Конспект урока русского языка "В стране наречий", 7 класс
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка "В стране наречий", 7 класс

Оценка 4.8
docx
27.07.2020
Конспект урока русского языка "В стране наречий", 7 класс
конспект урока русского языка в 7 классе.docx

Тема урока: «В стране наречий» 

Тип урока: закрепление изученного.

Цель урока: закрепить полученные знания о наречии.

Задачи:

1. Образовательные:

·         закрепление и расширение сведений о наречии как части речи;

·         усвоение знаний в их системе,

·         определение роли наречий в художественном тексте.

2. Воспитательные:

·         воспитание любви к русскому языку;

3. Развивающие:

·         развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

·         развитие умения аргументировать, доказывать;

·      активизация познавательной деятельности  с целью разрешения проблемы урока.

·         работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.

 

Оборудование урока:

·         презентация к уроку;

·         раздаточный материал.

 

Методы контроля на уроке:

1.      Устный и письменный.

2.      Фронтальный, групповой, индивидуальный.

 

Ход урока

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые 
делают нашу речь точной, образной, выразительной».

М.Горький

I.                  Организационный момент

II.               Минута приятных воспоминаний

1 слайд

Ребята, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.

2 слайд

III.           Актуализация знаний

 

А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску. 3 слайд

 Здесь записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать»

- Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы ее понимаете?

- Давайте определим часть речи каждого слова (имя прилагательное, имя существительное, наречие, союз, глагол).

- На какие группы можно разделить эти части речи? (самостоятельные и служебные)

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (самостоятельные части речи называют предмет, признак, действие, количество и бывают членами предложения. Самостоятельные части речи употребляются и без служебных и вместе с ними. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предмет, ни признак, ни действие).

- К какой группе мы отнесем наречие? (к самостоятельным частям речи)

- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете?

- А чем отличается наречие от других частей речи? (наречия не изменяются и не склоняются)

IV.            Вступительное слово учителя о целях и задачах урока

 

Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас давайте послушаем стихотворение и ответим на вопросы:

             Наш язык и скромен и богат,
              В каждом слове скрыт чудесный клад.
4 слайд Слово «высоко» произнеси – 
              И представишь сразу неба синь.
5 слайд Вспомните наречие «светло» –
              И увидишь: солнышко взошло.
6 слайд Если скажешь ты «темно»,
              Сразу вечер поглядит в окно,
7 слайд Если скажешь «ароматно» ты.
              Сразу вспомнишь ландыша цветы.
8 слайд  Ну, а если скажешь ты «красиво»,
               Пред тобою – сразу вся Россия!

 

 Вы уже, наверное, догадались,  о чем мы сегодня будем говорить? Правильно о наречии. 9 слайд Тема нашего урока «В стране наречий». Вы уже познакомились с наречием, с его общим значением и употреблением в речи. И сегодня у нас  урок-закрепление. 

10 слайд

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

         Повторить, что…;

         Уточнить, с чем… и чем… в предложении;

         Учиться использовать где….

   11 слайд

(Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется наречием; уточнить, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать наречие в устной и письменной речи.)

    

А также, ребята,  вы проконтролируете и оцените свои знания сами. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу.

 

Восстановить текст

Заменить словом-наречием

Составить рассказ

Активность
на уроке

Всего баллов

Оценка

Задание I уровня:

3 балла-9-10 плюсов;

2 балла-6-8 плюсов;

1 балл-5 плюсов;

0баллов -менее 5 плюсов.

Задание II уровня:

3 балла-8-10 плюсов;

2 балла-4-7 плюсов;

1 балл-1-3 плюсов.

Задание I уровня:

3 балла-0-1 ошибка;

2 балла-2-3 ошибки;

1 балл-4-5 ошибок;

0 баллов- 6 ошибок.

Задание II уровня:

3 балла-6 словосочетаний;

2балла-4-5словосочетаний;

1 балл-1-3 словосочетания.

3 балла—6-7 наречий;

 2 балла-4-5 наречий;

1 балл-1-3 наречий;

0 баллов- 0 наречий.

 

15 – 18

9 – 14

0 – 8

 

«5»

«4»

«3»

 

 

 

 

 

 

 

12 слайд

А эпиграфом к уроку я взяла слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Но эти слова будут не только эпиграфом, но и проблемой. Мы должны будем доказать, что наречия, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной.

 

13 слайд

Посмотрите на этот караван журавлей. Что у вас на душе, когда вы смотрите на эту картину? Каково вам? (грустно, печально)

 

А теперь я предлагаю вам поработать с текстом, в чем-то схожим с данной картиной.

14 слайд

Давайте прочитаем отрывок из произведения И.С.Тургенева и расскажем о роли наречия в нем. (Вспомним, на какие вопросы отвечает наречие, и найдем их в тексте, определим к каким смысловым группам относятся данные наречия)

 

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

15 слайд

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Как вы думаете, для чего? Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.

Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.

 

V.               Тренировочные упражнения

16 слайд

1)    Хорошо, ребята. А теперь посмотрите на данный текст (у вас на столах есть карточки с текстом). Давайте его прочитаем (один из учеников). Нравится ли вам этот текст? Не кажется ли он скучным, неярким?

А теперь попробуйте восстановить его. Здесь вам предлагается 2 уровня заданий. Тем, кто выберет задание первого уровня, предстоит вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия. А кто хочет заработать еще баллы, выполняйте задания 2 уровня: кроме того, что вы вставите подходящие по смыслу наречия, вам необходимо будет определить от какого слова зависит данное наречие и задать к нему вопрос. (самостоятельно, самоконтроль)

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.  Иногда он затихал, и  тогда слышно было, как крупные дождевые капли  солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь    снова начинал лить густыми потоками.

  Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

 

17 слайд

- Проверьте, так ли у вас получилось ( при проверке над каждым правильно вставленным словом ставьте плюсик. Если получилось 9-10 плюсиков, ставьте 3 балла, если 6-8 – 2 балла; если 5– 1 балл; менее 5 – 0 баллов).

Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы.

 

А теперь давайте еще раз обратимся к тексту.

- Чьим помощником  является  наречие? (глагола)

- Можно ли точно представить картину дождя без наречий?

- Какой мы можем сделать вывод?

 

18 слайд

2)    А теперь обратите внимание на данные фразеологические обороты, сочетания слов и подберите к ним синонимичные наречия. А те, кто желает получить дополнительный балл,  составьте с полученными наречиями словосочетания. (самостоятельно в тетрадях с последующей взаимопроверкой)

 


Как снег на голову

Сломя голову

Малым ходом

Рассыпаясь в разные стороны

Не оглядываясь

Рассеиваясь в беспорядке

   Неожиданно

   Быстро

   Медленно

   Врассыпную

   Без оглядки

   Беспорядочно


Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5  – 1 балл,  6 -0 баллов 

Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще баллы.

 

3)    Эти наречия и словосочетания с наречиями вам помогут выполнить следующее задание.

19 слайд

Это задание будет творческим. Составьте рассказ по сюжетному рисунку. Откройте учебники на стр. 28 и этот же рисунок дан на доске. Начало рассказа у вас уже есть:

Однажды приятели решили пойти на стадион. Шли они медленно, не торопясь. И вдруг…….

 

Если в вашем рассказе есть 6-7 наречий, поставьте 3 балла, 4-5 – 2 балла, 1-3 – 1 балл; если нет наречий – 0 баллов

 

Итоги урока.

20 слайд
А теперь давайте подведем итог, о чем мы сегодня говорили? Какую мы ставили в начале урока перед собой проблему? Давайте вернемся к эпиграфу. Доказали мы, что наречия делают нашу речь точной, образной и выразительной?

Оценить результат своей работы, мы тоже попробуем, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня

поработали(весело, дружно, интересно, слаженно)

Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали баллы от 14 до 15 – оценка «5», от 10 до 13 – оценка «4», от 9 до 4 – оценка «3», до 3 – оценка «2».


Каждый из вас сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

 

 

21 слайд

Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречие
Не болеть (никогда), выглядеть (великолепно), улыбаться (чаще), быть преданному своему делу (всегда), живите (счастливо).
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

 

22 слайд

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.

 

 

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Оценочный лист

Восстановить текст

Заменить словом-наречием

Составить рассказ

Активность
на уроке

Всего баллов

Оценка

Задание I уровня:

3 балла-9-10 плюсов;

2 балла-6-8 плюсов;

1 балл-5 плюсов;

0баллов -менее 5 плюсов.

Задание II уровня:

3 балла-8-10 плюсов;

2 балла-4-7 плюсов;

1 балл-1-3 плюсов.

Задание I уровня:

3 балла-0-1 ошибка;

2 балла-2-3 ошибки;

1 балл-4-5 ошибок;

0 баллов- 6 ошибок.

Задание II уровня:

3 балла-6 словосочетаний;

2балла-4-5словосочетаний;

1 балл-1-3 словосочетания.

3 балла—6-7 наречий;

 2 балла-4-5 наречий;

1 балл-1-3 наречий;

0 баллов- 0 наречий.

 

15 – 18

9 – 14

0 – 8

 

«5»

«4»

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Оценочный лист

Восстановить текст

Заменить словом-наречием

Составить рассказ

Активность
на уроке

Всего баллов

Оценка

Задание I уровня:

3 балла-9-10 плюсов;

2 балла-6-8 плюсов;

1 балл-5 плюсов;

0баллов -менее 5 плюсов.

Задание II уровня:

3 балла-8-10 плюсов;

2 балла-4-7 плюсов;

1 балл-1-3 плюсов.

Задание I уровня:

3 балла-0-1 ошибка;

2 балла-2-3 ошибки;

1 балл-4-5 ошибок;

0 баллов- 6 ошибок.

Задание II уровня:

3 балла-6 словосочетаний;

2балла-4-5словосочетаний;

1 балл-1-3 словосочетания.

3 балла—6-7 наречий;

 2 балла-4-5 наречий;

1 балл-1-3 наречий;

0 баллов- 0 наречий.

 

15 – 18

9 – 14

0 – 8

 

«5»

«4»

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Оценочный лист

Восстановить текст

Заменить словом-наречием

Составить рассказ

Активность
на уроке

Всего баллов

Оценка

Задание I уровня:

3 балла-9-10 плюсов;

2 балла-6-8 плюсов;

1 балл-5 плюсов;

0баллов -менее 5 плюсов.

Задание II уровня:

3 балла-8-10 плюсов;

2 балла-4-7 плюсов;

1 балл-1-3 плюсов.

Задание I уровня:

3 балла-0-1 ошибка;

2 балла-2-3 ошибки;

1 балл-4-5 ошибок;

0 баллов- 6 ошибок.

Задание II уровня:

3 балла-6 словосочетаний;

2балла-4-5словосочетаний;

1 балл-1-3 словосочетания.

3 балла—6-7 наречий;

 2 балла-4-5 наречий;

1 балл-1-3 наречий;

0 баллов- 0 наречий.

 

15 – 18

9 – 14

0 – 8

 

«5»

«4»

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Найдите в тексте наречия.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Найдите в тексте наречия.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

 

Тема урока: «В стране наречий» 

Найдите в тексте наречия.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

 

 

 

Тема урока: «В стране наречий» 

I.  1).Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок)

2) Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок). Определите,  от какого слова зависит наречие и задайте вопрос к нему.

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густыми потоками. (Л.Лагин)

Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

 

Тема урока: «В стране наречий» 

I.  1).Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок)

2) Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок). Определите,  от какого слова зависит наречие и задайте вопрос к нему.

 

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густыми потоками. (Л.Лагин)

Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

 

Тема урока: «В стране наречий» 

I.  1).Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок)

2) Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок). Определите,  от какого слова зависит наречие и задайте вопрос к нему.

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густыми потоками. (Л.Лагин)

Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

 

Тема урока: «В стране наречий» 

I.  1).Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок)

2) Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия (см. слова для справок). Определите,  от какого слова зависит наречие и задайте вопрос к нему.

 

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густыми потоками. (Л.Лагин)

Слова для справок: деловито, потом, тогда, звонко, поздно, иногда, солидно, лихо, снова, весело,

 

 


 

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (самостоятельные части речи называют предмет, признак, действие, количество и бывают членами предложения

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (самостоятельные части речи называют предмет, признак, действие, количество и бывают членами предложения

Восстановить текст Заменить словом-наречием

Восстановить текст Заменить словом-наречием

Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной

Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной

Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5 – 1 балл, 6 -0 баллов

Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5 – 1 балл, 6 -0 баллов

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»

Тема урока: «В стране наречий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020