Русский язык 3 класс
Урок №
Тема: Развитие речи. Обучающее изложение «Клесты».
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: практикум
Цель урока: формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить)
Задачи урока:
1. Продолжить развивать умение передавать последовательно содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями и точное употребление слов.
2. Развивать умения проверять слова на изученные орфограммы, запоминать текст, развивать устную и письменную речь.
3. Воспитывать культуру внимания, интерес к предмету, любознательность, бережное отношение к живой природе.
Оборудование: слова к лексической работе, еловые шишки.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный метод
Ход урока
1. Активизация познавательной деятельности.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. - Сегодня на уроке мы будем развивать устную и письменную речь, продолжим учиться писать изложение.
- А о ком вы мне скажете, отгадав загадку
Эта птица небольшая,
Ну, а умница, какая!
Кривым клювом шишки дробит,
В январе птенцов выводит.
2. Запись в тетради (число, изложение, название изложения).
III. Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.
1. - Попробуйте по заголовку определить, о чём или с ком пойдёт речь в тексте?
- Что мы можем узнать о клестах? (рассуждения детей)
Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются.
Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. У птенцов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнуться. Тогда только птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев.
Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».
Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст - еловик (клюв потоньше).
- Что интересного вы узнали?
IY. Знакомство с текстом.
1. Чтение текста изложения учителем
- Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно, слушайте внимательно и подготовьте ответ на вопрос:
- Это сказка или небольшой рассказ?
- Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно, и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок. Лучшее изложение я повешу на стенд классного уголка, как образец.
Клесты.
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
2. Обсуждение текста
- Это сказка или небольшой рассказ?
- Какой вид данного текста? (повествовательный).
3. Вопросы по тексту.
1. Что вы узнали о клестах?
2. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?
3. Какие клювы у клестов? Чем они питаются? (показ еловых шишек)
4. Где сидят маленькие птенцы во время кормления?
4. Деление текста на части
- Из скольких частей состоит данный тест?
- Найдите 1-ю (вводную) часть. Прочитайте про себя. О чём говорится в этой части?
- Найдите 2-ю (основную) часть. Прочитайте её. О чём говорится в этой части?
- Найдите 3-ю (заключительную) часть. О чём говорится в ней?
5. Коллективное составление плана на доске
1. На ветвях ели.
2. Кормление малышей.
3. Не страшен холод.
Y. Словарно - орфографическая подготовка
1. Назовите глаголы в этом тексте ( постепенно открываю их на доске)
ползают не боятся хватает
кувыркаются выводят
висят кормят
достают сидят -
2. Проверьте гласные в словах..
Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.
- На какую орфограмму все эти слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
3. Найди слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки
Ветки ели – занесённые снегом, толстые сучья.
Клесты – небольшие, красноватые, зеленоватые.
Мороз – лютый.
Клювы птиц – перекрещенные.
Шишки – жёлтые еловые.
4. Найдите слова с удвоенными согласными.
Занесённых, перекрещенными.
- Как перенести эти слова?
5. Раскрой скобки
(на)ветвях (из)шишек (не)боятся (ни)вьюги, (ни)мороза
(не)только (у)ствола (в)гнезде (не)страшен
6 .Орфографическое чтение трудных слов
Кувыркаются, не боятся, вверх, перекрещенные.
7. Подбери антонимы
Сильный - _слабый
8. Подбери синонимы
Лютый - сильный
Физкультминутка
YI. Повторное чтение текста учителем.
Инструктаж:
- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
- План записывать не надо.
- Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.
YII. Самостоятельная запись текста изложения
YIII. Самопроверка
n Ясно ли передал свою мысль?
n Нет ли повторов одинаковых слов?
n Все ли слова употреблены удачно?
n Проверь орфограммы.
(Проверка с опорой на памятку).
2. Чтение двух изложений.
X. Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
- О ком этот рассказ?
- Что нового интересного узнали о клестах?
- Все ваши выводы очень ценны.
- Бережно относитесь ко всему живому. Не даром говорится: «Охранять природу – значит охранять Родину»
IX. Творческое задание на дом
Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленькими клестами?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.