Конспект урока по вокалу «Дикционные навыки в пении»

  • docx
  • 17.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока «Дикционные навыки в пении», Данченко С.В..docx

План – конспект урока по вокалу «Дикционные навыки в пении», разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.

Тема урока: Дикционные навыки в пении                                                            Цель урока:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1.Обучающие

-   обеспечить формирование  знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие

-    дикционных навыков в разнообразных темпах;     

-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

-   умения пользоваться нижнереберно -диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные  - создать условия для:

-   воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

-  стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений. 

Тип урока: комбинированный.

 Методы работы:

 по источнику знаний:

     наглядные  –  наглядно – иллюстративный показ;

     словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

    практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная,  развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано,  ноутбук, колонки . микрофоны, зеркало.

 

Ход  урока.

I.                   Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Разбор понятий  вокальных  навыков  «дикция», «артикуляция».                                               В чем разница дикции и артикуляции? Дикция – это чёткость артикуляции, дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса.                                                                       Артикуля́ция  - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.                                                                                           Артикуляция звука состоит из 3 этапов:1.Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции; 2.Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения; 3.Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при     котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.                                                                                                                                                                                                                                                                           Артикуляция является весьма важным и сильным средством музыкальной выразительности, высту­пающим в одном ряду с такими средствами, как мелодия, гар­мония, ритм, фактура, темп, динамика, тембр.                                                                          Под артикуляцией в вокале следует понимать способ «произношения» мелодии с той или иной степенью рас­члененности или связанности составляющих ее тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах — приемах извле­чения и ведения звука. Для нахождения верного артикуляционного приема, нужного штриха весьма важно то обстоятельство, что каждый музыкальный инструмент и каждый тип певческого голоса имеет свою, характерную для него манеру артикулирования. Вос­производя эту манеру, мы можем вызвать в воображении слу­шателя то или иное звучание только через исполнительское «произношение» мелодии. Если артикуляция –это произношение мелодии , то дикция – это произношение текста. Вот поэтому в вокале просто дикция без артикуляции не дает вокального звучания. Рассмотрим более подробно что такое дикция.

Дикция - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок - артикуляционной гимнастики.

После выработки четкости действий активных органов речи с помощью артикуляционной гимнастики необходимо перейти к формированию правильных навыков произнесения отдельных гласных и согласных звуков языка. Необходимо помнить, что при произношении гласных надо обращать внимание на правильную позицию и фокусировать звук на кончиках прикрытых губ. Артикуляция гласных должна быть четкой, но не размашистой - движения небольшие по амплитуде, губы собраны.

Известные мастера говорят, что дикция во многом определяет профессиональное соответствие артиста, а недостатки в дикции мешают или не дают возможности быть артистом. Дикция - это степень выраженности в произнесении слов и слогов, это манера произношения звуков, а манеры, как известно, можно и нужно совершенствовать.                                                                  Чтобы разработать чёткую дикцию, нужно начать в развития выносливости речевого аппарата. Эта работа очень будет похожа на спортивные тренировки, в которых будут работать части тела: головной мозг, носовая полость, твёрдое и мягкое небо, ротовая полость, губы, резцы, кончик, спинка и корень языка, надгортанник, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, пищевод, позвоночник, спинной мозг.                                            Секрет качественного пения заключается в расслабленном артикуляционном аппарате:  Приоткройте губы, расслабляя мышцы глаз и рта. Сделайте наклоны головой вправо-влево, стараясь расслабить голову.
 Зевните. Только после этого можно начинать дикционную работу.
                                                                                                                Работая с чёткостью речи, следует акцентировать внимание на скороговорках. Чтоб добавить для вокалистов дополнительную интонационную нагрузку.                                                                      

2.Распевание. Элементы дыхательной гимнастики .                                                           

     Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков); упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. «Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит» , «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали», «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.» , «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке» , «Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится»

    Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления, используя скороговорку «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!»

с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

     Подвести к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Учащийся должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа   над  исполнением  вокализа.

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки, пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

4.Работа над исполнением произведения .                                                          Задача  работы  над  произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата . Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию.

    Используя образное мышление, воображение вокалиста, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление,

III. Подведение итогов, выводы.                                                                                Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить.

Рефлексия


 

Скачано с www.znanio.ru