Конспект урока русского языка по теме:
«Деепричастие как часть речи»
Цели:
Образовательные:
1)дать понятие о деепричастии как части речи,
2) научить находить деепричастие в предложении,
3) научить определять морфологические признаки деепричастия.
Развивающая:
развивать у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к родному языку.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая
1. Начало урока.
- Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся узнавать его в предложении, определять морфологические признаки деепричастия. Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе. Итак, приступим к исследованию темы « Деепричастие».
2. Разминка. Орфография, орфоэпия, чистописание.
(Орфоэпическое чтение, написание, проверка).
Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь. (Самопроверка).
Определите, какой частью речи является каждое слово. Одно слово вызвало затруднение. (Знакомясь - что делая?)
3. Знакомство с новой частью речи. Запись темы урока и эпиграфа.
Деепричастие как часть речи.
Человек нашел слова для всего,
что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак.
4. Эксперимент с учеником. Андрей сидит и улыбается. Андрей сидит, улыбаясь.
Что делая? Что сделав? Как? – обозначает действие, не изменяется. Что же это за часть речи?
5. Самостоятельная это часть речи или особая форма глагола мы с вами выясним во время нашего урока. Знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, со способами образования этой части речи, умение находить деепричастие в тексте - является целями нашего урока.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
6.(Папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие). Почему они вместе? Давайте проведём ещё один эксперимент – составим кластер глагола и наречия. Составление кластера: глагол, наречие. Итоги групповой работы.
Признаки от глагола |
Признаки от наречия |
1. Вид |
1. Неизменяемая ЧР |
|
2. Синтаксическая роль (обстоятельство) |
7. А теперь послушаем сказку « Отцы и дети».
Все дети в той
или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая
близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало
основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет
ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный
с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться
неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие
откликается на вопросы Наречия (как? каким
образом?), а в предложении является, как и
Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ
действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и
Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего
отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет
Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с
Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно
всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и
независимости...
На чьей стороне мы в этом споре? Давайте выберем общие черты деепричастия. Работа с учебником стр. 76.
Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.
Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии.
9. Физкультминутка. Если названные мной слова нужно писать с большой буквы поднимайте руки вверх, если с маленькой - хлопайте в ладоши.
котенок, Барсик, город, Воронеж, Никита, семиклассник, река, Волга, Москва, ученик, урок, Саратов.
10. Закрепление нового материала.
1) Работа с учебником.
2) Беседа с классом.
А) Итак, что же обозначает деепричастие?
Б) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В) Как изменяется деепричастие?
Г) Каким членом предложения является деепричастие?
Д) На какие вопросы отвечает эта часть речи? Е) Задавая вопрос к деепричастию, попробуйте определить какой признак у деепричастия есть от глагола. (вид)
Маки осыпались, роняя на землю лепестки. (что делая?)
Распрямив крылья, лебеди опустились на воду и поплыли. (что сделав?)
Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия и определить их вид.
Смеясь, смех, смеяться, красиво, красивый, блестя, блестящий, блестки, зеленый, зеленеть, зеленея, воздух, воздушный, полет, пролетать, пролетая. (несов. вид)
Взглянуть, взглянув, выращенный, вырастить, вырастив, запертый, запершись, запереться, ответ, ответный, ответив, ответить. (сов. вид)
10. Закрепление изученного.
А на город уже выступало
неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали
паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие
таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами.
Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
Спишите с доски первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.
11. Проверка работы.
А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,
Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.
В) Вывод.
- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.
Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).
12. Минутка для шутки:
Верно ли?
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)
13. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
1. слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
2. зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
3. движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
4. аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)
– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.
Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.
14. Итог урока. Рефлексия.
Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?
Что же вы узнали о деепричастии как части речи?
Организует работу по подведению итогов урока.
Тест с самопроверкой.
1.Деепричастие отвечает на вопросы
а) что делал? что сделал?
б) что делая? что сделав?
в) каков предмет?
2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
3. Деепричастие –
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
в) имеет окончание
4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие
а) вид
б) число
в) время
5. В предложении деепричастие является:
а) определением
б) обстоятельством
в) сказуемым
С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием. Например, улыбаясь; гордясь собой; предчувствуя гордость родителей; ничего не разобрав и т.д.
Оценка знаний.
15. Домашнее задание
Написать 5 предложений с использованием деепричастий. (Стр. 76-77, упр. 159.)
16. Дополнительные задания.
Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след.
Сорока, чистившая на ветке ольховника чёрный острый клюв, вдруг повернула голову набок ,прислушалась ,присела готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный молча шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (Б. Полевой)
Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения). Взаимопроверка
Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (что сделав? или как?)
На вопросы как? какой член предложения отвечает?(отвечает обстоятельство)Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. В предложении деепричастный оборот, как и деепричастие, является обстоятельством .
Сможем ли мы изменить деепричастие? (нет, оно не изменяется)
Найдите
в тексе деепричастный оборот. (дети проговаривают)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное,
дополнительное действие)
Кто-то большой, сильный молча шёл сквозь лес, не разбирая дороги.
Деепричастия надо отличать от наречий и помнить, что наречие не выделяется на письме запятыми, а деепричастие выделяется. Отличать их надо по вопросам: наречие отвечает на вопрос КАК? Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Например: Кто-то шёл МОЛЧА (молча – это наречие (как?) Кто-то шёл, НЕ РАЗБИРАЯ ДОРОГИ (НЕ РАЗБИРАЯ – это деепричастие (что делая?)
Найти ошибку и записать в исправленном виде (работа в группах)
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям. (Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.) 2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника. (Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.) 3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного. (Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.)
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее).
Вывод:
1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
2. Деепричастие не изменяются.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.