Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»
Оценка 4.9

Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»

Оценка 4.9
docx
Детсад
02.04.2024
Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»
Конспект урока для 8 класса по истории России
Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого».docx

Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»

Данная работа представлена по гуманитарному направлению.

Класс-8

Цель урока: создание содержательных и организационных условий для осмысления роли преобразований в области культуры в эпоху Петра I и на современном этапе, неоднозначности характера петровских преобразований.

Задачи урока:

Познавательная:

формирование системы знаний об основных преобразованиях Петра Первого в области культуры усвоение обучающимися видов образовательных учреждений, понятий ассамблея, Кунсткамера

Развивающая:

способствовать формированию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная–способствовать: формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта обучающихся, формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

 

 

УУД:

Личностные – уметь следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность), определять свою личностную позицию, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние

Регулятивные – уметь определять цель и задачи урока, начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Познавательные – анализировать информацию из исторических источников; приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I; участвовать в дискуссии о значении культурных преобразований Петра I для российской истории.

Коммуникативные – планировать учебные действия с учителем; совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, ясно и лаконично выражать свои мысли; аргументировать свою позицию; уметь принимать решения

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная беседа, самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Оборудование: Презентация «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого», учебник «История России. XVIII век» 8 класс, раздаточный материал, интерактивная панель, умная колонка с голосовым ассистентом Маруся.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Использование умной колонки с голосовым помощником Маруся

Организационный этап

Организационный этап

- Друзья мои, я очень рад

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

-Я предлагаю начать его с хорошего настроения.

 

Начинается урок с команды поставить таймер на 40 минут.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

-Посмотрите на экран. Кого вы узнали?

-Именно с ним и будет связана тема сегодняшнего урока. Вспомните, с какими преобразованиями Петра I вы уже познакомились.

-Вы изучили реформы Петра I в экономической, политической сфере, коснулись социальной сферы. Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра I?

-Постарайтесь сформулировать тему урока.

-Предположите, какова будет наша цель?

Систематизируют свои знания (создание регулярной армии, военного флота, мануфактурного производства, реформы госуправления: Сенат, коллегии; налоговые реформы: подушная подать и т.д.

Формулируют тему урока: «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого». (Вызванная ученица записывает тему урока на доске)

Формулируют цель: исследовать нововведения Петра I в области культуры и дать оценку их влияния на общество.

Великое посольство (1697-1698 гг.)

В Англии, Голландии, там, где была развита военно-морская и промышленная техника.

 

Запустить приложение Antodo (приложение для записи целей и задач). Данная информация окажется необходимой при проведении рефлексии.

Актуализация знаний

Возвращаемся к картине.

-Перед вами изображение картины знаменитого ирландского художника Даниэля Маклиза.

-Какому событию посвящена эта картина?

-В каких странах побывал Петр I? Почему?

-Где разворачивается сюжет картины?

-Вспомните, что такое верфь.

-Картина называется «Петр I в Дептфорде в 1698 году». Дептфорд-один из районов Лондона.

-Какие краски использует автор при написании картины? Какое настроение она выражает?

До Петра I иностранные художники не изображали русских царей. Почему Петр I-исключение?

-Каким предстаёт перед нами Петр?

-Почему он путешествовал по Европе инкогнито, т.е. тайно?

-Что изображено в левом нижнем углу картины?

-Инструменты, вполне привычные для России того времени. Какие ещё инструменты вы узнали?

-А вот инструменты в правом нижнем углу. Знакомы ли они вам? Какие есть предположения, для чего они могут служить?

-Выберете из предложенных на плакате инструментов те, которые изображены на картине. Вам интересно узнать, для чего они были нужны?

Задание: два ученика находят информацию об изображенных инструментах и составляют краткую информационную справку.

-Обратите внимание на группу людей справа. Как вы думаете, кто это? Это иностранцы или наши соотечественники? Что выражают их лица? Почему?

-Кто из этой группы наиболее выделяется?

- Ребята, это английский король Вильгельм.

-С какой целью отправлялся Пётр за границу?

За границей Петр I освоил много профессий, многому научились и сопровождавшие его люди. Но достаточно ли было этого, чтобы превратить Россию в великую державу?

Через какую сферу деятельности можно внедрять новые знания, новые технологии?

-К какому выводу приходит Петр?

-Для того, чтобы догонять Европу, чтобы воевать против Европы, конкурировать с ней, нужны были изменения в культуре, и Пётр I это понимал.

Вернувшись из-за границы, у него созрел план грандиозных преобразований.

Верфь — это место постройки судов. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки.

Яркие краски.

Он- необычный царь. Он не похож на царя.

Он обычный плотник, рабочий человек

Он хотел увидеть всё таким, каким было на самом деле. Хотел всё попробовать сам, всему научиться.

Топор, молоток, кирка.

Ножовка, пила, рубанок

Скорее всего это иностранцы. Их лица выражают удивление. Они удивлены видом Петра и тем, чем он занимается.

Мужчина в шляпе, остальные шляпы сняли перед русским царём.

Самому всё узнать, пригласить специалистов.

Нет

Через науку, образование

Нужно поставить образование в России на высокий уровень, создать школы, чтобы было больше образованных людей.

Работают с учебником.

Навигацкая школа, Артиллерийская и Инженерная школа, Медицинское училище, цифирные школы.

Готовят краткие информационные справки с помощью литературы (несколько вариантов статей из различных энциклопедий). Каждая группа об одном учебном заведении.

Двое учащихся зачитывают информационные справки. Приходят к выводу, что с этими приборами знакомили в Навигацской школе.

Текст, находящийся справа. Буквы более похожи на современные.

Скоропись, легче писать, легче читать.

Самостоятельно работают с учебником. Анализируют прочитанное, делают выводы о значении этих преобразований.

Делают выводы о многообразии видов учебных учреждений при Петре Первом и о том, что образовательный уровень молодёжи резко повысился

Сравнивают, анализируют, делают выводы. Более сдержанный, строгий вид, без особых украшений

Праздник, гулянье

Сообщение обучающегося об ассамблеях (приложение)

Обязательное ношение европейского платья, бритьё бород. Также поощрялось курение табака

Высказывают свое мнение:1) семья, 2) общество, 3) школа

Работают по рядам, анализируют.

1ряд выясняет отношение к родителям.

2 ряд – поведение за столом.

3 ряд – качества юного дворянина, отношение к школе.

Сравнивают, выражают свое мнение

Анализируют, группируют. Каждая группа выбирает из общей массы картинок-символов Петровской эпохи необходимые именно ей (есть и лишние картинки), составляют 3 части коллажа («Просвещение и наука», «Архитектура Петербурга», «Дворянский быт»). Затем на доске соединяют все части.

Портрета Петра 1

Сравнивают.

Не все были с ним согласны, многие противились преобразованиям. Они коснулись только высших сословий.

Мальчики награждаются орденом Андрея Первозванного, девочки-орденом святой Екатерины

Поиск информации по запросам:

Верфь

Дептфорд

Секстант

Геодезическая астролябия.

 

 

Изучение нового учебного материала

Просвещение и наука

-Стране нужны были образованные специалисты. Давайте обратимся к учебнику на странице 43. Какие образовательные учреждения появились при Петре I?

Работа в группах: составление и озвучивание информационных справок об учебных заведениях. Во время выступлений представителей групп остальным обучающимся предлагается делать пометки в тетрадях в виде небольшой таблицы

-Наши юные исследователи зачитают свои сообщения о приборах, которые мы увидели на картине. А мы с вами должны решить, в какой из названных школ знакомили с этими приборами.

- А сейчас обратите внимание на слайд. Сравните два текста. Какой из них вам более понятен для чтения? Почему?

Действительно, в 1708- 1710 годах была проведена реформа алфавита. Петр I лично делал правки. Чему это способствовало?

-Какие ещё преобразования произошли в области просвещения вы можете узнать на странице 44 учебника. (Арифметика Магницкого, первая газета «Ведомости», первые публичные библиотека и музей)

Мы узнали много интересных преобразований Петра в сфере просвещения и науки. Каков, по-вашему, итог всех этих нововведений?

Архитектура

-Развивалось не только просвещение, но и искусство. Давайте остановимся на архитектуре Петербурга.

-В информационной справке уже говорилось о том, что Навигацкая школа в Москве располагалась в Сухаревой башне. В 1715 году она была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию. Обратите внимание на эти архитектурные сооружения. Сравните их? (Главным элементом Сух. башни стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую ратушу). Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»)

Петру I, основавшему Петербург, важно было крепко обосноваться на берегу Балтийского моря. В качестве архитекторов он пригласил иностранцев. Большое влияние на внешний облик Петербурга оказали решения Доменико Трезини.

При Петре I за градостроительный образец был принят Амстердам. Это был, во-первых, первый большой город-порт, который увидел Петр. А во-вторых, пуританское барокко, будучи не очень пышным, а значит, не слишком дорогостоящим, было практичным и в то же время представительным. (слайд коллегии)

Ярким образцом архитектуры допетровского времени является Теремной дворец Московского Кремля. Давайте сравним архитектуру «петровского барокко» и «русского узорочья».

В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Прямые, широкие улицы пересекали город.

Дворянский быт

-Ученики, давно окончившие школу, к сожалению, могут забыть даты, факты, связанные с Петром Первым, но даже самые нерадивые точно вспомнят изменения в дворянском быту, настолько они яркие и запоминающиеся. Приступим и мы к их исследованию.

- Взгляните на изображение картины Станислава Хлебовского. Как вы думаете, какое мероприятие здесь показано?

-Такие праздники были введены Петром I и назывались они ассамблеи. Что же такое ассамблеи? Давайте обратимся к самому ПетруI.

-О каких изменениях в быту вы можете рассказать, глядя на эту картину?

-Правильно. Пётр I ввел европейское платье. Боярам, дворянам и всем горожанам предписывалось брить бороды, иначе полагался штраф. Свидетельством его уплаты был специальный «бородовой знак». Исключение делалось для духовенства и крестьян.

-Согласитесь, что человек не рождается воспитанным, он становится таковым под влиянием кого-либо или чего-либо.

Научиться политесу в петровское время молодёжь могла благодаря специальной книге «Юности честное зерцало». Кстати, книга была так популярна среди дворянской молодёжи, что только при Петре I она переиздавалась несколько раз.

Анализ исторического источника «Юности честное зерцало» (работа по рядам)

-Предлагаю вам сравнить манеры поведения современных юношей и девушек и дворян 18 века.

Изменились ли в целом правила приличного поведения в обществе? Нормы морали остаются неизменными.

 

Данное приложение запускается в случае необходимости и незнания каких-либо исторических фактов

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное приложение используемое при изучении новой информации является аудиогид по музеям, с заранее изученной информацией и командами, для облегчения поиска и навигации в информации.

Физкультминутка

Учитель организует работу с умной колонкой

Выполнение предложенных заданий

Запустить навык гимнастика для глаз

Первичное закрепление

Работа над коллажем на тему «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого» (задание по группам).

-Ребята, как вы думаете, чего или кого не хватает в нашем коллаже?

(Учитель прикрепляет в центре портрет Петра I, таким образом, завершая работу над проектом)

 

Запусти приложение история России в вопросах

Рефлексия

Возвратимся к картине ирландского художника. Как оценивало европейское общество деятельность Петра Великого. А как его оценивали в России? Все ли одобрили эти преобразования? Всех ли сословий они коснулись?

Произошёл раскол в обществе.

Все преобразования Петра I носили масштабный характер. Они существенным образом повлияли на ход российской истории. Они давали возможность для развития России. Без образованных людей Россия развиваться не могла. Она и сейчас не может развиваться без людей, которые должны быть образованы по всем мировым меркам. Вот уже более 300 лет не утихают споры о Петре I. Чью сторону принять решать вам самим.

Провести анализ и сопоставление списка задач, поставленных для изучения данной темы.

Выявить соответствие ил несоответствие этапа целеполагания и постановки задач для достижения итогового результата. 

Запустить приложение Antodo (приложение для записи целей и задач).

Информация о домашнем задании

Домашнее задание: по желанию вы можете составить путеводитель по Петербургу времен Петра I, сделать презентацию «Живопись Петровской эпохи» или составить опросник «Мои вопросы Петру I"(Раздать листочки с д/з)

Молодцы ребята, спасибо всем за активное участие в обсуждении сегодняшней темы. А теперь, пора выставлять оценки за проделанную работу

 

Завершается урок с помощью сигнала будильника (навык) установленного в начале занятия.

Вывод. Использование голосового помощника Маруся значительно облегчает процесс обучения, позволяя делегировать полномочия учителя, а также использование голосового помощника позволяет продолжить работы по формированию навыка поиска и анализа получаемой информации.

 

 


 

Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху

Конспект урока «Преобразования в области культуры в эпоху

УУД: Личностные – уметь следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность), определять свою личностную позицию, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние

УУД: Личностные – уметь следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность), определять свою личностную позицию, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Постарайтесь сформулировать тему урока

Постарайтесь сформулировать тему урока

Картина называется «Петр I в

Картина называется «Петр I в

Обратите внимание на группу людей справа

Обратите внимание на группу людей справа

Вернувшись из-за границы, у него созрел план грандиозных преобразований

Вернувшись из-за границы, у него созрел план грандиозных преобразований

Сравнивают, выражают свое мнение

Сравнивают, выражают свое мнение

Они коснулись только высших сословий

Они коснулись только высших сословий

А сейчас обратите внимание на слайд

А сейчас обратите внимание на слайд

Сравните их? (Главным элементом

Сравните их? (Главным элементом

В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания

В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания

Свидетельством его уплаты был специальный «бородовой знак»

Свидетельством его уплаты был специальный «бородовой знак»

Петра Великого» (задание по группам)

Петра Великого» (задание по группам)

Петре I . Чью сторону принять решать вам самим

Петре I . Чью сторону принять решать вам самим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2024