Тема: письмо заглавной буквы Е.
Цели:
Образовательные:
Обучать письму заглавной буквы Е, соединению её с другими буквами, учить списывать предложения и анализировать их, учить анализировать звуковой состав слов.
Закреплять правила посадки при письме, правила письма.
Коррекционно - развивающие
Развивать у учащихся мелкие мышцы кисти руки, речь, фонематический слух, ориентировку в клеточке;
Воспитывать положительное отношение к процессу письма. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости.
Оборудование: прописи, компьютерная презентация, карточки с образцами ёлочек, звуковые схемы, сказочная заглавная прописная буква Е.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный
дан звонок.
Начинается урок.
- Тихонечко садитесь.
II. Повторение пройденного.
- Давайте вспомним, с какой необычной хитрой буквой мы работали на уроке чтения? Чем же эта буква необычна? (Буквой можно обозначить один звук [э] или два [йэ].)
- В каких случаях эта буква передаёт один звук, а в каких – два? (Ответы детей.)
- Распределите слова на две группы.
На доске слова:
енот, река, Елена
какое слово лишнее?
III. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Е, слова и предложения с этой буквой. Поможет нам в этом герой сказки:
Вымолвил
словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни –
К царю за царевной,
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
- О ком идёт речь? (Слайд 1а)
- Из какой сказки этот герой?
- В нашей школьной библиотеке вы можете взять вот такие книги и прочитать сказку «По щучьему велению» (Слайд 1б)
- Почему именно Емеля пришёл к нам на урок? (Начинается с буквы Е)
IV. Звуковой анализ слова Емеля.
- Сколько слогов в слове?
- Как определить ударный слог? (Позовём.)
- Назовите ударный слог. Какой он по счёту?
- Произнесём первый слог. Сколько звуков слышим? (2)
- Назовите их. («йэ»)
- Назовите второй (третий) слог. Это слияние или звуки вне слиянии?
- Возьмите звуковые схемы и на партах выложите схему этого слова, а к доске пойдёт работать…
- Какая буква нам понадобиться, чтобы обозначить звуки «йэ» в начале слова? (Большая Е.)
V. Подготовка руки к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчики здороваются.
Игра на дудочке.
Игра на фортепиано.
Однажды Емеля поехал к царю через лес. (Слайд 2)
Лес густой, дремучий. Отгадайте, какие деревья растут в этом дремучем лесу?
Её
всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж.
Зимою в платье летнем. (Ели)
- Давайте нарисуем такой лес. Возьмите карточки, рассмотрите ёлочку. Какого цвета карандаш вам понадобиться, чтобы нарисовать ёлочки? (Виолетта обследует картинку ель)
- Был тот лес не простой, а волшебный. В нём под деревьями росли буквы. Вот слез Емеля с печи. Подошёл ели и увидел букву. (Слайд 3)
- Как вы думаете, какую букву нашёл Емеля под елью? (Букву Е)
- «Как зовут тебя» - спросил Емеля? Что же ему ответила буква? (Её зовут заглавная буква Е) (Слайд 4а)
- Емеля спросил: « А зачем ты нужна заглавная буква?»
- Что могла ответить заглавная буква Е?
- «Какая трудная буква» - сказал Емеля и начал рассматривать её.
Забрался на самую верхушку буквы Е, а слезть не может.
- «Помоги мне спуститься вниз с тебя, буква Е» - стал умолять Емеля букву Е.
- И сказала буква Е Емеле: « Я отпущу тебя тогда, когда ребята научатся красиво и правильно меня писать». (Слайд 4б)
- Ребята, поможем Емеле?
VI. Работа по теме в прописях.
- Откройте прописи.
Я
тетрадь свою возьму.
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
а) Письмо элементов буквы Е.
- Ребята давайте посмотрим из каких элементов состоит эта буква. Сколько их. (Два полуовала). (Слайд 5)
- Наш волшебный карандаш покажет как пишется верхний (нижний) полуовал. (Слайд6, 7).
- Пропишем в воздухе вместе с карандашом. ( в песочнице) Из ниток
б) Письмо заглавной буквы Е.
- Посмотрите, как пишется заглавная буква Е. Карандаш нам поможет в этом. (Слайд 8)
- Пропишем вместе с карандашом в воздухе. (письмо в песочнице, из ниток)
- Теперь пропишем в прописи, соблюдая пропорции буквы Е.
VII. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
VIII. Работа над предложениями.
- Отпустила буква Емелю. Сел он на свою печь и поехал к царю. (Слайд9)
-Едет, любуется елями Емеля. (Слайд 10)
- Какие ели увидел Емеля? Опишите их.
- Прочтём в прописи, какие ели увидел Емеля. (Ели красивые.)
- Что вы прочли? (предложение)
- Докажите, что это предложение.
- Назовите первое слово. С какой буквы будете его писать?
-Назовите второе слово. С какой буквы будете его писать?
- Что поставите в конце предложения?
- Карандаш покажет как надо писать это соединение. (Слайд 11)
- Емели очень понравились ели , он восхищался ими. Прочтём это предложение. (Ели красивы!)
- Какое вы прочли предложение по интонации голоса?
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите первое (второе). С какой буквы будете писать, почему?
Пальчиковая гимнастика
XI. Повторение изученных букв.
- В волшебном лесу Емеля встретил и другие буквы. Они росли под разными деревьями. Назовите эти буквы. (О,С,К) (Слайд 12)
- Под каким деревом Емеля встретил букву Е?
- Под каким деревом росла буква О?
- Под каким деревом росла буква С?
- Под каким деревом росла буква К?
- Но буква Е росла заглавная ( прописная). А остальные буквы какие?
- Вспомним как пишутся Заглавные и строчные буквы, которые увидел Емеля и запишем их в тетрадь.
XII. Итог урока.
- Чему мы научились на сегодняшнем уроке.
- Емеле понравилась ваша работа и он вам говорит… Прочтите. (Слайд 13)
- Емеля благодарит вас за хорошую работу и дарит вам свой портрет, но с ним надо немного потрудиться, то есть раскрасить его. Если вам урок сегодня понравился, то раскрасьте яркими красками Емелю, а если нет, то тёмными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.