Урок русского языка
Класс: 3б
Образовательная система: Школа России
Учитель: Тарасова Любовь Тимофеевна
Методист: Кудымова Илона Павловна
Школа: СОШ №8
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель: Научиться различать приставки и предлоги
Планируемые результаты
Предметные: - развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Метапредметные:
регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке
коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания
познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные: формировать интерес к детской литературе
Оборудование: презентация, карточки с заданиями
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
I. Орг. момент |
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. |
Приветствуют учителя и одноклассников |
|
II. Мотивация, целеполагание |
- Ребята, какой праздник приближается? -Правильно, приближается замечательный праздник «Новый год», который мы все с нетерпеньем ждем. Во всех школах проводятся новогодние праздники. В одну из школ прилетели наши инопланетные друзья. Им очень понравилось у нас, и они пригласили нас к себе в гости. -Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие, чтобы не обидеть инопланетян. Наш класс – космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы. А вы знаете что такое бортовой журнал? Это документ, в который космонавты записывают все сведения о полетах. Давайте запишем число. Сегодня у нас 21 декабря, классная работа). Нам наверняка повстречаются препятствия. Вы готовы? -Ребята, посмотрите, инопланетяне оставили нам послание. Интересно, что это такое? -Так это предлоги или приставки? А как их различить? -Как вы думаете, какие задания нам повстречаются? Ну что, полетели? |
Новый год.
Предлоги, приставки Ответы детей
Да |
|
III. Открытие нового знания |
Отгадайте загадку и скажите, где мы очутились: Это красная планета Остановка «Планета Марс». На этой планете записаны странные словосочетания. Давайте покажем Марсианинам, какие мы умные. Как вы напишите эти словосочетания? (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод (от)плыл (от)берега (с)катился (с)горы
- Назовите слова с приставками?
- Докажите, обоснуйте свой ответ.
-Что такое приставка и для чего она служит?
- Как пишется приставка с корнем?
- Как найти приставку в слове?
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами
- Докажите, обоснуйте свой ответ
- Что такое предлог? Для чего он служит?
- Как пишутся предлоги с другими словами - Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до, про; словарные слова) -А как написать такие слова без ошибок? -Открываем бортовые журналы. - Спишите словосочетания. - Подчеркните предлоги и выделите приставку (Взаимопроверка по слайду) -Правильно сделали? Молодцы. Вы справились с заданием. |
Марс
Ответы детей
- (до)ехал, (по)бежал, (про)читал, (от)плыл ,(с)катился -Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово -Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов -Приставка с корнем пишется слитно -Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой -до деревни, по дороге, про завод, от берега, с горы. -Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово -Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении -Предлог с другими словами пишется отдельно -ответы детей -гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную |
|
Физкультминутка |
-А вы знаете, что космонавты очень выносливые люди. Чтобы летать в космос, нужно делать зарядку. Давайте и мы немного разомнемся. Все встаньте. Если я называю слова с приставками, вы приседаете, если с предлогами – хлопайте в ладоши. Стряхнул, с ветвей, в окно, влетел, загнул, за компьютером, написал, посмотрел, по телевизору, над верандой. |
|
|
IV. Первично закрепление 1. Работа по карточкам |
Подлетаем к следующей планете. Как вы думаете, где мы? Мы на Венере. Итак, для нас следующее задание. Вам нужно будет поработать в парах. Откройте учебники на стр. 132 и 133 прочитайте правила. Прочитав правила, впишите недостающие слова на листочках, которые лежат у вас на партах. В них вам нужно сравнить между собой предлоги и приставки. Работайте внимательно, а иначе инопланетяне подумают, что мы ничего не знаем. Карточка № 1 Предлоги Приставки 1 Часть речи 1. Часть слова 2 Можно вставить вопрос или 2 Нельзя вставить вопрос или другое слово другое слово 3 Не дружат с глаголами 3. Дружат с глаголами 4 Пишутся раздельно 4. Пишутся слитно -Поменяйтесь листочками с соседними партами. (проверка по слайду) Поднимите руки, у кого все правильно. Молодцы, большинство справились заданием. - Жители этой планеты уверены, что мы очень умные дети. Летим дальше… Мы попали на очень холодную планету… что же это за планета? Это же Нептун.. и какое же здесь испытание нас ждет.. вам нужно поработать индивидуально. Возьмите карточки №2.Прочитайте текст на карточке. -К какому жанру литературы относится отрывок из текста? -Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ? - Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте
- Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку. - Поменяйтесь листочками. Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине. - Сдайте работы -Хорошо выполнили задание? Молодцы! |
|
|
2. Работа с учебником |
Полетели дальше? Отгадайте еще загадку: Он уже который век Правильно. Подлетаем к планете Уран. Пришло следующее задание. Открываем учебники на стр. 132, упр. 259. - Сейчас по цепочке будем читать предложения. Объясните, что дано в скобках, предлог или приставка. - прочитайте глаголы в этом упражнении. Что вы можете сказать? (предлоги не употребляются с глаголами.) Правильно, получаем еще одно украшение. Ну что, украсили елочку или чего-то не хватает? Чего же не хватает нашей елочке? Что должно быть у каждой елочки? - Отправляемся за звездой? У далекой крохотной планеты, -Что вы знаете об этой планете? -эта планета очень далеко, значит и задание будет сложное. Посмотрим упражнение 260 на стр. 132. -Прочитайте стихотворение Я. Козловского. -Кто прочитает? О чем говорится в этом стихотворении? -Тяжело было его читать? -Что нужно сделать в этом задании? -Давайте разберем это стихотворение по предложениям. -На ком мы остановились? -Открываем бортовые журнала. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните, предлоги ,в словах выделите корень. |
уран Ответы детей
Ответы детей, звезда да
Плутон Ответы детей |
|
V. Подведение итогов. Рефлексия |
Закончи предложение: Я узнал… Я научился… |
|
|
VI. Домашнее задание |
|
|
Учитель:
Методист:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.