Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Развитие речи. Обучающее изложение "Клесты"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Развитие речи. Обучающее изложение "Клесты"

Оценка 4.6
doc
29.11.2022
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Развитие речи. Обучающее изложение "Клесты"
р я 3 к.doc

Русский язык 3 класс

Урок №

Тема: Развитие речи. Обучающее изложение «Клесты».

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: практикум

Цель урока: формировать  коммуникативно-речевые умения  (слушать, говорить)

Задачи урока:

1. Продолжить развивать умение передавать последовательно содержание повествовательного текста  по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями и точное употребление слов.

2. Развивать  умения проверять слова на изученные  орфограммы, запоминать текст, развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывать культуру  внимания, интерес к предмету, любознательность, бережное отношение к живой природе.

Оборудование:  слова к лексической работе, еловые шишки.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный метод

Ход урока

1.      Активизация познавательной деятельности.

 II. Сообщение темы и целей урока.

 

     1. -  Сегодня на уроке мы будем развивать устную и письменную речь, продолжим учиться писать изложение. 

         -  А о ком вы мне скажете, отгадав загадку

 

Эта птица небольшая,

Ну, а умница, какая!

Кривым клювом шишки дробит,

 В январе птенцов выводит.

 

     2.     Запись в тетради (число, изложение, название изложения).

III.             Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.

 

1.  - Попробуйте по заголовку определить,  о чём или с ком  пойдёт речь в тексте?

     - Что мы можем узнать о клестах?  (рассуждения детей)

      Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются.

       Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и  выбирать из них семена. У птенцов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнуться. Тогда только птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев. 

       Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у  птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это,  в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».

      Жизнь клестов тесно связана с хвойными  деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст - еловик  (клюв потоньше).

    - Что интересного вы узнали?

IY.  Знакомство с текстом.

 

1.      Чтение текста изложения учителем

 - Кто из вас был прав  в своих рассуждениях, мы узнаем,  прослушав текст. Сядьте удобно, слушайте внимательно и подготовьте ответ на вопрос:

 -  Это сказка или небольшой  рассказ?

            - Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно,  и красиво излагая мысли,  конечно, без ошибок. Лучшее изложение я  повешу на стенд классного уголка,  как образец.

 

Клесты.

 

      На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

     Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.

     Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

 

2. Обсуждение текста

 

   -  Это сказка или небольшой  рассказ?

   -  Какой вид данного текста? (повествовательный).

 

3. Вопросы по тексту.     

1. Что вы узнали о клестах?

2. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?

3. Какие клювы у клестов? Чем они питаются? (показ еловых шишек)

4. Где сидят маленькие птенцы во время кормления?

 

     4. Деление текста на части

           - Из скольких  частей состоит данный тест?

     - Найдите 1-ю (вводную)  часть. Прочитайте про себя.  О чём говорится в этой части?

     - Найдите 2-ю (основную)  часть. Прочитайте её. О чём говорится в этой части?

    -  Найдите 3-ю (заключительную) часть.  О чём говорится в ней?

      5. Коллективное составление плана на доске

 

            1. На ветвях ели.

            2. Кормление малышей.                                                                         

            3. Не страшен холод.

 

  Y. Словарно - орфографическая подготовка

 

1.      Назовите глаголы в этом тексте ( постепенно открываю их на доске)

 

     ползают                                не боятся                          хватает

     кувыркаются                       выводят

     висят                                    кормят

     достают                                сидят        -

    

2.      Проверьте гласные в словах..

 

        Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые,      з…л…новатые,  с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.

       - На какую орфограмму все эти слова?

       - Как проверить безударную гласную в корне слова?

 

       3.  Найди слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки

 

Ветки ели занесённые снегом, толстые сучья.

Клесты – небольшие, красноватые, зеленоватые.

Мороз – лютый.

Клювы птиц – перекрещенные.

Шишки – жёлтые еловые.

 

4.      Найдите слова с удвоенными согласными.

 

Занесённых, перекрещенными.

- Как перенести эти слова?

 

5.      Раскрой скобки

 

           (на)ветвях             (из)шишек           (не)боятся              (ни)вьюги, (ни)мороза

           (не)только              (у)ствола             (в)гнезде                (не)страшен

 

     6 .Орфографическое чтение трудных слов 

 

         Кувыркаются, не боятся, вверх, перекрещенные.

 

     7. Подбери антонимы

 

        Сильный - _слабый

 

     8. Подбери синонимы

 

       Лютый  - сильный

 

Физкультминутка

 

    YI.  Повторное чтение текста учителем.

Инструктаж:

- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).

- План записывать не надо.

- Пользуйтесь опорными словами,  записанными на доске.

 

     YII.  Самостоятельная запись текста изложения 

 

       YIII. Самопроверка

n  Ясно ли передал свою мысль?

n  Нет ли повторов одинаковых слов?

n  Все ли слова употреблены удачно?

n  Проверь орфограммы.

(Проверка с опорой на памятку).

2. Чтение двух изложений.

         X. Итог урока.

  -Чему мы учились на уроке?

             - О ком этот рассказ?

             - Что нового интересного узнали о клестах?

             - Все ваши выводы очень ценны.

             - Бережно относитесь ко всему живому. Не даром говорится: «Охранять природу – значит охранять Родину»

 

       IX. Творческое задание на дом

              Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленькими клестами?


Русский язык 3 класс Урок №

Русский язык 3 класс Урок №

Это сказка или небольшой рассказ? -

Это сказка или небольшой рассказ? -

Ветки ели – занесённые снегом, толстые сучья

Ветки ели – занесённые снегом, толстые сучья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022