Конспект урока русского языка для 3 класса, программы "Школа России"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»
Иконка файла материала Конспект урока русского языка для 3 класса.docx

Конспект урока по русскому языку

Дата: 26.04.2023

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить обучающихся с тем, как определяется род глаголов в прошедшем времени.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.

2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.

3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умеет определять род глаголов в прошедшем времени.

2.Умеет хорошо мыслить, выстраивать монологическую речь, развивает воображение.

3.Умеет защищать свои точку зрения, имеет коммуникативные навыки работы в группах.

Личностные:

1.Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;

2.Проводить самооценку своей деятельности;

3.Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

1.Читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

Регулятивные:

1.Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Коммуникативные:

1.Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Используемая литература: учебник по русскому за 3 класс, 2 часть, программа «Школа России» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организация и мотивация деятельность учащихся

- Доброе утро, ребята!

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно. Спинки прямые, ручки на парте. Начинаем нашу работу!

 

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место, садятся правильно

 

Актуализация знаний

- С какой частью речи вы работали на последних уроках?

 

-Что такое глагол? Верно, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как изменяются глаголы? Верно.

 

 

-В настоящем времени обозначает действие, которое…. (пример)

 

-В прошедшем времени обозначает действие, которое …(пример)

 

 

 

-В будущем времени обозначает действие, которое ……(пример). Молодцы , хорошо помните прошлую тему урока.

С частью речи – глагол

 

Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает?

 

По числам и лицам

 

происходит в наст.вр. в

 

уже произошло или происходили в пр. вр.

 

 

произойдут в б.вр.,

К,Л,П

Формулировка темы урока через проблемную ситуацию

-Обратите внимание на доску, здесь представлена таблица, которую вам нужно закончить.

-Кто пойдет к доске?

 

(Заполняют таблицу: «род глаголов в прошедшем времени»)

 

-Исходя из работы у доски, скажите как будет звучать тема нашего урока?

 

-Верно и тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

 

-Исходя из темы урока, какую цель вы перед собой поставить? Верно, и цель урока: научится определять род глаголов в прошедшем времени.

-Смотрят на доску, разбирают задание

Выполняют задание у доски

 

 

 

 

Род глаголов в прошедшем времени

 

 

 

 

научится определять род глаголов в прошедшем времени.

Л,К,П1,П2

Планирование

-Чтобы начать знакомится с новым материалом, нам нужен план по которому мы с вами будем работать и н на экране.

 

План урока:

1.Научится определять род глаголов в прошедшем времени.

2.Выполнить упражнения для закрепления темы.

3.Выполнить самостоятельную работу по новой теме урока.

Смотрят на экран, читают план урока

К,Л,Р,П3

Практическая деятельность

-Можете ли вы представить нашу жизнь без глаголов ? Почему? Правильно, молодцы!

 

 

 

- Откройте учебники на странице 121 и найдите упр.№214. там стихотворение. Прочитайте его, определите у глаголов время и число. Поставьте к каждому глаголу вопрос.

(Проверяем на правильность выполнения)

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

 

-Какую особенность вы заметили у всех глаголов прошедшего времени? Правильно, у них у всех имеется суффикс Л.

 

-Сделайте вывод: для чего служит суффикс Л? Верно, образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

 

 

 

-Обратите внимание. На странице 121 Выделено красным цветом. Давайте прочитаем с вами.

-(Имя) – читай правило.

 

-Да ребята. Род глагола прошедшего времени ед.ч. в предложении зависит от рода им.существ., с которым глагол связан по смыслу.

Пример :Солнце грело. Солнце – ср.р. значит и глагол связанный   по смыслу грело – тоже ср.р.

 

-Теперь выполним упр. 215 устно. Внизу после упр. Имеется задание к нему. Читаем

 

-Итак задание – доказать, что глаголы блестел, сиял. Сверкал являются синонимами.

-Верно, эти глаголы являются синонимами, т.к. у них у всех близкое значение -  испускать свет.

 

Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.

 

-Верно, различия в том, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

 

 

 

 

 

 

-Под 2 круглишком выполняем задание тоже устно. Определите время, число, род глаголов.

 

-Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

-Ребята, а что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

-Верно, глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам. Давайте с вами проверим. Давайте проверим (проверяем взяв слово «Играли»

 

-Ребята, какой вывод можно сделать из этого? Верно, глаголы в ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам, а глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам.

 

 

 

 

 

 

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод исходя из наше работы. Откройте стр.122 и прочитайте правило в желтой рамочке. И скажите совпал ли наш вывод с правилом из учебника?

 

 

-А теперь откроем свои тетради, запишем число и классная работа. Сегодня у нас 26 апреля, под датой записываем классная работа. Подчеркиваем все орфограммы.

 

 

 

-Нашли упр№216. Читаем задание. Да, вам мнужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени, выделить окончания и определить род у каждого образовавшегося сова.

 

-В тетради записали упражнение №216. Кто пойдет к доске на оценку работать?

-(имя) – выходи к доске.

 

Нет. Глаголы придают предметам движение, действие.

 

Открывают уч. На ст.121 №214. Находят глаголы и определяют род и число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У них есть суффикс Л

 

 

 

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят упр.215 читают задание к нему

 

 

 

Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.

 

Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание устно.

 

 

Окончание указывает на изменение глаголов по родам.

 

 

 

 

Они не изменяются по родам.

 

 

 

 

 

 

глаголы в ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам, а глаголы прошедшего времени во мн.ч. не изменяются по родам.

 

 

 

Да совпал.

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, записывают число и классная работа, подчеркивают орфограммы

 

 

Читают задание к упражнению

 

 

 

 

 

Записывают упражнение

№216 и выполняют

 

К,Р,П, П1, П2, П3, Л

Осуществление контроля и коррекция знаний учащихся

-Итак ребята, наш урок подходит к концу, и сейчас я хочу посмотреть, как вы хорошо усвоили новую тему урока. Я вам раздам тест. Время на выполнение 5 минут.

Слушают задание учителя, выполняют тест

Л,Р,П1,П2,П3

Оценивание учащихся

-Проверяем самостоятельную работу сами, с доски.

 

Критерии оценки:

Оценка «5» если  нет ошибок.

Оценка «4», если есть 1-2 ошибки.

Оценка «3» если есть 3 ошибки

Оценка «2». Если присутствует более 3 ошибок.

Проверяют самостоятельную работу. Выставляют сами себе оценки

К,Л,Р

Рефлексия

-Итак ребята. На партах у вас лежат листочки для оценивания своей работы на уроке.

 

-Там незаконченные предложения. Ваша задача закончить по предложение, которое считаете нужным.

Дописывают предложения

Л,П,Р, П1, П2

Домашнее задание

-Открываем дневники записываем домашнее задание. Учебник страница 123, №219.

-Открывают дневники записывают домашнее задание

Л,К

Подведение итогов урока

-Какая была тема урока?

-Какую цель мы перед собой ставили? И достигли ли мы ее?

-Чему научились на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

К,Л

 

Учитель: Панафидина Ирина  Петровна______________________________