Конспект урока Понятие многогранника. Призма и ее элементы
Оценка 4.9

Конспект урока Понятие многогранника. Призма и ее элементы

Оценка 4.9
docx
04.06.2021
Конспект урока Понятие многогранника. Призма и ее элементы
Урок 149-150 Призма.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 149-150

Понятие многогранника. Призма и ее элементы, виды призм. Развертка, площадь боковой и полной поверхности призмы.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 26.04.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Образовательные цели: сформировать представления об основных элементах пространственной геометрической фигуры - призмы, их основных свойствах; сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранные геометрические фигуры; способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.

Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.

Развивающие цели: способствовать выработке навыков выполнения упражнений на построение прямых и наклонных призм.

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету.

2.2  Результаты обучения:

1)      Усвоить понятие многогранник.

2)      Решать задачи на нахождение элементов многогранников, площади поверхности.

2.3 Критерии оценки:

1)      Раскрывает содержание понятия многогранника и его элементов;

2)      Объясняет свойства  многогранников по видам.

3)      Изображает  многогранники  и выполняет  их развёртки;

4)      Определяет виды правильных многогранников;

5)      Решает задачи на нахождение элементов многогранников;

6)      Применяет формулы площади боковой и полной поверхности  многогранников при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Вводная беседа по теме «Многогранники».

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Многогранник — это тело, ограниченное конечным числом плоскостей. Эти плоскости, пересекаясь, образуют грани многогранника — многоугольники. Стороны этих многоугольников называются рёбрами многогранника, а концы рёбер — его вершинами.

Призма – это геометрическая фигура в пространстве; многогранник с двумя параллельными и равными гранями (многоугольниками), а другие грани при этом являются параллелограммами.

На рисунке ниже представлен один из самых распространенных видов призмы – четырехугольная прямая (или параллелепипед). Другие разновидности фигуры рассмотрены в последнем разделе данной публикации.

Четырехугольная прямая призма (параллелепипед)

Элементы призмы

Для рисунка выше:

·         Основания – равные многоугольники. Это могут быть треугольники, четырех-, пяти-, шестиугольники и т.д. В нашем случае – это параллелограммы (или прямоугольники) ABCD и A1B1C1D1.

·         Боковые грани – это параллелограммы: AA1B1BBB1C1CCC1D1D и AA1D1D.

·         Боковое ребро – отрезок, соединяющий соответствующие друг другу вершины разных оснований (AA1BB1CC1 и DD1). Является общей стороной двух боковых граней.

·         Высота (h) – это перпендикуляр, проведенный от одного основания к другому, т.е. расстояние между ними. Если боковые ребра расположены под прямым углом к основаниям фигуры, значит они одновременно являются и высотами призмы.

·         Диагональ основания – отрезок, который соединяет две противолежащие вершины одного и того же основания (ACBDA1C1 и B1D1). У треугольной призмы данного элемента нет.

·         Диагональ боковой грани – отрезок, который соединяет две противолежащие вершины одной и той же грани. На рисунке изображены диагонали только одной грани (CD1 и C1D), чтобы не перегружать его.

·         Диагональ призмы – отрезок, соединяющий две вершины разных оснований, не принадлежащих одной боковой грани. Мы показали только две из четырех: AC1 и B1D.

·         Поверхность призмы – суммарная поверхность двух ее оснований и боковых граней. Формулы для расчета площади поверхности (для правильной фигуры) и объема призмы представлены в отдельных публикациях.

Развёртка призмы – разложение всех граней фигуры в одной плоскости (чаще всего, одного из оснований). В качестве примера – для прямоугольной прямой призмы:

Развертка прямой прямоугольной призмы

Примечание: свойства призмы представлены в отдельной публикации.

Варианты сечения призмы

1.      Диагональное сечение – секущая плоскость проходит через диагональ основания призмы и два соответствующих боковых ребра.

Диагональное сечение призмы

Примечание: У треугольной призмы нет диагонального сечения, т.к. основанием фигуры является треугольник, у которого нет диагоналей.

2.      Перпендикулярное сечение – секущая плоскость пересекает все боковые ребра под прямым углом.

Перпендикулярное сечение призмы

Примечание: другие варианты сечения не так распространены, поэтому отдельно на них останавливаться не будем.

Виды призм

Рассмотрим разновидности фигуры с треугольным основанием.

1.      Прямая призма – боковые грани расположены под прямым углом к основаниям (т.е. перпендикулярны им). Высота такой фигуры равняется ее боковому ребру.Прямая треугольная призма

2.      Наклонная призма – боковые грани фигуры не перпендикулярны ее основаниям.Наклонная треугольная призма

3.      Правильная призма – основаниями являются правильные многоугольники. Может быть прямой или наклонной.

Правильная треугольная призма (прямая и наклонная)

Усеченная призма – часть фигуры, оставшаяся после пересечения ее плоскостью, не параллельной основаниям. Также может быть как прямой, так и наклонной.Усеченная треугольная призма (прямая и наклонная)

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Задача 1. В основании прямой четырёхугольной призмы лежит четырёхугольник со сторонами 3см, 6см, 2 см и 4 см. Высота призмы равна 10 см. Найдите площадь боковой поверхности призмы.

Решение.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/mathege/34-prizma-ploshchadi-poverhnostej-obyom.files/image017.png

Задача 2. Дана шестиугольная наклонная призма с боковым ребром  l=10 см. Периметр сечения призмы плоскостью, перпендикулярной боковому ребру, равен 42 см. Найдите площадь боковой поверхности призмы.

Решение.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/mathege/34-prizma-ploshchadi-poverhnostej-obyom.files/image020.png

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Выполнить задания 1-3.

Карточка-задание

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.        

Составить конспект.

30

2.        

Выполнить задание 1.

20

3.        

Выполнить задание 2.

20

4.        

Выполнить задание 3.

30

Задание 1.

Найдите для каждой картинки пару

1)https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/26b55f48-9d34-4359-8d0a-7a41bc8e3807.jpeg2) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/585b7e3b-91ff-4152-a5b3-5e95c7d21faa.png3) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/ef1aee5d-bb60-47cf-b457-d14dd011293d.png

4)https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/57c220d8-de90-4694-8c2c-1d9d4ce17dc5.png5)  https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/4a2099cc-9925-4cb7-9828-fd1a5d5d20b3.jpeg  6)     https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5443/20190201105249/OEBPS/objects/c_geom_10_14_1/85aabf06-3594-4cb1-97dc-780dcfbe7aaa.jpeg

Задание 2

Какие из перечисленных объектов могут быть элементами призмы? Какими и чем – пояснить.

1) параллельные плоскости

2) отрезок

3) точка

4) четырехугольник

Задание 3.

В правильной четырехугольной призме все ребра равны 2 м. Найти площадь боковой и полной поверхности призмы.

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Заплани- рованные этапы урока, время

Заплани- рованные этапы урока, время

Диагональ основания – отрезок, который соединяет две противолежащие вершины одного и того же основания (

Диагональ основания – отрезок, который соединяет две противолежащие вершины одного и того же основания (

Виды призм Рассмотрим разновидности фигуры с треугольным основанием

Виды призм Рассмотрим разновидности фигуры с треугольным основанием

Закрепление. Задача 1 . В основании прямой четырёхугольной призмы лежит четырёхугольник со сторонами 3см, 6см, 2 см и 4 см

Закрепление. Задача 1 . В основании прямой четырёхугольной призмы лежит четырёхугольник со сторонами 3см, 6см, 2 см и 4 см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021