Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции (2 урок).
Цель: 1) Продолжить работу над обработкой умений распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, правильно выделять их на письме; объяснять устно и графически условия выделения. 2) Развивать орфографическую зоркость. Логическое мышление, речь. 3) Воспитание внимательности, аккуратности.
Оборудование: тестовые задания, раздаточный материал.
Ход урока.
I.Сообщение темы и цели урока.
II.Подготовка к ОГЭ (Задание 5)
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
1) невиданного
2) деревянный
3) божественным
4) длинной
2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?
1) грустно
2) больно
3) главного
4) приручён
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?
1) странном
2) неожиданно
3) опущенным
4) сонным
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
1) раздражённо
2) длинными
3) уверена
4) больной
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-"?
1) военный
2) намеченной
3) болезненный
4) увековеченный
6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?
1) похищенные
2) усиленно
3) удвоенным
4) естественна
Ответы: 1) 4; 2) 4; 3) 4; 4) 1; 5) 3; 6) 4
III. Работа по теме урока.
1. Фронтальный опрос
- Какую роль играют в тексте вводные слова?
- Чем отличаются вводные предложения от вводных слов?
- Какие знаки препинания ставятся при вводных словах и предложениях?
- Что такое вставные конструкции? ( Это такие предложения ( или члены предложения), которые вставляются в данные высказывания для пояснения или сообщения дополнительных сведение.)
- Как выделяются вставные конструкции ? (скобками, тире).
- Вспомните, какие наречия и частицы никогда не могут быть вводными словами. ( почти, ведь, вообще, будто, как будто, все-таки, лишь, даже, вот , вдруг, однажды, как раз, никогда, тем не менее, поистине и др.)
2. Проверка домашнего упражнения
3. Тренировочные упражнения.
1) Объяснительный диктант.
1.Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Вводные слова и предложения подчеркните одной чертой. 1.Приятели как мы уже сказали выше не походили друг на друга. 2. Я пожалуй Антон Антонович продам вам того кобелька, которого торговали. 3. По моему суждению пожар способствовал ей много к украшенью. 4. Утром это было в июле месяце Иван Иванович лежал под навесом. 5. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. 6) По окончании игры спорили как водится довольно громко.
2). Знакомство с заданием №10 (ОГЭ). Коллективная отработка задания.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
1.Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к
сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а
они и решат…
2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки
черники.
- Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.
3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно
красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих
детях, (5) если даже они у них уроды.
4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь
четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и
вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре
стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.
5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только
любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой
речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно
Ответы:
1) 3,4 (к сожалению) 2. 1,2 (видно) 3. 1,3,4 (правда,
наверно)
4. 3,4 (разумеется) 5. 1,2 (например)
3. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом.
Вероятно, скажем, возможно, наоборот.
4.Проверочная работа по вариантам.
1 вариант.
1.По длине вагоны примерно равнялись
нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4)
а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.
2. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2)
затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги
новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз
только раскрытые и недолистанные до конца.
3. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4)
по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.
4. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье
железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую
трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких
тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался
на одном месте.
5. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще
в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть
ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки
безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.
2 вариант
1. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и
дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не
высказывала.
2. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть
может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.
3. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался
продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться.
Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6)
вспыхивает снова и снова.
4. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их
пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку.
Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.
5. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою
разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно!
Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого
малохольненького мы быстро сшама-ем!» — решил мой разбойный пятый «Б» класс.
Ответы: 1 вариант: 1) 2,3 (конечно); 2) 3,4 (а следовательно); 3) 1,2,4,5
(казалось, по общему установившемуся мнению); 4) 6 (очевидно); 5). 3,4
(кроме того)
2
вариант:1. 1,3,4 (может быть, во всяком случае)2. 2,3 (быть может)3. 2,3
(конечно)
4. 1,4,5,6 (конечно, по их понятиям, словом) 5. 4,5 (конечно)
IY.Итоги
урока
Домашнее задание: подобрать из произведений художественной литературы по 3 предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.