Тема урока: Приставка
Цели: познакомиться с приставкой, как со значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставки слова.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
v Отгадайте мои загадки:
А) Верещунья белобока, а зовут ее …. (сорока)
Б) Без рук рисует, без зубов кусает … (мороз)
В) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …… (горох)
(отгадки записаны на откидной доске, открываем)
Ø Словарная работа.
- Ребята, посмотрите внимательно на слова и ответьте какая орфограмма в них повторяется? (безударная гласная в корне слова)
- Как можно проверить написание безударной гласной в корне? (нужно подобрать слово, в котором безударная гласная встанет под ударение)
- Подберите проверочное слово. (у детей возникло затруднение)
- К каким словам мы не можем подобрать проверочные слова? (к словарным)
- Что мы делаем со словарными словами? (записываем в словарик и запоминаем)
- Ребята, откройте свои словарики и запишите данные слова, выделите орфограмму.
- Посмотрите на эти слова, что еще в них общего? (буквосочетание –оро-)
- Ребята, слова, которые имеют сочетание –оро- всегда пишутся через о, правописание этих слов нужно запомнить. А если вдруг мы забыли, как пишется слово, куда мы можем обратиться? (в орфографический словарь)
- Давайте запишем это буквосочетание на минутке чистописания.
Ø Минутка чистописания. ОРО ОРО ОРО
3. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Морфемика. Продолжим путешествие на поезде, чтобы наш поезд тронулся проведем блиц-опрос. Вспоминаем быстро, отвечаем хором.
-Без чего не может существовать слово? (без корня)
- Что такое корень? (главная, значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение)
- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова)
- Что такое окончание? (изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении)
- Молодцы, ребята! Наш поезд отправляется!
Мы ехали, ехали
К речке приехали
Мост переехали
Дальше поехали. (слайд)
- Ребята, взгляните на экран! Нам путь преградила табличка. Давайте прочитаем, что на ней написано. (читаем слова ехали, приехали, переехали, поехали)
- Назовите окончание (и)
- Что можно сказать про эти слова? (они однокоренные)
- Почему? (во всех словах одинаковый корень)
- Какой корень? (ех)
- В чем различие? (в значении)
- Какая часть слова придает им разное значение? (часть слова, которая стоит перед корнем)
- Кто знает, как называется эта часть? (приставка)
- молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока «Приставка»
- Если знаем тему, давайте поставим задачи.
- узнаем:
1. Что такое приставка?
2. Где находится в слове?
3. Для чего служит?
4. Как выделяется?
- Тема определена, задачи поставлены, отправляемся дальше в путь.
4. Первичное восприятие.
Ø Упражнение 153
- Прочитайте слова и определите какая часть общая в них. (корень –ход-)
- Значение у этих слов одинаковое? (нет)
- хоть слова и однокоренные, значения у них разные, а почему? (у них разные приставки) (слайд)
_ открываем тетради, подписываем число, классная работа, упражнение 153, списываем через запятую слова, выделяем корень и приставку.
- где стоит приставка в слове? (перед корнем)
- для чего нужна приставка? (для образования новых слов)
- Откройте правило на с 84 и прочитайте шепотом.
- Прочитайте вслух, затем хором.
Ø Упражнение 154
- Ребята запомните, что в русском языке все приставки пишутся одинаково. Найдите упр. 154 и прочитайте таблицу шепотом.
- давайте, хором прочитаем данные приставки.
- Сейчас я буду читать вам слово, а вы мне образовывать новое слово с помощью приставки. Например6 лить-налить. (попробовали образовывать новые слова)
- Молодцы! А сейчас подпишите упр. 154, 1 вариант – образует новые слова от слов рисовать, писать; 2 вариант – слова везти, клеить.
- Выполнили – рука на локотке.
- Проверим, что у вас получилось.
- Давайте немного отдохнем.
5. Физминутка
6. Закрепление изученного
Ø Упражнение 158
- Прочитайте первое предложение. Из какой сказки А. С. Пушкина эти строки? (сказка о царе Салтане).
- Спишите первое предложение, найдите слова с приставками и выделите их.
- К словам с выделенными орфограммами подберите проверочные слова.
- !!!!!!! поработает у доски, а остальные самостоятельно в своих тетрадочках.
- Ребята, давайте проверим в каких словах вы выделили приставки (послушала, вынесла, отхлынула)
- Давайте подберем к слову вынесла другую приставку? (принесла, отнесла, унесла, занесла)
- Скажите, у нас получились слова с одинаковым значением или с разным? (с разным)
- А почему? (потому, что приставка служит для образования новых слов)
- Где в словах стоит приставка? (перед корнем)
- Молодцы!!!
- Ребята, это предложение очень сложное, но давайте попробуем в нем выделить грамматическую основу.
- О чем говорится в предложении? (о волне)
- Ставим вопрос к слову волна. (что волна – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой)
- Что говорится о волне? (что она послушалась)
- Ставим вопрос к слову послушалась. (волна что сделала? Послушалась – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами)
- Что еще нам известно о волне? (что она отхлынула и вынесла)
- Ставим вопрос к слову вынесла, отхлынула.
- Ребята, вы молодцы! Сколько подлежащих в этом предложении? (1)
- А сказуемых? (3)
- А как вы объяснили написание слов с выделенными орфограммами, я проверю, когда вы сдадите мне тетради.
7. Итог
- Что такое приставка?
- Где находится в слове?
- Для чего служит?
8. Рефлексия
- Наше путешествие в страну Морфемика на сегодня завершено.
- Кому понравилось это путешествие?
- Кто узнал что-то новое?
- У кого еще остались вопросы?
9.Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.