Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме "Лексикология"
Тема: Лексикология. Слово как единица
языка.
Цель урока: Познакомить
учащихся с разделом науки о языке – лексикологией, дать представление о слове
как основной единице языка, его лексическом значении.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Дать определение лексикологии как
науки о слове.
- Сформировать представление о слове
как основной единице языка.
- Научить определять лексическое
значение слова.
- Познакомить с различными способами
толкования лексического значения слова.
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к
русскому языку.
- Развивать умение анализировать,
сравнивать, обобщать.
- Развивать речь учащихся, обогащать
словарный запас.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать культуру речи.
Тип урока: Урок изучения
нового материала.
Оборудование:
- Учебник русского языка для 5 класса.
- Толковый словарь русского языка.
- Карточки с заданиями.
- Презентация (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
- Создание положительного
эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний (5 минут)
- Беседа:
- Что мы изучаем на уроках русского
языка? (Звуки, буквы, слова, предложения, текст)
- Из чего состоит наша речь? (Из
предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из
слов)
- Как вы думаете, что мы будем изучать
сегодня на уроке? (Слова)
III. Изучение нового материала (15 минут)
- Введение в тему:
- Сегодня мы начинаем изучение нового
раздела науки о языке, который называется лексикология.
- Лексикология – это
раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или
лексику. (Запись определения в тетрадь).
- Слово – основная единица языка.
- В русском языке огромное количество
слов. Как вы думаете, сколько? (Ответы учеников).
- В словарях русского языка можно
найти более 200 000 слов!
- Лексическое значение слова:
- Каждое слово что-то обозначает. Это
называется лексическим значением слова.
- Лексическое значение слова – это то,
что слово обозначает. (Запись определения в тетрадь).
- Примеры:
- Солнце – небесное
тело, раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло.
- Книга –
непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных листов с
каким-либо текстом.
- Способы толкования лексического
значения слова:
- Как можно узнать лексическое
значение слова?
- Из толкового словаря. (Показ
толкового словаря, объяснение, как им пользоваться).
- Подобрать синонимы. (Слова,
близкие по значению). Например: храбрый – смелый, отважный.
- Подобрать антонимы. (Слова,
противоположные по значению). Например: большой – маленький, добрый –
злой.
- Описать предмет или явление.
IV. Закрепление изученного материала (15
минут)
- Работа с учебником:
- Выполнение упражнений, направленных
на определение лексического значения слов.
2. Работа с карточками:
- На карточках написаны слова. Учащиеся
должны определить их лексическое значение, используя толковый словарь или
подбирая синонимы/антонимы.
- Пример карточки:
- Слово: радость
- Задание: Объясните лексическое
значение слова "радость". Подберите к нему синонимы и антонимы.
- Игра "Угадай слово":
- Учитель описывает предмет или
явление, а учащиеся должны угадать слово.
- Пример: "Это то, что мы видим
на небе днем, оно дает нам свет и тепло." (Солнце)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия (5
минут)
- Что нового вы узнали сегодня на
уроке?
- Что такое лексикология?
- Что такое слово?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как можно узнать лексическое значение
слова?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было самым трудным?
VI. Домашнее задание (3 минуты)
- Выучить определения лексикологии и
лексического значения слова.
- Выписать из учебника 5-7 слов,
определить их лексическое значение, используя толковый словарь.
- (По желанию) Составить 2-3
предложения с новыми для себя словами, объясняя их значение.