Конспект урока русского языка "Определение падежей" УМК "Система Занкова" 3 класс
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Определение падежей" УМК "Система Занкова" 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
12.05.2023
Конспект урока русского языка "Определение падежей" УМК "Система Занкова" 3 класс
Конспект урока Определение падежей.docx

Конспект урока

Дата проведения: 14.02.2022г.

Класс: 3

УМК «Система Л.В.Занкова»

Предмет: русский язык

Тема: Определение падежей

Цель – создание условий для закрепления умения определять падежи имен существительных.

Задачи:

1.      Совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже.

2.      Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, мышление, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма.

3.      Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение каллиграфически писать буквы

- умение писать словарные слова

- умение отгадывать загадки

- умение разбирать слово по составу

- умение определять род, число и падеж  у имени существительного

- умение ставить ударение

- умение применять правила правописания

- умение проверять текст, находить и исправлять  ошибки

1 уровень - ознакомительный

Регулятивные  УУД

- умение формировать цель и достигать её

– умение работать по плану

– волевая саморегуляция

– самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности

- умение осуществлять самооценку

2 уровень - репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию

- умение обобщать полученные знания

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы

- умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

- умение ориентироваться в учебнике

2 уровень - репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

– умение слушать, вступать в диалог

- умение участвовать в диалоге

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли

- умение адекватно реагировать на замечания учителя

- умение работать в паре

2 уровень - репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение познавательного интереса к изучению русского языка

- выражение бережного отношения к природе

- рефлексия   своего отношения к содержанию темы

2 уровень - репродуктивный

 

Оборудование: учебник

Наглядный материал: карточка для работы в парах (приложение 1), карточка для работы в парах (приложение 2)

 

                                                                          

                                                                           Ход урока

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

- Прозвенел звонок веселый.

  Мы начать урок готовы.

  Будем слушать, рассуждать,

  И друг другу помогать.

- Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

- Я очень рада видеть ваши улыбки.

- Теперь в нашем классе царит доброе, прекрасное настроение.

- Чтобы оно оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 правила:

- Хочешь ответить, подними руку!

- Работай молча, не мешай другим!

- Уважай мнение товарища!
- Отлично,  а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность.

- Вы готовы, я готова, значит, можем начинать.

 

II

 

 

 

01

Словарная работа

- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Положите их правильно, вспомним правила посадки при письме.

- Я тетрадь свою открою

  И наклонно положу,

  Я друзья от вас не скрою –

  Ручку я вот так держу.

  Сяду прямо, не согнусь,

  За работу я возьмусь.

- Предлагаю записать вам дату, классная работа.

- Ребята, прежде чем мы приступим к словарной работе, я предлагаю вам отгадать загадку и узнать, на какую тему будет сегодняшняя словарная работа.

- Они растут себе на грядке,

  Их любят взрослые, ребятки,

  Сорвать их нужно осторожно,

  Из них салаты делать можно.

  (Овощи)

- Совершенно верно. Назовите, пожалуйста, овощи, которые вы знаете.

- Скажите, зачем нужно употреблять в пищу овощи? Почему они так полезны?

- Приготовьтесь записывать слова под диктовку. У доски запишет …

- Капуста, морковь, горох.

- Спасибо, присаживайся.

- Самостоятельно подчеркните в словах опасные места карандашом.

- Сегодня я предлагаю вам поработать со словом капуста.

- Пожалуйста, запишите еще раз, ниже. У доски со словом поработает …

- Сколько слогов в слове капуста? На какой падает ударение?

  (Три слога в слове – ка – пус –та. Ударение падает на второй слог)

- Разберем слово по составу. Выделяем окончание, основу слова, корень.

- Определим часть речи, род и число у данного слова.

  (Это существительное, женский род, единственное число)

- Определите падеж.

  (Именительный падеж)

- Выделим опасное место в слове. Где оно?

  (Безударная непроверяемая гласная а в корне слова)

- Совершенно верно, проверить эту безударную гласную мы не сможем, поэтому правописание нужно запомнить.

- Запишем предложение под диктовку. У доски поработает…

На рынке мама тщательно выбирала капусту.

- Ребята, как вы понимаете значение слова «тщательно»? То есть как?

  (То есть выбирала старательно, внимательно, усердно, обращая внимание на все детали)

- Укажите в данном предложении грамматическую основу.

- Укажите, какой частью речи является подлежащее? А сказуемое?

- Определите падеж слова «капуста» в данном предложении.

  (Винительный, выбирала (кого? что?) капусту)

- Хорошо, вы молодцы!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

1)

09

Мотивационно-целевой

- Сколько падежей в русском языке? Изменить слово по падежам значит …

- Предлагаю вспомнить названия падежей, слова – помощники и вопросы падежей. Ваша задача в парах заполнить деформированную таблицу. Затем проверим, что у вас получилось.

- Раздаю карточки. Время на выполнение – 2 минуты.  

- Время вышло, давайте проверять.

Падеж

Слово - помощник

Вопросы

Именительный (И.п.)

это

Кто? Что?

Р.п

нет

Кого? Чего?

Дательный (Д.п.)

Радуюсь

Кому? Чему?

Винительный (В.п.)

Вижу

Кого? Что?

Т.п

любуюсь

Кем? Чем?

Предложный (П.п.)

говорю

О ком? О чем?

- Начнем с первого ряда.

- Молодцы, все верно заполнили.

- Назовите тему урока.

  (Определение падежей имени существительного)

- Да, совершенно верно.

- Для чего нам с вами изучать эту тему? Предположите.

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

13

- Какую цель поставим на урок?

  (Закрепить знания по определению падежей имен существительных)

- Чему будем сегодня учиться?

  (Определять падежи имен существительных, выполнять упражнения)

- Составим план урока.

(План:

1. Составим алгоритм определения падежей.

2. Будем выполнять упражнения)

 

IV

 

14

Поисково - исследовательский

- Приступим к выполнению первого пункта плана. Таблицу падежей восстановили, теперь надо составить алгоритм определения падежа.

- Выполним упражнение 371. Откроем учебники на странице 56.

- Что надо сделать?

- Первое словосочетание у доски напишет …

  (Прыгнул через забор)

- Для того, чтобы определить падеж имени существительного сначала нам нужно найти что?

  (Найти слово, с которым связано имя существительное)

- Далее задать от него падежный вопрос.

  (перепрыгнул через что? Через забор)

- По вопросу определить падеж.

  (Винительный)

Учитель вывешивает алгоритм

- Следующее…

 Стою у забора – Р.п.

Влез на забор – В.п.

Сижу на заборе – П.п.

Стою за забором – Т.п.

Спрятался за забор – В.п.

Идет по забору – Д.п.

Вижу забор – В.п.

Въехал в забор – В.п.

рассказал о заборе – П.п.

остановился перед забором – Т.п.

 

 

 

 

 

 

 

V

1)

16

Практический

- Ребята, предлагаю выполнить второй пункт нашего плана.

- Предлагаю вам выполнить задание, которое я для вас приготовила.

- Нам нужно будет определить род, число и падеж у имен существительных.

- Я запишу для вас образец.

По степи – по чему? (степь), ж.р., ед.ч., Д.п.

- Следующее запишет у доски …

- По болоту.

По болоту – по чему? (болото), м.р., ед.ч., Д.п

- Перед учителем.

Перед учителем – перед кем? (учитель), м.р., ед.ч., Т.п

- Над облаками.

Над облаками – над чем? (облако), м.р., мн.ч., Т.п

- К солнцу.

К солнцу – к  чему? (солнце), с.р., ед.ч., Т.п

- Для скворцов.

Для скворцов – для кого? (скворец), м.р., мн.ч., Р.п

- Про сказки.

Про сказки – про что? (сказка), ж.р., ед.ч., И.п

- Предлагаю вам выполнить упражнение 369 на странице 55 учебника.

- Прочитаем, что необходимо выполнить под буквой а.

  (Прочитайте стихотворение. Какие слова употреблены в переносном значении? Какие это части речи? Зачем автор повторяет слова шёл дождик?)

- Прочитаем стихотворение.

- Какие слова употреблены в переносном значении?

  (Шел, прилег, споткнулся, увидел, промокли)

- Какие это части речи?

  (Это глаголы)

- Зачем автор повторяет слова «шёл дождик»?

  (Повторяет, потому что появляется переносное значение других глаголов, сравнивает дождь с человеком, который идет, спотыкается, видит)

- Что нужно сделать дальше?

  (Списать текст. Определить падеж существительных. Подчеркнуть слова в начальной форме)

- Сейчас ваша задача списать стихотворение.

- Записали упражнение 369. Посмотрите, не забудьте написать название стихотворения.

Дети самостоятельно списывают текст стихотворения.

-  Закончили. Давайте определим падежи имен существительных.

- Начнем с третьего ряда. Подписываем падежи сверху простым карандашом.

- Первую строчку нам объяснит…

  (Дождик – И.п., по лугу – Д.п.)

- Следующая строчка.

  (На травку – В.п.)

  (Дождик – И.п., по саду – Д.п.)

  (О лавку – В.п.)

  (Дождик – И.п., по лесу – Д.п.)

  (Медведя – Р.п., в берлоге – П.п.)

  (Дождик – И.п., по речке – Д.п.)

  (У дождика – Р.п., ноги – И.п.)

- Теперь подчеркнем слова в начальной форме. Перечислите эти слова.

  (Дождик в каждой строчке, ноги)

- Что необходимо сделать дальше в нашем упражнении?

  (Сравни окончания имён существительных в форме Д.п. Попробуй объяснить сходство и различие.)

- Найдите все существительные Д.п., выделите окончания в этих словах. Перечислите слова.

  (по лугу, по саду, по лесу, по речке)

- Чем схожи данные слова? Что у них общего?

- Определите род каждого слова.

  (по лугу – м.р., по саду – м.р., по лесу – м.р., по речке – ж.р.)

- Какой вывод из этого можем сделать?

  (у имен существительных в м.р. окончание – у, в ж.р. – е)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Физкультминутка

- Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть.

- Именительный подпрыгнул,

  А родительный летал.

  Дательный полез на горку,

  А винительный устал.

  Наш творительный поплавал,

  А предложный убежал.

  Падежи нам все нужны –

  И при этом все важны.  

 

2)

26

- Продолжим работу.

- Работать будете в парах на карточках. Вспомним, как нужно работать в парах.

- Ваша задача прямо на карточке определить падеж имён существительных, вставить нужную букву в окончании.

- Время на выполнение – 1 минута.

- Проверим, что у вас получилось.

- Начнем с первого ряда. Читаем словосочетание, говорим падеж имени существительного.

Работает в бригаде (т.п.)

Сшила для куколки (Д.п.)

Подготовился к работе (д.п.)

Стоял около аптеки (Р.п.)

Отказался от повязки (Р.п.)

- Молодцы, все верно.

- Теперь поработаем письменно.

- Будем записывать предложения под диктовку. Ваша задача – подчеркивать основу, а также указывать, в каком падеже употреблено имя существительное.

- У доски начнёт работать …

- Стоят суровые морозы.

  (Грамматическая основа – морозы стоят. Падеж – И.п.)

- Реки и озера покрылись плотным ледяным ковром.

  (Грамматическая основа – реки, озера покрылись. Падеж реки – И.п., озера – И.п., ковром – Т.п.)

- Январский лес спит под теплой шубой.

  (Грамматическая основа – лес спит. Падеж лес – И.п., шубой – Т.п.)

- В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки.

  (Грамматическая основа – ёлочки спрятались. Падеж снег – И.п., елочки – И.п.)

- Под широким кустом ночевал заяц.

  (Грамматическая основа – заяц ночевал. Падеж заяц – И.п., кустом – Т.п.)

- Здесь же прошел величавый лось.

  (Грамматическая основа – лось прошел.  Падеж И.п.)

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

37

Итог урока

- Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

- Чем мы сегодня занимались?

- Все ли мы успели повторить и вспомнить?

- Что для вас было самое трудное?

- Продолжите незаконченные фразы.

- Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились.

- Сегодня вы большие молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 VI

39

Домашнее задание

- Прозвенел звонок с урока

  Поиграть пришла пора.

  Что узнали на уроке,

  Не забудем никогда!

 

 

 

 

 

 

Падеж

Слово - помощник

Вопросы

Именительный (И.п.)

 

Кто? Что?

 

нет

Кого? Чего?

Дательный (Д.п.)

 

 

Винительный (В.п.)

вижу

 

 

 

Кем? Чем?

Предложный (П.п)

говорю

 

 

 

Задание. Определите падеж имён существительных, вставьте нужную букву в окончании

Текст

Работает в бригад…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, стоял около аптек…, отказался от повязк….

 
 


 


Конспект урока Дата проведения: 14

Конспект урока Дата проведения: 14

Ход урока Этап Время

Ход урока Этап Время

Выделим опасное место в слове.

Выделим опасное место в слове.

Прыгнул через забор) - Для того, чтобы определить падеж имени существительного сначала нам нужно найти что? (Найти слово, с которым связано имя существительное) -

Прыгнул через забор) - Для того, чтобы определить падеж имени существительного сначала нам нужно найти что? (Найти слово, с которым связано имя существительное) -

Списать текст. Определить падеж существительных

Списать текст. Определить падеж существительных

Продолжим работу. - Работать будете в парах на карточках

Продолжим работу. - Работать будете в парах на карточках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023