Тема: Сочинение-описание о весеннем дне
Тип: развитие речи
Метод: частично-поисковый
Оборудование: текст-образец, посвященный лету/зиме; картины весны;
Цели:
Познавательная: научить оформлять зрительные образы в текстовом формате; научить сужать тему;
Развивающая: развитие аналитических и логических способностей; развитие зрительной памяти; развитие образного мышления;
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса; воспитание творческих качеств.
Ход урока:
1) Орг. момент.
2) Вступительная беседа. Чтение одного из сочинений-образцов.
Лето:
Вот и пришло долгожданное лето! После холодной зимы так хочется тепла, ласкового солнца. Наконец можно проводить свое свободное время на природе и наслаждаться окружающим миром. В теплые солнечные дни так и хочется оставить шумный город и поехать на природу, чтобы набраться сил. Очень хорошо летом в парке или лесу. Именно там можно забыть на время о проблемах и заботах. Гуляя по парку или по лесу можно снять нервное напряжение, позабыть про все обиды и восстановить силы. Именно природа помогает человеку восстанавливать силы, поэтому очень важно проводить как можно больше свободного времени летом на природе.
Лес летом особенно интересен. Если Вы гуляете в лесу, то старайтесь прислушиваться ко всему, что происходит вокруг Вас. Слушайте пение птиц, особенно в начале лета.
Особенно прекрасна природа ранним утром, когда солнечные лучи начинают скользить по сонной земле. Они попадают расу и весь луг переливается, словно по нему кто-то рассыпал миллионы маленьких бриллиантов. Так и хочется упасть в эти бриллианты и ощутить их прохладу. Но через пару часов солнце подымается выше и луговые бриллианты не выдерживают напора жарких солнечных лучей и исчезают. Наступил еще один теплый летный день, полный хороших неожиданностей и сюрпризов.
Либо зима:
Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готовилась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом. Птицы уже улетели на юг,-а люди доставали из шкафов теплую одежду. Все давно приготовились к приходу зимы, но она, как всегда, пришла неожиданно.
Утром, проснувшись, я, как обычно, выглянул в окно - и удивился. Вместо привычного серого мрачного пейзажа осени я увидел белый, светлый пейзаж. Ночью, пока все спали, выпал первый снег. Наверное, он шел всю ночь, потому что его насыпаю очень много. Все. вокруг побелело и, казалось, даже движется теперь по-новому - легко и бодро. Побелели земля, дома, деревья - весь мир словно покрылся белым покрывалом. И как будто ручейками по нему растеклись тропки, протоптанные людьми. Все приняло необычный, сказочный, немного таинственный вид.
Казалось, что, проснувшись, я перенесся из обычного мира в страну, где все искрится и переливается. Первый снег всегда прекрасен и величествен, и хотя впереди еще будет три любимых моих зимних месяца, первый снег - всегда самое незабываемое и лучшее впечатление, от этого славного времени года - зимы.
3) Анализ пейзажных отрывков. Анализ структуры.
4) Анализ языковых средств. Особенности языка автора.
5) Общая тема – лето/зима. Автор сужает тему, переходя от общего впечатления к деталям. Возможен обратный вариант – начать с мелочи, подробности, постепенно выводя на общее впечатление.
6) Редактирование отрывков. Ребятам зачитываются/даются в печатном виде отрывки сочинений их предшественников, якобы. Ищем ошибки по содержанию: не соответствие теме; нарушение логики, композиции; тема одна – а материала больше приводится на какую-то побочную микротему; в разных частях сочинения разные основные мысли; противоречия. Затем смотрим на оформление текста, ищем речевые ошибки, находим средства выразительности.
7) Пробуем конструировать фрагменты сочинений. Конструирование плана (3-4 варианта, их плюсы и минусы, общее/различное). Конструирование зачина (раскрытие темы может быть различным). Формулировка концовки.
8) Переход к теме, на которую будет сочинение. Обговаривание всех возможных вариантов начала, сужения темы, проблем и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.