценки
Урок географии» Градусеая сеть. Географические координаты.
Контроль |
Отметка |
Количество баллов |
Баллы по тесту |
Домашнее задание |
|
|
б.- «3» б. –«4» б. – «5»
|
Практическая работа |
|
|
0-4б- «надо подучить» 5-6 б.- «3» 7-8 б. - «4» 9-10 б.- «5» |
Итоговый тест |
|
|
0-3б - «надо подучить» 4-5 б.- «3» 6 б. –«4» 7-8 б. – «5» |
Итоговая оценка за урок
|
|
Итоговая отметка (выставляет учитель) |
|
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
а |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
б |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
в |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
а |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
б |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
в |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вопрос Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. о.Пасхи а. 330 ю.ш 700 з.д.
2. г.Аконкагуа б. 28 0 ю.ш. 1090 з.д
3. вдп.Анхель в. 390 с.ш. 720 в.д.
4. оз.Эйр г. 520 с.ш.140 в.д.
5. пик Коммунизма д. 50 с.ш. 620 з.д.
6. г.Бразилия е.170 ю.ш. 480 з.д.
7. г.Берлин ж. 280 ю.ш.1380 в.д.
8. г.Санкт –Петербург з.590 с.ш. 310 в.д.
9. м.Челюскин и. 380 с.ш. 150в.д.
10. влк.Этна к. 770 с.ш. 1050 в.д.
Практическая работа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. о.Пасхи а. 330 ю.ш 700 з.д.
2. г.Аконкагуа б. 28 0 ю.ш. 1090 з.д
3. вдп.Анхель в. 390 с.ш. 720 в.д.
4. оз.Эйр г. 520 с.ш.140 в.д.
5. пик Коммунизма д. 50 с.ш. 620 з.д.
6. г.Бразилия е.170 ю.ш. 480 з.д.
7. г.Берлин ж. 280 ю.ш.1380 в.д.
8. г.Санкт –Петербург з.590 с.ш. 310 в.д.
9. м.Челюскин и. 380 с.ш. 150в.д.
10. влк.Этна к. 770 с.ш. 1050 в.д.
|
|
|
|
|||
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вопросы Варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.