Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имён существительных"

  • docx
  • 05.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок.docx

Класс: 3 А 

Предмет: русский язык

Тема: Род имен существительных

Цель: формировать умение определять род им существительных; развивать культуру речи

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять род имён существительных во множественном числе; проанализируют имена существительные, род, которых не определяется; научатся находить в словах изученные орфограммы, выстраивать логическую цепочку рассуждений.

1.              Мотивация к деятельности.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Сегодня на уроке мы вновь будем наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Чтобы быть успешными на уроке, добавьте слова в формулу успеха (старание, разговоры, внимание, лень, сообразительность) (слайд)

 

 

              +               +              =  успех

 

2.              Минутка чистописания.

А теперь, внимание! Минутка чистописания.

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Давайте вспомним, каким должно быть письмо. (аккуратным, красивым, чистым). Обратите внимание на то, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

Определите, какую букву будем писать. Она находится в начале алфавита и обозначает парный звонкий согласный к звуку ф (В). Запишите букву В и её соединения с другими буквами. На второй строке запишите слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. (слайд)

3.              Словарная работа (слайд)

                                

Самопроверка. Проверьте себя. Просигнализируйте (покажите сигнальную карточку)

Назовите слова с непроверяемой безударной гласной (молоток, топор, ножницы, лопата). Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ. (шило)

Как назвать слова-отгадки одним словом с общим значением? (инструменты)

4.         Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация. (слайд)

Составьте 3 словосочетания прил + сущ со словами, обозначающими инструменты. Запишите их в тетрадь, укажите род имен существительных.

Назовите слова, в которых вы затрудняетесь определить род. (ножницы, клещи, вилы, тиски, грабли)

Как вы думаете, почему невозможно определить их род? (К ним нельзя поставить слова оно моё, она моя, он мой)

Что мы определяли у имен существительных? (род)

Сформулируйте тему урока (Род имен существительных). Чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте цели урока. (слайд)

5.         Работа по теме урока. Решение проблемной ситуации.

Вот такое испытание – а теперь следующее задание. В русском языке очень много тайн и в том числе об именах существительных. Наша задача -  открыть ещё одну «тайну. Откройте учебники на с 12 упр 15.

Упр 15. Найдите в предложениях имена существительные. Попробуйте определить их род и число.

Умелых мастеровм.р. ценят и в городахм.р., и в сёлахср.р..
Щипцы да клещи - вот наши вещиж.р.!
Щипцы, клещи - невозможно определить род.

Давайте обратимся за советом к профессору Самоварову. Прочитаем и сравним наши выводы. Какой вопрос задает Аня профессору?

Совпали наши выводы?

6.         Применение новых знаний.

Давайте составим алгоритм определения рода имён существительных.

 

Физминутка

Попробуем применить добытые нами знания. Выполним упр 16 в парах.

Упр 16. Определите род имён существительных во множественном числе. Что для этого надо сделать? (Поставить  слово в единственное число)
Молотки, яблони, яблоки, сапоги, стаканы, сумерки, окна, поля, ученицы, города, чудеса, сливки, ручки, каникулы.
      Проверьте себя (слайд) Оцените с помощью сигнальных карточек, как ваша пара справилась с заданием.

Молотки - молоток (м.р.), яблони - яблоня (ж.р.), яблоки - яблоко - (ср. р.), сапоги - сапог (м.р.), стаканы - стакан (м.р.), сумерки (нет рода), окна - окно (ср.р.), поля - поле (ср. р.), ученицы - ученица (ж.р.), города - город (м.р.), чудеса - чудо (ср.р.), сливки (нет рода), ручки - ручка (ж.р.), каникулы (нет рода).

Составьте и запишите предложения с тремя из данных имён существительных.
(В саду растут высокие яблони. Мама расставила на столе стаканы. В окна дул прохладный ветерок. Скоро наступят каникулы.)

Следующее задание выполните в группе. Вспомните о правилах работы в группе.

7.                Включение в систему знаний и повторение.

Понаблюдайте за словами, определите род имен сущ. (Брюки, бельё – ср.р, сахар - м.р, кудри, сани, масло – ср.р, сливки, жалость – ж.р, кино – ср.р)

Проверьте себя. Оцените свою работу в группе.

А теперь

Самостоятельная работа.

(выполните) Тест «Имя существительное»

      1.Какое слово является именем существительным?

А) подвиг Б) подвинул  В) подвижная

2. Укажите имя существительное женского рода.

А) весенняя Б) ягода В) яблоко Г) лимон

3.Укажите имя существительное мужского рода.

А) дятел Б) синица В) летел Г) небо

4.Укажите имя существительное среднего рода.

А) зеленое Б) береза В) дерево Г) тополь

5. Укажите, какое имя существительное употребляется только в единственном числе.

А) молоко Б) гриб В) ягода Г) помидор

 

6.Укажите, какое имя существительное употребляется только во множественном числе.

А) руки Б) брюки В) ноги Г) круги

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу (слайд)

      Игра «Найди пару»

Кот-коты

Стул-(стулья)

Стол- … (столы)

Ножницы-…

Медведь-… (медведи),

карандаш, санки, книга, друг, тетрадь.

Ко всем ли словам возможно подобрать пару? Почему?

8.       Рефлексия учебной деятельности

9.       Пользуясь кластером, расскажите, что вы знаете об имени существительном. (Слайд)

Вспомните тему урока. Какие цели мы ставили?

Обратитесь к формуле успеха. Кто добился сегодня на уроке успеха? В чём вы были наиболее успешными? Что вызвало затруднения?

Д.з Что нужно, чтобы вы были успешными на следующем уроке? Дома повторите советы профессора на с 12.