Конспект урока: «Правописание н - нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»
Оценка 4.6

Конспект урока: «Правописание н - нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»

Оценка 4.6
docx
05.04.2023
Конспект урока: «Правописание н - нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»
pravopisanie-n-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh-otglagolnyh-prilagatelnyh-i-prichast.docx

Конспект урока русского языка.

Тема урока:  « Правописание  н - нн  в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий».

 

Цель:

Обучающая цель:

1.Обобщить , систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий». 2.Закрепить умение написания –н-нн- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

Развивающая цель:

1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 2.Обучать правильной монологической речи учащихся.

Воспитывающая цель:

1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом. 2.Воспитывать умение слушать отвечающих.

Оформление доски:

  • изобразительно-выразительные средства
  • ряды однородных членов предложения
  • портрет И.С.Тургенева

Словарная работа:

Посаженый отец

Названый брат

Прощеное воскресенье

Ход урока.

'1.'Организационный момент

'2.'Проверка домашнего задания:

1.Готовятся отвечать за доской 3 ученицы, необходимо записать примеры для монологического ответа.

2.Монологический ответ одного учащегося «Правописание –н- нн- в суффиксах прилагательных»

3.Работа в паре (теория, собственные примеры) «Правописание –н- нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»

Проверка д/з письменного :

Учащийся выписывает в две колонки слова из упражнения № 234 –н-, -нн- (выделяет суффиксы, комментирует трудные случаи написания)

I столбик:

Кожаный

Звериных

Серебряный

Граненый

Кожаных

II столбик:

Деревянный

Чугунный

Каминными

Каменное

Старинный

Туманной

На сафьянных корешках

3. Работа с классом

1.Работа «Корректор»

Задание: найдите ошибки в рассуждениях.

  • В слове стриженые (под машинку волосы) пишется н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.
  • Фасованые продукты пишется с н, т.к. глагол фасовать несов. вида.
  • В словах деревянный и серебрянный пишется нн, т.к. это исключения.
  • Непрошенный посетитель пишется с нн, т.к. суффикс -енн-.
  • Полированные фигурки пишется с нн, т.к. есть суффикс -ованн-.

Ответы:

Фасованные продукты пишется с –нн-, т.к. глагол фасовать сов. вида. 1.Слово серебряный не пишется нн, т.к. это не исключение. 2.Непрошеный посетитель пишется с н, отглагольное прилагательное

2.Устные монологические ответы учащихся

Рецензия на ответы учащихся. Рецензия на работу в парах.

Проверка домашней работы.

Оценка после урока за работу.

Запишите домашнее задание :

№ 292, №293 (по заданию на выбор) (дифференцированное, по выбору учащихся );

3.Словарная работа.

Что означают слова :

названый брат, посаженый отец,  прощеное воскресенье

(работа со словарем )

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

словарь Т.Ф. Ефремовой «Новый словарь русского языка»

4.Выбери правильно.

Проверим, на практике наши знания по теме «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»:

Задание: сгруппировать в два столбика –н-,-нн-:

Беше_ый порыв ветра, броше_ое слово, златокова_ый , испече_ый хлеб, некова_ый конь,нагруже_ая повозка, посаже_ый отец, проще_ое воскресенье, еще не чеса_ый, гладкокраше_ая ткань, топле_ое в горшке молоко, купле_ый, незва_ые гости, свежемороже_ая рыба, свежезамороже_ая рыба, посаже_ое дерево.

Проверка: сначала зачитать с объяснениями правописания.

Обращение к эпиграфу :

  • Подли_ый писатель это человек всегда деятельный пытливый соверше_о лише_ый той маститости солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни» что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей посвяще_ых в литературу.   К.Г.Паустовский.

Как вы понимаете содержание эпиграфа?

Задание:

-запишите в тетрадь высказывание писателя, - объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.

Правильный текст: Подлинный писатель - это человек , всегда деятельный, пытливый, лишенный той маститости , солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу. К.Г.Паустовский.

6.Работа с текстом.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

Задание:

1.Ребята , фрагмент какого произведения перед нами? (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

2.Выразит прочитать отрывок из романа.

3.Определите тему, основную мысль текста. Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? (пейзаж ,который увидели герои произведения Тургенева Базаров, отец и сын Кирсановы  ; пейзаж показан глазами Аркадия Кирсанова.)

4.Определите стиль текста, докажите свое мнение . (Художественный стиль, потому что передает отношение к окружающему, рисует словами картину , в данном случае, автор изображает пейзаж . Задача Тургенева нарисовать живую картину окружающей действительности , используя изобразительно-выразительные средства)

5.Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором (Эпитеты, метафора. Назвать их)

Добавление учителя: Ребята, иногда автором используются ряды однородных членов в тексте . Это становится средством художественной выразительности , необходимое для создания художественного эффекта. Давайте найдем их в тексте.

6.К какому типу речи относится фрагмент из романа «Отцы и дети»?

(описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В данном тексте это пейзаж, изображение внешний вид деревеньки)

7.Какова роль пейзажа в контексте всего произведения?. (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)

Вывод : И.С. Тургенев как писатель – реалист воспроизводит жизненную правду в романе, описывая жизнь крестьян после реформы 1862 года , обращая внимание читателей на разоренность и убогость деревень простых людей.

8.Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы Н или НН.

7. Рефлексия:

Подведем итог нашего урока.

Что сегодня мы повторили?

Что нового для себя узнали?


 

Конспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

I столбик: Кожаный Звериных

I столбик: Кожаный Звериных

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», словарь

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», словарь

Определите тему, основную мысль текста

Определите тему, основную мысль текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2023