Урок родной (русской) литературы №16 Класс 6 Дата 11.01.2022г.
Тема. Ю.П.Казаков. Слово о писателе «Арктур- гончий пёс». Нравственная проблема в произведениях о животных
Цели:
– вызвать интерес к художественному миру Ю. Казакова, где в центре всегда находятся главные душевные движения человека и вечные вопросы о смысле человеческого существования;
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Слово учителя.
– Мне приятно, что история Арктура не оставила вас равнодушными, заставила о многом подумать, многое пережить. И произошло это все благодаря удивительному мастерству писателя.
Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьезном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убежденностью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, свое представление о мире и человеке.
Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремленного к нам, и позы погруженного в раздумья человека…
Чтобы обогатить свое представление о Ю.П.Казакове, послушаем выступления ребят.
Штрихи к портрету.
– Когда пятнадцатилетний арбатский паренек Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, закончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса.
– Два года после училища, Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького.
– Все годы учебы и после Ю. Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал где придется, охотился.
– Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей, с которыми сводила его бродячая жизнь.
С ружьем и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.
А стрелком он был неважным. Главная «охота» Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.
– В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается.
– Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он очень нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча ее за напускной суровостью.
–У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни.
– Ребята, вы услышали факты из жизни Ю.Казакова, прочли его рассказ. Какое впечатление сложилось у вас о писателе?
(Ответы – 2-3 учеников.) После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.
1. Герои рассказа:
— пёс Арктур;
— доктор;
— рассказчик.
2. Что обозначает имя собаки?
Немеркнущая голубая звезда.
"Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”
3. Что общего у собаки с этой звездой?
Звезда |
Арктур |
— немеркнущая; |
—
память о нём остаётся ("мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с
сухой обломанной елью”); силён
и велик; — происхождение пса неизвестно. |
4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?
Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?
— бездомный пёс-бродяга; |
||
— угрюмый; |
ПОЧЕМУ? |
— без имени; |
— неловкий; |
— без дома; |
|
— недоверчивый; |
— без хозяина; |
|
— без тепла, |
— часто побит. |
"Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.
Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, "когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.
5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?
С какого момента меняется жизнь пса?
(В ходе рассуждения рисуем схему.)
— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.
6. Что объединяет Доктора и Арктура?
— Оба одиноки.
7. Какие отношения складываются между ними?
Не соглашается продать его ни за какие деньги
"Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”
8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?
— Встреча с лесом (глава 4): "Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!
Какие изменения произошли в нём?
— "выкатился”, "мчался”, "бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);
— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — "выл мрачно, длинно, тоскливо”);
— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что "так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а "только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;
— он "сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.
Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)
— "странные
звуки”; "чистый”, |
всё
это настраивало |
Лай прекратился — лес "стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который "был ему молчаливым врагом... стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги... останавливал его”.
Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него "стало пусто и тихо”.
9. В чём трагедия Арктура?
— слепой!
— гончий пёс ® слова Рассказчика: "Ах, Арктур! Бедный ты пёс!.. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”
"Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).
И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он "сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек. Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя "никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы”. Он завоевал любовь людей: после его пропажи "оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”.
Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.
10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?
— проблема бездомности;
— ответственность человека за судьбу животных;
— место собаки в жизни человека;
— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.
11. Домашнее задание (письменная работа): "Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.