Конспект урока по теме Так учили и учились в старину

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математика.docx

Так учили и учились в старину

Цели: учить решать старинные арифметические задачи; формировать умение выполнять рассуждения при решении логических задач.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Определите первое неполное делимое и количество цифр в частном:

2. Дополните каждую величину до 4 часов:

3 ч 15 мин             239 мин             2 ч 59 мин

219 мин                1 ч 1 мин            2 ч 30 мин

3. Соедините условие с вопросом, чтобы получилась задача:

II. Работа по учебнику (раздел «Задания из книги С. А. Рачинского»).

Учащиеся решают логические задачи.

№ 1. Решение: 1) 4 · 2 + 3 = 11 (орех.) дал двум мальчикам и 1 девочке;

2) 220 : 11 = 20 (дев.);

3) 20 · 2 = 40 (мальч.).

Ответ: 20 девочек и 40 мальчиков.

№ 2. Решение: 1) 4 + 3 = 7 (орех.) дали 1 мальчику и 1 девочке;

2) 168 : 7 = 24 (дев.) – учится в школе;

3) 24 · 2 = 48 (детей) – учится в школе.

Ответ: 48 детей.

№ 3. Решение: 1) 5 + 4 = 9 (орех.) дали 1 мальчику и 1 девочке в первый раз;

2) 234 : 9 = 26 (дев.) – учится в школе;

3) 26 · 2 = 52 (уч.) – всего в школе;

4) 52 · 6 = 312 (орех.) – принёс второй раз.

Ответ: 312 орехов.

Решение:1) 3 – 1 = 2 (части) – на столько частей второе имение меньше;

2) 400 : 2 = 200 (десятин) приходится на 1 часть (второе имение);

3) 200 · 3 = 600 (десятин) – первое имение;

4) 600 + 200 = 800 (десятин) – в двух имениях.

Ответ: 800 десятин.

№ 6. Решение: 1) 1 мин 15 с = 75 с;

2) 7 ч 20 мин = (7 · 60 + 20) мин = 440 мин = (440 · 60) с = 26400 с;

3) 26 400 : 75 = 352 (версты) поезд проедет за 7 ч 20 мин.

Ответ: 352 версты.

№ 4. Решение: 1) 5 · 3 = 15 (орех.) не хватит, если каждому ученику давать по 5 орехов;

2) 3 · 11 = 33 (орех.) останется, если каждому ученику давать по 4 ореха;

3) 15 + 33 = 48 (уч.) – в школе;

4) (48 – 3) · 5 = 45 · 5 = 225 (орех.) – принёс учитель.

Ответ: 225 орехов.

III. Продолжение работы по учебнику (раздел «Из книги Н. Н. Аменицкого»).

№ 2. Решение: 1) 25 · 2 = 50 (ног) было бы у всех гусей и поросят, если бы у каждого из них было только 2 ноги;

2) 70 – 50 = 20 (ног) не хватает всем поросятам, так как у поросят по 4 ноги;

3) 20 : 2 = 10 (поросят);

4) 25 – 10 = 15 (гусей).

Ответ: 15 гусей, 10 поросят.

№ 3. 1) Насыпать 3 меры овса в маленький мешок, а затем пересыпать в средний мешок из маленького.

2) повторить то же (будет 6 мер в среднем мешке).

3) Насыпать 3 меры в маленький мешок, а затем 1 меру отсыпать в средний мешок (в среднем будет 7 мер, а в маленьком – 2 меры).

4) Из среднего высыпать 7 мер овса в большой, а из маленького высыпать 2 меры в средний.

5) Из большого высыпать 3 меры в маленький, а затем из маленького пересыпать в средний.

Итог: в большом и в среднем будет по 5 мер.

№ 1. 1) Число 100 без остатка делится на 2, 4, 5, 10, 20, 25, 100.

2) Количество всех учеников больше количества учеников, пришедших в класс, на 5, то есть это количество выражается числами 25 и 20 (10 и 5 не подходят, так как 100 : 10 = 10 и 100 : 5 = 20, а 10 и 20 отличаются друг от друга не на единицу), а 100 : 25 = 4 (ореха) и 100 : 20 = 5 (орехов).

№ 4. Решение:

№ 5. Решение:

1) 69 + 108 = 177 (м).

2) 23 + 37 – 1 = 59 (л).

3) 177 : 59 = 3 (м).

Ответ: 3 метра.

№ 5. Решение: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 = 120 (пт.).

Ответ: 120 птиц.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru