Конспект урока русского
языка для 5 класса
по теме «Многозначные
и однозначные слова»
Габуния Светлана
Александровна , учитель МБОУ СОШ №4»
УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные: формирование представления о словах-омонимах, о их отличии от многозначных слов.
Воспитательные: воспитание чувства любви к русскому языку, его богатству
Развивающие: пополнение словарного запаса учащихся, развитие творческих способностей
Задачи:
1. Закрепить знания по теме «Многозначные слова»
2. Сформировать понятие о словах-омонимах.
3. Обобщить изученное с помощью составления таблицы.
4. Уметь применять полученные знания на практике.
Оборудование и материалы: толковые словари русского языка С.И.Ожегова, медиапроектор, презентация по теме урока
Использованные источники:
1. Русский язык. 5 класс. Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2009
2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4466e7c7-2aec-444b-a560-16eb99e99331/%5BRUS5_057%5D_%5BTD_010%5D.html
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a1e9c66-1b4f-4e47-8a7f-18ec428e4ef1/%5BRUS5_059%5D_%5BTD_021%5D.html
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4152ba45-2dca-48de-9a79-d849439e0cee/index_listing.html
5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_013A%5D.html
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Чтение стихотворения И.Токмаковой «В чудной стране».
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране, в чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
Какие слова имеют несколько значений? (Язычок, горлышко, ножка, глазок) Слайд 1 презентации со словарными статьями данных слов.
ž Язычок – 1. Орган в полости рта. 2.Отросток в середине заднего края мягкого нёба. 3. Подвижная, одним концом укрепленная пластина в различных устройствах.
ž Горлышко – 1. Горло – передняя часть шеи. 2. Верхняя суженная часть сосуда
ž Ножка – 1. Нога – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного. 2.Опора, стойка (мебели, утвари, прибора) 3. Стебелёк, на котором держится цветок, а также нижняя, под шляпкой, часть гриба. 4. Один из раздвижных стержней измерительного или чертежного прибора.
ž Глазок – 1. Небольшое круглое отверстие в чем-нибудь (для надзора, обзора, наблюдения). 2. Почка, срезаемая с растения для прививки. 3.Небольшое углубление с почками на поверхности картофельного клубня. Пигментное пятно (в окраске насекомых, птиц, растений), а также кружок, пятнышко в рисунке ткани.
Вспомним определение §33, с.80. Что называется многозначными словами? Чтение определения учащимися.
Слайд 2. Работа в парах. Сравните пары слов, используя толковый словарь русского языка. Какое лексическое значение имеют данные слова? Есть у них общие признаки? Как оформлена словарная статья?
Шляпка женская – шляпка гриба (внешнее сходство)
Вороной конь – шахматный конь (внешнее сходство)
Стальной нож – стальные нервы (качество)
Хрустальный стакан – выпить стакан воды (смежность предметов)
Трудолюбивые дворники – дворники автомобиля (действие)
Вывод: у многозначных слов общий смысл, все лексические значения даны в одной словарной статье.
II. Закрепление знаний.
1. Задание с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Электронное задание "Многозначные слова" выбрать несколько вариантов ответов. Самоанализ выполненного задания. Рефлексия.
2. Работа в группах. Все ли выделенные слова являются многозначными? Предположите. Проверьте себя по толковому словарю.
Дежурный врач – дежурный по школе
Глава семьи – глава книги
Набор инструментов – закончить набор книги
Мелкая дробь – десятичная дробь – барабанная дробь
Ответы учащихся с доказательством (зачитывают словарные статьи). Многозначные слова: дежурный врач, дежурный по школе; набор инструментов, набор книги.
Слова глава семьи и глава книги; мелкая дробь, десятичная дробь, барабанная дробь не являются многозначными, так как в их лексическом значении нет ничего общего, словарные статьи разные.
III. Изучение нового материала
1. Чтение стихотворения Я.Козловского «Вы откуда, молодцы?»
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Передо мною близнецы.
Я спросил их: - Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность.
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Какую особенность слов-«молодцов» вы заметили? (одинаково пишут, слышат, но по смыслу далеки).
Какую главную задачу мы должны решить на уроке? (Узнать, как называются такие слова. как их отличать от многозначных слов)
2. Сравним словосочетания: жать руки друзьям, жать сок из апельсина и жать рожь серпом.
В словосочетаниях жать руки друзьям, жать сок из апельсина глагол жать имеет общее значение «давить, сжимать». В словосочетании жать рожь серпом глагол жать обозначает «срезать стебли». Следовательно, смысл совершенно разный, хотя слова пишутся одинаково.
3. Как называются такие слова? Прочитаем определение в §40.
Омонимы – разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию (от греч. омос – одинаковый + онима – имя)
4. Чтение стихотворения А.Шибаева. Упражнение 317.
5. Знакомство со словарем омонимов на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Учебный словарь "Омонимы"
6. Упражнение 318. Составьте предложения со следующими омонимами: клуб (дыма) – клуб (сельский), ключ (родник) – ключ (от замка), лук (растение) – лук (оружие).
7. Как отличить омонимы, если нет толкового словаря?
- Подберите слова-синонимы к слову мир, составьте словосочетания:
Мир – планета, земля; объехать весь мир
Мир – спокойствие, согласие; жить в мире
- Измените форму слова: поставьте глагол жать в форму 1 лица единственного числа:
Жать руку – жму руку |
жать рожь – жну рожь |
Вывод: отличить омонимы можно с помощью подбора синонимов и изменения форм слова
8. Тест "Омонимы
IV. Обобщение изученного.
1. Сравним многозначные слова и омонимы. Составим сравнительную таблицу. По каким критериям будем различать эти группы слов? (по лексическому значению, оформлению словарной статьи)
Чем отличаются? |
Многозначные слова |
Омонимы |
Лексическое значение |
Общие признаки |
Нет связи |
Словарная статья |
Одна |
разные |
2. Распределите слова по группам: многозначные – омонимы, используя основные критерии и способы различия, приводя примеры: печать, ножка, дно, склонять, ручка, теплый, крыло, наречие, бор
Работа в парах.
Результат
Многозначные слова |
Омонимы |
Печать (книги, ставить печать) Ножка (стула, ребенка) Дно (ямы, банки) Теплый (взгляд, дом) Крыло (птицы, самолета) |
Склонять (по падежам, ветку) Ручка (ребенка, дверная, для письма) Наречие (часть речи, говор) Бор (густой лес, стоматологический) |
V. Подведение итога урока. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности испытали?
На что нужно обратить внимание на следующих уроках?
VI. Домашнее задание.
1. Составить словарик омонимов и многозначных слов, используя толковый словарь русского языка и подбирая рисунки к данным словам (по 3-4 слова). 2. Написать небольшие стихотворения, используя слова-омонимы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.