Конспект урока развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сочинение _Зимние забавы_ 2 класс.docx

Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме

"Сочинение по картине «Зимние забавы»"

Провела: учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 36» г. Саратова

 Болоховцева С.А.

Тема урока: «Сочинение по картине «Зимние забавы».

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: урок-сочинение.

Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость.

Задачи: предметные – содействовать формированию умения составлять рассказ с опорой на вопросы, последовательность которых служит планом при рассказывании; развитию умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей; развитию умения формулировать основную мысль текста и правильно подбирать заголовок; обогащению словарного запаса; развитию внимания, мышления, творческого воображения, монологической речи, активизации словаря детей.

Планируемые результаты:

личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных –   обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение.

Учебные материалы: картина «Зимние забавы», карточки №1 и №2, пять фрагментов картины «Зимние забавы», название частей текста, деформированное предложение, карточки со словами: катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик, презентация по картине «Зимние забавы».

Ход урока

I.       Организационный момент

Психологический настрой:                                                                                       Вы сюда пришли учиться-                                                                                            Не лениться, а трудиться,                                                                                           Слушаем внимательно,                                                                                                  Работаем старательно.

- Дети, вы видели, как падают снежинки? Как?

….

- Так же красиво и тихо, как падающие снежинки сядьте на свои места.

II. Вводная беседа.

- О чем пойдет разговор, о каком времени года вы, наверное, догадываетесь

Но сначала послушайте …

Учитель. Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)

Как на горке, на горе.                

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух,

Бух!

Захватывает Дух!

 

У. О чём это стихотворение?

У. В какое время года можно кататься с горы?

- Скажите, а вы любите зиму? Но ведь зима не радует нас разнообразием красок, тоскливо зимой, неинтересно. Кто согласен со мной? (Слайд 2)

- А за что вы любите зиму? За что?...

-Ну все, убедили, молодцы!

 

2.      Актуализация знаний.

- Давайте отгадаем кроссворд и узнаем, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Работать вы будете в группах. Напомните правила:

1) С каждым днем все холоднее,

    Греет солнце все слабее,

    Всюду снег, как бахрома, -

    Значит, к нам пришла … (зима)

 

2) Через двор коня веду

    С горки вниз на нем лечу,

   А  назад  его тащу. ( санки)

 

3) Вился, вился белый рой

    Сел на землю – стал горой. (сугроб)

 

4)  На радость местной детворе

     Залит зимой он во дворе.

     Я позову друзей пяток,

     Возьмем коньки, нас ждет … (каток)

 

5) Мы его слепили ловко

    Глазки есть и нос – морковка.

   Чуть тепло – заплачет вмиг

   И растает …. (снеговик)

 

6) По сугробу возле речки

    Едут длинные дощечки,

    Ищут горочки повыше.

   Назови дощечки! (лыжи)

 

-  Какое слово получилось? (забавы) (Слайды 3 – 9)

- Как понимаете слово забавы?

- А вот какое определение дается в словаре Ожегова.

     Забава – развлечение, игра (то, что развлекает, чем забавляются)

- О чем пойдет речь на уроке? (О зимних забавах детей)

 

У. Какие зимние игры вы любите?

     (В какие игры вы любите играть зимой?)

-  Давайте посмотрим, какие зимние развлечения находят себе дети.

 

- Скажите, а вот художники  как могут рассказать о зиме?... (Слайд 10)

-А музыканты?...

- А писатели и поэты?... (Могут сочинить стихи, рассказы, сказки)

Вот сегодня на уроке мы воспользуемся средствами писателей и напишем сочинение по картине, которую сами и нарисовали.

 

III. Постановка учебной задачи.

У. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке.

У. Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».

У. Откройте тетради, запишите тему сочинения.

У. Обратите внимание на буквы, которые я выделила.

На доске: Зимние забавы.

 

У. Что такое сочинение? (Слайд 11)

У. Вам нужно будет написать текст повествование.

У. Что отличает текст повествование от других видов текста?

Д. В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.

Подумайте, какие задачи можно поставить на сегодняшний урок?

(Слайды 12 - 15)

Сформулируйте их с помощью опорных слов. (будем учиться создавать текст, подбирать проверочные слова, сочинять, грамотно выражать свои мысли, оценивать свою работу на уроке)

У. Сколько частей будет в нашем рассказе? (3)

У. Как называются части текста повествования?

Д. Вводная/ Вступление, основная, концовка.

 

На доске:                                        

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Концовка.

Теперь мы настоящие писатели. 

У каждого писателя всегда с собой записная книжка, он в ней делает пометки. И вы уже обратили внимание, что у каждого из вас на парте тоже лежит записная книжка. Можете её взять.

- Посмотрите, здесь уже есть какие – то записи, а некоторые записи вы сделаете сами.

 

III Рассматривание картины.

- Рассмотрите картинку.     (Слайд 16)                                                                                                - Нравится ли вам эта картинка? Чем?                                                                             - Какое время года изображено?  (Зима.)                                                                           - Какой стоит день?  (Солнечный, морозный.)                                                                 - Кто изображен на картине?  (Дети.)                                                                               - Что делают дети? Расскажите.                                                                                           - Какое настроение у детей?  (Радостное, веселое, игривое.)                                                  - Как это изобразил художник? (С помощью красок он смог передать настроение детей.)

V. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.

  - О чем пойдет речь в этих частях?

1 Чудесный зимний денек

2 Зимние развлечения детей

3 Настроение детей

                                            

У. Как вы думаете, как надо начать сочинение?

У. Возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

 

Карточка 1.

Был ясный зимний день.

Наступили зимние каникулы.

Весь январь стояли лютые морозы.

Ночью выпал пушистый снег.

 

Дети читают вслух по предложению.

У. Что значит «лютые морозы»?

У. Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

У. Почему?

У. Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.

 

VI. Физкультминутка «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.

Но упали мы. Ах!                                           

А потом снежки лепили,                           

А потом снежки катили,                          

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

Дети изображают ходьбу на лыжах.

Изображают бег на коньках.                  

 Приседают.

Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.                                                        

Катят воображаемый комок.

Приседают.

Бегут на месте.

 

 

VI. Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)

У. О чём надо написать во второй части?

Д. Описать, что делают дети.

У. Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

У. Прочитайте слова, которые написаны на доске.

 

На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор

У. Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

У. Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

У. Поменяйте местами слова.

(Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

У. А теперь обсудим, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

Физминутка для глаз (Музыкальная)

Перед тем, как поговорить о том, в какие игры играют дети во дворе, давайте сами немного поиграем и слепим снеговика глазками.

А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

У. Составьте предложение к первой картинке. (Слайд 20)

 

Д. Миша и Петя играют в снежки.

У. Сколько слов в предложении?

Д. Шесть.

У. Какие орфограммы встретились?

Д. Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».

У. Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж.

Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

 

У. Составьте предложение ко второй картинке.

 

Д. Катя и Таня лепят снеговика.

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.

У. Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

У. А безударную гласную о нужно запомнить.

 

У. Составьте предложение к третьей картинке.

 http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image008.jpg

Д. Лена катается на коньках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.

У. Посмотрите на слово «катается», на конце пишется - тся.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

 

У. Составьте предложение по четвёртой картинке.

 

Д. Коля катается на лыжах.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Составьте предложение по пятой картинке.

 

Д. Настя катается с горы на санках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Шесть слов. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

У. Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт?

Д. Коля идёт на лыжах.

(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)

У. Про кого из детей можно сказать едет?

Д. Настя едет с горы на санках.

(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)

У. Про кого можно сказать скользит по льду?

Д. Лена скользит по льду на коньках.

(Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)

У. Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?

Д. В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» - мягкий знак – показатель мягкости.

У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д. Перечисляют 5 предложений.

 

Миша и Петя играют в снежки.                                                                               Катя и Таня лепят снеговика.                                                                                    Коля идёт на лыжах.                                                                                               Настя едет с горы на санках.                                                                                      Лена скользит по льду на коньках.

 

У. Сколько предложений составили?

Д. Пять.

У. Сколько будет точек?

Д. Пять.

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

Д. Нет.

 

У. Как называется третья часть текста повествования?

Д. Концовка.

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

У. Прочитайте предложения на карточке 2.

Карточка 2.

1. Весело ребятам зимой.

2.Весело ребятам зимой?

3.Весело ребятам зимой!

 

Д. Читают предложения вслух.

У. Чем отличаются эти предложения?

Д. В конце предложений стоят разные знаки.

У. Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д. Читают предложения вслух.

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой!

У. Почему подходит именно это предложение?

Д. Это предложение передаёт радость детей.

У. Назовите орфограммы в этом предложении.

Д. Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» - это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».

 

  7. Самостоятельная работа.

- Сейчас  пришло время поработать каждому из вас над сочинением. Найдите задание 3 и выполните его. Будьте внимательны.

VII. Проверка

Фронтальная проверка (1-2 ученика читают свои работы)

У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

У. Прочитайте вслух свой рассказ.

(Читают свои сочинения несколько учеников.)

У. Удалось ли передать содержание картины?

 

VIII. Итог урока

У. Чему учились на уроке?  (Учились писать сочинение по картине.)

У. О чём писали сочинение?  (Писали сочинение о зимних забавах детей.)

 

 Рефлексия

-  Кому понравился сегодняшний урок?

- Какое задание показалось вам наиболее интересным?

- Возьмите конверты и оцените свою работу на уроке. (с помощью кружков)

Давайте оценим свою работу.  Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.

 

 Итог урока

- С каким настроением вы уходите с урока?

-  Кому захотелось еще поработать дома?

  Домашнее задание

- Написать 3 – 5 предложений о своих зимних развлечениях или нарисовать иллюстрацию и устно подготовить рассказ.