Конспект открытого урока
Учитель Чудакова Ю.В.
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Учебник авторов И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
Тип урока :урок формирования первоначальных предметных умений
Участники: обучающиеся 5А класса МОУ СОШ №16 г.о.Электрогорск
Цели урока:
обучающая - формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению;
развивающая – развитие математической речи учащихся при проговаривании правил, развитие внимания ( при работе с рисунками), развитие исследовательских навыков (при решении задач 1,2,3);
воспитательная– развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства товарищества.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы.
Технологическая карта урока математики по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся Формы организации урока. |
УУД |
1. Определение потребностей и мотивов. 1.1. Орг. момент
|
Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся |
Включаются в деловой ритм урока. Подписывают рабочие листы, записывают дату в рабочих тетрадях, рисуют «настроение» на смайликах.
|
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
1.2Мотивация к учебной деятельности. |
Задает вопросы: Какие числа записаны? Какие числа называются натуральными? Обыкновенными дробями? Смешанными? Что означает черта в записи обыкновенной дроби? Как называют число над чертой? Под чертой? Почему смешанные числа назвали «смешанными»? А как их можно еще записать? Координирует деятельность учащихся
|
Устно отвечают на вопросы учителя 1) Вычислить (устно): см. ниже 2) На доске записан ряд чисел: 12, , 11, , 100, , 1, 3, , 2) Сравните дроби: и , и 1, и , и 1 3) Представьте неправильную дробь в виде числа:
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение |
Далее предлагает решить задачи с помощью рисунков на рабочих листах. Задача. Царь выкрасил уже забора, когда появился Вовка и ему помешал. Царь попросил Вовку ему помочь и Вовка выкрасил еще забора. Какую часть забора они выкрасили вместе? Как вы думаете называется тема нашего урока? Какая цель нашего урока? |
Решают задачи, под руководством учителя заполняют подготовленные поля для записи решений.
Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Цель научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями |
Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация
|
2.Принятие учебных целей и условий их достижения. 2.1. Организация познавательной деятельности. |
Координирует деятельность учащихся при оформлении решений на листах. Умели ли вы раньше складывать и вычитать обыкновенные дроби? Предлагает сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
|
Записывают тему урока в рабочих листах. Заполняют пропуски в полях для решения задач, добавляя знаки действий Формулируют правила. Проверяют себя, читая правила ( кто-то из учащихся читает вслух) стр.118,119 учебника. |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы. |
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
|
Сможете ли вы записать эти правила с помощью формул, если 1-я дробь , 2-я - |
Кто-то из учащихся записывает формулы на доске, а затем все делают записи в тетрадях: + = ; - = |
|
3.Проверка принятой гипотезы. 3.1.Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Физкультминутка |
Предлагает применить сформулированные правила при выполнении упражнений. Фронтальная работа с учебником № 422, № решить уравнения: m + = ; - r = Вызывает 2-х учеников для выполнения №422 и №*
Физкультминутка
|
Учащиеся у доски записывают, комментируют решение, остальные самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях, проверяют по решению на доске.
У доски работают ученики
Физкультминутка |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические -формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4.Итоговый самоконтроль и самооценка. 4.1Организация первичного контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. |
Самостоятельно выполняют задания на рабочих листах по вариантам, затем проверяют у соседа по парте. 1 вариант: №1 вычислить; №2 найти и исправить ошибку 2 вариант: №1 вычислить; №2 найти и исправить ошибку Дополнительно: Задача для каждого варианта своя. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
4.2. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
|
Какую тему мы сегодня изучали? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены? |
Отвечают на вопросы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
4.3.Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
стр. 118-119( правила), № 423, задания с карточки. По желанию: найти (или составить) задачи про дроби. |
Записывают задание в дневник. |
|
4.4. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Дорисуйте смайлики в конце работы на рабочих листах, указав на них свое настроение.( Учитель проходит по рядам и собирает работы). Просит высказать свое мнение к изученному на уроке материалу. «Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! |
Дорисовывают свое настроение на смайликах. Заканчивают фразу Я думаю, что новые правила помогут мне… (пригодятся мне при…)
|
Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |
1) Вычислить (устно):
100 – 19 |
81 |
80 – 16 |
64 |
60 – 11 |
49 |
28 + 32 |
60 |
: 3 |
27 |
: 8 |
8 |
: 7 |
7 |
: 12 |
5 |
+ 23 |
50 |
· 11 |
88 |
· 15 |
105 |
· 17 |
85 |
· 4 |
200 |
+ 22 |
110 |
– 25 |
80 |
+ 25 |
110 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.