Конспект урока
Дата проведения: 14.02.2022г.
Класс: 3
УМК «Система Л.В.Занкова»
Предмет: русский язык
Тема: Определение падежей
Цель – создание условий для закрепления умения определять падежи имен существительных.
Задачи:
1. Совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже.
2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, мышление, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма.
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение каллиграфически писать буквы - умение писать словарные слова - умение отгадывать загадки - умение разбирать слово по составу - умение определять род, число и падеж у имени существительного - умение ставить ударение - умение применять правила правописания - умение проверять текст, находить и исправлять ошибки |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
- умение формировать цель и достигать её – умение работать по плану – волевая саморегуляция – самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять самооценку |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы - умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение - умение ориентироваться в учебнике |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог - умение участвовать в диалоге - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение адекватно реагировать на замечания учителя - умение работать в паре |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к изучению русского языка - выражение бережного отношения к природе - рефлексия своего отношения к содержанию темы |
2 уровень - репродуктивный |
Оборудование: учебник
Наглядный материал: карточка для работы в парах (приложение 1), карточка для работы в парах (приложение 2)
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
|||||||||||||||||||||
I |
00 |
Организационный момент - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. - Я очень рада видеть ваши улыбки. - Теперь в нашем классе царит доброе, прекрасное настроение. - Чтобы оно оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 правила: - Хочешь ответить, подними руку! - Работай молча, не мешай другим! -
Уважай мнение товарища! - Вы готовы, я готова, значит, можем начинать. |
|
|||||||||||||||||||||
II
|
01 |
Словарная работа - Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Положите их правильно, вспомним правила посадки при письме. - Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я друзья от вас не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Предлагаю записать вам дату, классная работа. - Ребята, прежде чем мы приступим к словарной работе, я предлагаю вам отгадать загадку и узнать, на какую тему будет сегодняшняя словарная работа. - Они растут себе на грядке, Их любят взрослые, ребятки, Сорвать их нужно осторожно, Из них салаты делать можно. (Овощи) - Совершенно верно. Назовите, пожалуйста, овощи, которые вы знаете. - Скажите, зачем нужно употреблять в пищу овощи? Почему они так полезны? - Приготовьтесь записывать слова под диктовку. У доски запишет … - Капуста, морковь, горох. - Спасибо, присаживайся. - Самостоятельно подчеркните в словах опасные места карандашом. - Сегодня я предлагаю вам поработать со словом капуста. - Пожалуйста, запишите еще раз, ниже. У доски со словом поработает … - Сколько слогов в слове капуста? На какой падает ударение? (Три слога в слове – ка – пус –та. Ударение падает на второй слог) - Разберем слово по составу. Выделяем окончание, основу слова, корень. - Определим часть речи, род и число у данного слова. (Это существительное, женский род, единственное число) - Определите падеж. (Именительный падеж) - Выделим опасное место в слове. Где оно? (Безударная непроверяемая гласная а в корне слова) - Совершенно верно, проверить эту безударную гласную мы не сможем, поэтому правописание нужно запомнить. - Запишем предложение под диктовку. У доски поработает… На рынке мама тщательно выбирала капусту. - Ребята, как вы понимаете значение слова «тщательно»? То есть как? (То есть выбирала старательно, внимательно, усердно, обращая внимание на все детали) - Укажите в данном предложении грамматическую основу. - Укажите, какой частью речи является подлежащее? А сказуемое? - Определите падеж слова «капуста» в данном предложении. (Винительный, выбирала (кого? что?) капусту) - Хорошо, вы молодцы! |
|
|||||||||||||||||||||
III 1) |
09 |
Мотивационно-целевой - Сколько падежей в русском языке? Изменить слово по падежам значит … - Предлагаю вспомнить названия падежей, слова – помощники и вопросы падежей. Ваша задача в парах заполнить деформированную таблицу. Затем проверим, что у вас получилось. - Раздаю карточки. Время на выполнение – 2 минуты. - Время вышло, давайте проверять.
- Начнем с первого ряда. - Молодцы, все верно заполнили. - Назовите тему урока. (Определение падежей имени существительного) - Да, совершенно верно. - Для чего нам с вами изучать эту тему? Предположите. |
Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||
2) |
13 |
- Какую цель поставим на урок? (Закрепить знания по определению падежей имен существительных) - Чему будем сегодня учиться? (Определять падежи имен существительных, выполнять упражнения) - Составим план урока. (План: 1. Составим алгоритм определения падежей. 2. Будем выполнять упражнения) |
|
|||||||||||||||||||||
IV
|
14 |
Поисково - исследовательский - Приступим к выполнению первого пункта плана. Таблицу падежей восстановили, теперь надо составить алгоритм определения падежа. - Выполним упражнение 371. Откроем учебники на странице 56. - Что надо сделать? - Первое словосочетание у доски напишет … (Прыгнул через забор) - Для того, чтобы определить падеж имени существительного сначала нам нужно найти что? (Найти слово, с которым связано имя существительное) - Далее задать от него падежный вопрос. (перепрыгнул через что? Через забор) - По вопросу определить падеж. (Винительный) Учитель вывешивает алгоритм - Следующее… Стою у забора – Р.п. Влез на забор – В.п. Сижу на заборе – П.п. Стою за забором – Т.п. Спрятался за забор – В.п. Идет по забору – Д.п. Вижу забор – В.п. Въехал в забор – В.п. рассказал о заборе – П.п. остановился перед забором – Т.п. |
|
|||||||||||||||||||||
V 1) |
16 |
Практический - Ребята, предлагаю выполнить второй пункт нашего плана. - Предлагаю вам выполнить задание, которое я для вас приготовила. - Нам нужно будет определить род, число и падеж у имен существительных. - Я запишу для вас образец. По степи – по чему? (степь), ж.р., ед.ч., Д.п. - Следующее запишет у доски … - По болоту. По болоту – по чему? (болото), м.р., ед.ч., Д.п - Перед учителем. Перед учителем – перед кем? (учитель), м.р., ед.ч., Т.п - Над облаками. Над облаками – над чем? (облако), м.р., мн.ч., Т.п - К солнцу. К солнцу – к чему? (солнце), с.р., ед.ч., Т.п - Для скворцов. Для скворцов – для кого? (скворец), м.р., мн.ч., Р.п - Про сказки. Про сказки – про что? (сказка), ж.р., ед.ч., И.п - Предлагаю вам выполнить упражнение 369 на странице 55 учебника. - Прочитаем, что необходимо выполнить под буквой а. (Прочитайте стихотворение. Какие слова употреблены в переносном значении? Какие это части речи? Зачем автор повторяет слова шёл дождик?) - Прочитаем стихотворение. - Какие слова употреблены в переносном значении? (Шел, прилег, споткнулся, увидел, промокли) - Какие это части речи? (Это глаголы) - Зачем автор повторяет слова «шёл дождик»? (Повторяет, потому что появляется переносное значение других глаголов, сравнивает дождь с человеком, который идет, спотыкается, видит) - Что нужно сделать дальше? (Списать текст. Определить падеж существительных. Подчеркнуть слова в начальной форме) - Сейчас ваша задача списать стихотворение. - Записали упражнение 369. Посмотрите, не забудьте написать название стихотворения. Дети самостоятельно списывают текст стихотворения. - Закончили. Давайте определим падежи имен существительных. - Начнем с третьего ряда. Подписываем падежи сверху простым карандашом. - Первую строчку нам объяснит… (Дождик – И.п., по лугу – Д.п.) - Следующая строчка. (На травку – В.п.) (Дождик – И.п., по саду – Д.п.) (О лавку – В.п.) (Дождик – И.п., по лесу – Д.п.) (Медведя – Р.п., в берлоге – П.п.) (Дождик – И.п., по речке – Д.п.) (У дождика – Р.п., ноги – И.п.) - Теперь подчеркнем слова в начальной форме. Перечислите эти слова. (Дождик в каждой строчке, ноги) - Что необходимо сделать дальше в нашем упражнении? (Сравни окончания имён существительных в форме Д.п. Попробуй объяснить сходство и различие.) - Найдите все существительные Д.п., выделите окончания в этих словах. Перечислите слова. (по лугу, по саду, по лесу, по речке) - Чем схожи данные слова? Что у них общего? - Определите род каждого слова. (по лугу – м.р., по саду – м.р., по лесу – м.р., по речке – ж.р.) - Какой вывод из этого можем сделать? (у имен существительных в м.р. окончание – у, в ж.р. – е) |
|
|||||||||||||||||||||
|
25 |
Физкультминутка - Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. - Именительный подпрыгнул, А родительный летал. Дательный полез на горку, А винительный устал. Наш творительный поплавал, А предложный убежал. Падежи нам все нужны – И при этом все важны. |
|
|||||||||||||||||||||
2) |
26 |
- Продолжим работу. - Работать будете в парах на карточках. Вспомним, как нужно работать в парах. - Ваша задача прямо на карточке определить падеж имён существительных, вставить нужную букву в окончании. - Время на выполнение – 1 минута. - Проверим, что у вас получилось. - Начнем с первого ряда. Читаем словосочетание, говорим падеж имени существительного. Работает в бригаде (т.п.) Сшила для куколки (Д.п.) Подготовился к работе (д.п.) Стоял около аптеки (Р.п.) Отказался от повязки (Р.п.) - Молодцы, все верно. - Теперь поработаем письменно. - Будем записывать предложения под диктовку. Ваша задача – подчеркивать основу, а также указывать, в каком падеже употреблено имя существительное. - У доски начнёт работать … - Стоят суровые морозы. (Грамматическая основа – морозы стоят. Падеж – И.п.) - Реки и озера покрылись плотным ледяным ковром. (Грамматическая основа – реки, озера покрылись. Падеж реки – И.п., озера – И.п., ковром – Т.п.) - Январский лес спит под теплой шубой. (Грамматическая основа – лес спит. Падеж лес – И.п., шубой – Т.п.) - В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. (Грамматическая основа – ёлочки спрятались. Падеж снег – И.п., елочки – И.п.) - Под широким кустом ночевал заяц. (Грамматическая основа – заяц ночевал. Падеж заяц – И.п., кустом – Т.п.) - Здесь же прошел величавый лось. (Грамматическая основа – лось прошел. Падеж И.п.) |
Приложение 2
|
|||||||||||||||||||||
V |
37 |
Итог урока - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? - Чем мы сегодня занимались? - Все ли мы успели повторить и вспомнить? - Что для вас было самое трудное? - Продолжите незаконченные фразы. - Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились. - Сегодня вы большие молодцы! |
|
|||||||||||||||||||||
VI |
39 |
Домашнее задание - Прозвенел звонок с урока Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забудем никогда! |
|
Падеж |
Слово - помощник |
Вопросы |
Именительный (И.п.) |
|
Кто? Что? |
|
нет |
Кого? Чего? |
Дательный (Д.п.) |
|
|
Винительный (В.п.) |
вижу |
|
|
|
Кем? Чем? |
Предложный (П.п) |
говорю |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.