Тема: Безличные предложения.
Цель урока: Дать понятие умения о безличном предложении.
Задачи:
1) отработать умения и навыки учащихся узнавать безличные предложения, составлять собственные;
2) закрепление умений использования безличных предложений в речи;
3) развитие памяти, речи, образного мышления учащихся.
План урока
1. Орг. момент.
2. Разминка.
3. Фронтальный опрос.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
6. Итоги урока
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Разминка (задание на карточках по вариантам)
1вариант.
1.Продолжи суждение:
Двусоставные предложения - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2) В каком слове пишется окончание –ИТ?
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.
3. Определите тип односоставного предложения:
Настоящую нежность не спутаешь ни с чем.
2 Вариант.
1.Продолжи суждение:
Односоставные предложения - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каком слове пишется окончание –ешь?
а) завис..шь, б) стел..шь, в) отталкива..шь г) зна..шь.
3. Поставьте где нужно тире:
а) Ученье свет, а неученье тьма.
б) Наш двор как сад.
в) Пятью пять двадцать пять.
3 Вариант
1. Неопределенно- личными предложениями
называются______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)
В каком слове пишется окончание -ишь?
а) сверка..шь, б)вид..шь, в) отправ..шь, г) ) зна..шь
3. Поставьте где нужно тире:
а) Бедность не порок.
б) Безумство храбрых вот мудрость жизни.
в) Режиссер это лицо, руководящее постановкой спектакля или кинофильма.
4 Вариант.
1. Определенно- личными называются__________________________________________________________________________________________________________________________
2) В каком слове пишется окончание –ИТ?
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.
3. Найдите односоставные предложения:
а) Миша поедет летом в деревню.
б) Люблю грозу вначале мая.
в) В поселке построили новую школу.
3. Фронтальный опрос
1. Какие предложения называют односоставными? (предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными).
2. Продолжите фразу определено-личными называются…(односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслиться как определенное лицо: говорящий или его собеседники)
3. Продолжите фразу неопределенно-личными называются… (односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится, как неопределенное лицо).
4. Объяснение нового материала.
Вызывается 1 ученик к доске. Записываем под диктовку предложения, разбираем по членам предложения, определяем тип предложения, группу, чем выражен.
Поедешь летом в деревню? (односоставное, определенно-личное, 2 л., ед. ч.)
Ведут ко мне коня. (неопр.-лич. мн.ч., наст. вр.)
В окно повеяло весною.
Какой гл. член в этом предложении? Чем он выражен? Можно ли определить лицо-подлежащее?
Итак, лицо мы не можем определить. Такие односоставные предложения называются безличными.
Давайте разберем по составу слово «безличное»
БЕЗЛИЧНОЕ
-Что обозначает приставка без?
Прочитайте определение в учебнике.
Итак, какие предложения называются безличными?
Сейчас мы с вами заполним таблицу.
(таблица распечатана, 1 ученик вызывается к доске, выполняет, итоги заполняются в таблицу)
Чем выражено сказуемое |
Безличное предложение |
Безличным глаголом |
На дворе вечереет.
|
Личным глаголом в безличном значении |
Пахнет сеном над лугами.
|
Возвратным глаголом в безличном значении |
Мне не спиться. |
Инфинитивом |
Вам не видать таких сражений.
|
Словом состояния |
На улице пусто
|
Словом нет |
Во всем лесу у нас такой певицы нет.
|
5 . Закрепление нового материала.
Записываем под диктовку предложения, заменяем их односоставными безличными.
1.В хорошую погоду ребята не сидят дома.- В хорошую погоду ребятам не сидится дома.
2. Наступает вечер.- Вечереет.
3. С утра был мороз.- С утра морозило.
4. Я не хочу спать.- Мне не спиться.
5. Ты грустишь.- Тебе грустно.
Записываем под диктовку слова. Составляем безличные предложения.
Например: Доплыть. – Только бы доплыть до берега.
1. Догнать. 2. Опаздывать. 3. Увидеть. 4. Не отставать
Итог: Какие предложения называются безличными?
Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении?
Домашнее задание. Повторить теорию § 180-182. Выучить § 183. Упр. 223.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.