Конспект урока по русскому языку
Дата: 26.04.2023
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить обучающихся с тем, как определяется род глаголов в прошедшем времени.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.
2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.
3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умеет определять род глаголов в прошедшем времени.
2.Умеет хорошо мыслить, выстраивать монологическую речь, развивает воображение.
3.Умеет защищать свои точку зрения, имеет коммуникативные навыки работы в группах.
Личностные:
1.Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
2.Проводить самооценку своей деятельности;
3.Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
1.Читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.
Регулятивные:
1.Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Коммуникативные:
1.Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Используемая литература: учебник по русскому за 3 класс, 2 часть, программа «Школа России» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организация и мотивация деятельность учащихся |
- Доброе утро, ребята! - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно. Спинки прямые, ручки на парте. Начинаем нашу работу!
|
Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место, садятся правильно |
|
Актуализация знаний |
- С какой частью речи вы работали на последних уроках?
-Что такое глагол? Верно, молодцы!
- Как изменяются глаголы? Верно.
-В настоящем времени обозначает действие, которое…. (пример)
-В прошедшем времени обозначает действие, которое …(пример)
-В будущем времени обозначает действие, которое ……(пример). Молодцы , хорошо помните прошлую тему урока. |
С частью речи – глагол
Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает?
По числам и лицам
происходит в наст.вр. в
уже произошло или происходили в пр. вр.
произойдут в б.вр., |
К,Л,П |
Формулировка темы урока через проблемную ситуацию |
-Обратите внимание на доску, здесь представлена таблица, которую вам нужно закончить. -Кто пойдет к доске?
(Заполняют таблицу: «род глаголов в прошедшем времени»)
-Исходя из работы у доски, скажите как будет звучать тема нашего урока?
-Верно и тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»
-Исходя из темы урока, какую цель вы перед собой поставить? Верно, и цель урока: научится определять род глаголов в прошедшем времени. |
-Смотрят на доску, разбирают задание Выполняют задание у доски
Род глаголов в прошедшем времени
научится определять род глаголов в прошедшем времени. |
Л,К,П1,П2 |
Планирование |
-Чтобы начать знакомится с новым материалом, нам нужен план по которому мы с вами будем работать и н на экране.
План урока: 1.Научится определять род глаголов в прошедшем времени. 2.Выполнить упражнения для закрепления темы. 3.Выполнить самостоятельную работу по новой теме урока. |
Смотрят на экран, читают план урока |
К,Л,Р,П3 |
Практическая деятельность |
-Можете ли вы представить нашу жизнь без глаголов ? Почему? Правильно, молодцы!
- Откройте учебники на странице 121 и найдите упр.№214. там стихотворение. Прочитайте его, определите у глаголов время и число. Поставьте к каждому глаголу вопрос. (Проверяем на правильность выполнения) Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела.
-Какую особенность вы заметили у всех глаголов прошедшего времени? Правильно, у них у всех имеется суффикс Л.
-Сделайте вывод: для чего служит суффикс Л? Верно, образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.
-Обратите внимание. На странице 121 Выделено красным цветом. Давайте прочитаем с вами. -(Имя) – читай правило.
-Да ребята. Род глагола прошедшего времени ед.ч. в предложении зависит от рода им.существ., с которым глагол связан по смыслу. Пример :Солнце грело. Солнце – ср.р. значит и глагол связанный по смыслу грело – тоже ср.р.
-Теперь выполним упр. 215 устно. Внизу после упр. Имеется задание к нему. Читаем
-Итак задание – доказать, что глаголы блестел, сиял. Сверкал являются синонимами. -Верно, эти глаголы являются синонимами, т.к. у них у всех близкое значение - испускать свет.
Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.
-Верно, различия в том, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.
-Под 2 круглишком выполняем задание тоже устно. Определите время, число, род глаголов.
-Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?
-Ребята, а что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? -Верно, глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам. Давайте с вами проверим. Давайте проверим (проверяем взяв слово «Играли»
-Ребята, какой вывод можно сделать из этого? Верно, глаголы в ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам, а глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам.
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод исходя из наше работы. Откройте стр.122 и прочитайте правило в желтой рамочке. И скажите совпал ли наш вывод с правилом из учебника?
-А теперь откроем свои тетради, запишем число и классная работа. Сегодня у нас 26 апреля, под датой записываем классная работа. Подчеркиваем все орфограммы.
-Нашли упр№216. Читаем задание. Да, вам мнужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени, выделить окончания и определить род у каждого образовавшегося сова.
-В тетради записали упражнение №216. Кто пойдет к доске на оценку работать? -(имя) – выходи к доске.
|
Нет. Глаголы придают предметам движение, действие.
Открывают уч. На ст.121 №214. Находят глаголы и определяют род и число.
У них есть суффикс Л
Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.
Слушают учителя
Находят упр.215 читают задание к нему
Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.
Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.
Выполняют задание устно.
Окончание указывает на изменение глаголов по родам.
Они не изменяются по родам.
глаголы в ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам, а глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам.
Да совпал.
Открывают тетради, записывают число и классная работа, подчеркивают орфограммы
Читают задание к упражнению
Записывают упражнение №216 и выполняют
|
К,Р,П, П1, П2, П3, Л |
Осуществление контроля и коррекция знаний учащихся |
-Итак ребята, наш урок подходит к концу, и сейчас я хочу посмотреть, как вы хорошо усвоили новую тему урока. Я вам раздам тест. Время на выполнение 5 минут. |
Слушают задание учителя, выполняют тест |
Л,Р,П1,П2,П3 |
Оценивание учащихся |
-Проверяем самостоятельную работу сами, с доски.
Критерии оценки: Оценка «5» если нет ошибок. Оценка «4», если есть 1-2 ошибки. Оценка «3» если есть 3 ошибки Оценка «2». Если присутствует более 3 ошибок. |
Проверяют самостоятельную работу. Выставляют сами себе оценки |
К,Л,Р |
Рефлексия |
-Итак ребята. На партах у вас лежат листочки для оценивания своей работы на уроке.
-Там незаконченные предложения. Ваша задача закончить по предложение, которое считаете нужным. |
Дописывают предложения |
Л,П,Р, П1, П2 |
Домашнее задание |
-Открываем дневники записываем домашнее задание. Учебник страница 123, №219. |
-Открывают дневники записывают домашнее задание |
Л,К |
Подведение итогов урока |
-Какая была тема урока? -Какую цель мы перед собой ставили? И достигли ли мы ее? -Чему научились на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя |
К,Л |
Учитель: Панафидина Ирина Петровна______________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.