Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология"

  • docx
  • 17.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология"

Тема: Лексикология. Слово как единица языка.

Цель урока: Познакомить учащихся с разделом науки о языке – лексикологией, дать представление о слове как основной единице языка, его лексическом значении.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Дать определение лексикологии как науки о слове.
    • Сформировать представление о слове как основной единице языка.
    • Научить определять лексическое значение слова.
    • Познакомить с различными способами толкования лексического значения слова.
  • Развивающие:
    • Развивать познавательный интерес к русскому языку.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
    • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать любовь к родному языку.
    • Формировать культуру речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 5 класса.
  • Толковый словарь русского языка.
  • Карточки с заданиями.
  • Презентация (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Беседа:
    • Что мы изучаем на уроках русского языка? (Звуки, буквы, слова, предложения, текст)
    • Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
    • Из чего состоят предложения? (Из слов)
    • Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Слова)

III. Изучение нового материала (15 минут)

  1. Введение в тему:
    • Сегодня мы начинаем изучение нового раздела науки о языке, который называется лексикология.
    • Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. (Запись определения в тетрадь).
    • Слово – основная единица языка.
    • В русском языке огромное количество слов. Как вы думаете, сколько? (Ответы учеников).
    • В словарях русского языка можно найти более 200 000 слов!
  2. Лексическое значение слова:
    • Каждое слово что-то обозначает. Это называется лексическим значением слова.
    • Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. (Запись определения в тетрадь).
    • Примеры:
      • Солнце – небесное тело, раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло.
      • Книга – непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных листов с каким-либо текстом.
  3. Способы толкования лексического значения слова:
    • Как можно узнать лексическое значение слова?
      • Из толкового словаря. (Показ толкового словаря, объяснение, как им пользоваться).
      • Подобрать синонимы. (Слова, близкие по значению). Например: храбрый – смелый, отважный.
      • Подобрать антонимы. (Слова, противоположные по значению). Например: большой – маленький, добрый – злой.
      • Описать предмет или явление.

IV. Закрепление изученного материала (15 минут)

  1. Работа с учебником:
    • Выполнение упражнений, направленных на определение лексического значения слов.
      2. Работа с карточками:
  • На карточках написаны слова. Учащиеся должны определить их лексическое значение, используя толковый словарь или подбирая синонимы/антонимы.
  • Пример карточки:
    • Слово: радость
    • Задание: Объясните лексическое значение слова "радость". Подберите к нему синонимы и антонимы.
  1. Игра "Угадай слово":
    • Учитель описывает предмет или явление, а учащиеся должны угадать слово.
    • Пример: "Это то, что мы видим на небе днем, оно дает нам свет и тепло." (Солнце)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 минут)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое лексикология?
  • Что такое слово?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Как можно узнать лексическое значение слова?
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что было самым трудным?

VI. Домашнее задание (3 минуты)

  • Выучить определения лексикологии и лексического значения слова.
  • Выписать из учебника 5-7 слов, определить их лексическое значение, используя толковый словарь.
  • (По желанию) Составить 2-3 предложения с новыми для себя словами, объясняя их значение.






 

Посмотрите также