План – конспект урока по вокалу «Дикционные навыки в пении», разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.
Тема урока: Дикционные навыки в пении Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
1.Обучающие
- обеспечить формирование знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
2. Развивающие
- дикционных навыков в разнообразных темпах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно -диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные - создать условия для:
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
по источнику знаний:
наглядные – наглядно – иллюстративный показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Технологии:
личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика
Оборудование: фортепиано, ноутбук, колонки . микрофоны, зеркало.
Ход урока.
I. Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
1. Разбор понятий вокальных навыков «дикция», «артикуляция». В чем разница дикции и артикуляции? Дикция – это чёткость артикуляции, дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса. Артикуля́ция - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания. Артикуляция звука состоит из 3 этапов:1.Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции; 2.Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения; 3.Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя. Артикуляция является весьма важным и сильным средством музыкальной выразительности, выступающим в одном ряду с такими средствами, как мелодия, гармония, ритм, фактура, темп, динамика, тембр. Под артикуляцией в вокале следует понимать способ «произношения» мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности составляющих ее тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах — приемах извлечения и ведения звука. Для нахождения верного артикуляционного приема, нужного штриха весьма важно то обстоятельство, что каждый музыкальный инструмент и каждый тип певческого голоса имеет свою, характерную для него манеру артикулирования. Воспроизводя эту манеру, мы можем вызвать в воображении слушателя то или иное звучание только через исполнительское «произношение» мелодии. Если артикуляция –это произношение мелодии , то дикция – это произношение текста. Вот поэтому в вокале просто дикция без артикуляции не дает вокального звучания. Рассмотрим более подробно что такое дикция.
Дикция - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.
Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок - артикуляционной гимнастики.
После выработки четкости действий активных органов речи с помощью артикуляционной гимнастики необходимо перейти к формированию правильных навыков произнесения отдельных гласных и согласных звуков языка. Необходимо помнить, что при произношении гласных надо обращать внимание на правильную позицию и фокусировать звук на кончиках прикрытых губ. Артикуляция гласных должна быть четкой, но не размашистой - движения небольшие по амплитуде, губы собраны.
Известные
мастера говорят, что дикция во многом определяет профессиональное соответствие
артиста, а недостатки в дикции мешают или не дают возможности быть артистом. Дикция
- это степень выраженности в произнесении слов и слогов, это манера
произношения звуков, а манеры, как известно, можно и нужно совершенствовать. Чтобы разработать чёткую
дикцию, нужно начать в развития выносливости речевого аппарата. Эта работа
очень будет похожа на спортивные тренировки, в которых будут работать части
тела: головной мозг, носовая полость, твёрдое и мягкое небо, ротовая полость,
губы, резцы, кончик, спинка и корень языка, надгортанник, глотка, гортань,
трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, пищевод, позвоночник, спинной мозг. Секрет качественного пения заключается
в расслабленном артикуляционном аппарате: Приоткройте
губы, расслабляя мышцы глаз и рта. Сделайте
наклоны головой вправо-влево, стараясь расслабить голову.
Зевните. Только после этого можно начинать
дикционную работу. Работая с чёткостью
речи, следует акцентировать внимание на скороговорках. Чтоб добавить
для вокалистов дополнительную интонационную нагрузку.
2.Распевание. Элементы дыхательной гимнастики .
Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков); упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. «Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит» , «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали», «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.» , «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке» , «Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится»
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления, используя скороговорку «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!»
с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.
Подвести к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Учащийся должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
3. Работа над исполнением вокализа.
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки, пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.
4.Работа над исполнением произведения . Задача работы над произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата . Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
Используя образное мышление, воображение вокалиста, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление,
III. Подведение итогов, выводы. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить.
Рефлексия
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.