Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Повторение темы «Лексика».
Оценка 5

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Повторение темы «Лексика».

Оценка 5
docx
02.10.2024
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Повторение темы «Лексика».
user_file_560ab5af41645.docx

Сош26Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Повторение темы «Лексика».

 

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

 

Технология: деятельностный метод обучения.

 

Задачи урока

 1. Образовательные:

 а) выявить условия определения лексических понятий;

б) формировать навык правильного написания слов с изученными орфограммами,

в) повторить синтаксический разбор предложения;

 г) развить умение формулировать определение понятий;

 д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические  умения.

2. Развивающие:

 а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

 в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

 д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания.

 Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

 г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

 

 

Ожидаемые результаты:

- личностные:

1) понимание необходимости изучения темы «Лексика» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

 3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

 -познавательные:

 1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

 2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

 - регулятивные:

 1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

 - предметные:

1) усвоение обучающимися  лексических понятий,

2)сформированное умение писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать их, умение отличать  орфограммы друг от друга;

- коммуникативные:

 1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

 

Эпиграф к уроку:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, – 
Зависит от того,
Чем наделил их ты, 
Какими к ним в свой час 
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты

                               Н.Рыленков

Организационный этап.

 Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочу начать совами Н.Рыленкова. 
Как понимаете эти  слова?

Постановка цели и задач урока.

 Прочитайте тему  нашего урока. Подумайте, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить?  Чем мы будем заниматься? 
Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о лексике. 
А что такое лексика (словарный состав языка). Какая наука  изучает словарный состав языка? (лексикология)
Мотивация учебной деятельности.

На уроке нам поможет вот этот человек (на слайде портрет Э.Успенского). Узнали его? Правильно, это Эдуард Успенский – детский писатель и автор книги «Дядя Федор, Пес и Кот». Какие еще произведения этого автора вы знаете? Какие видели мультфильмы по его сказкам?

Проверка уровня сформированности  общеучебных умений.

 Предлагаю вам предложение для разбора.

Задание 1. Синтаксический разбор предложения. Эдуард Успенский – российский писатель и автор детских книг.

Задание ОГЭ: Найдите в этом предложение словосочетание: прил. + сущ.в Р.п. Замените это словосочетание синонимичным сущ. + сущ. с предлогом (детских книг – книг для детей).

Учитель: Что можете сказать о словах  писатель и автор? Синонимы.  Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы в языке?

Задание 2. Замените выделенные слова синонимами. Предлагаю вам отрывок из повести-сказки «Дядя Федор, Пес и Кот». Я заменила некоторые слова, а вам предстоит восстановить авторский текст, причем восстанавливать следует только слова автора. 
За окошком уже стемнело, когда Шарик пришел. Поднял он свою сумку и зверька на стол вытряхнул. Бобренок сидит, глаза на всех таращит. Не понимает ничего.
Дядя Федор ему молока дал кипяченого. Бобренок молока попил, и глаза у него закрываться стали. 
– Где ж его спать положить? –  говорит (спрашивает) мальчик. 
– Как – где?  – говорит пёс. – Если он в воде живет, его надо в таз положить! 
– Тебя самого надо в таз положить! – говорит (кричит)  Матроскин с печи. – Чтобы ты поумнел немножечко!
Пес говорит (расстроился):
– Ты же сам говорил, что он в воде живет.
– Он в воде только плавает, а живет он в домике на берегу, – говорит (объясняет) кот.

– Какие слова называются антонимами?

Задание 3. Придумайте к глаголам  спрашивает,  кричит,  расстроился, говорит антонимы

Учитель: Как вы помните, дядя Федор ушел из дома в деревню, потому что родители не разрешили ему держать дома кота Матроскина. Но родителей он очень любил и поэтому решил написать им письмо. Давайте поможем нашему герою.

Задание 4. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Мои папа и мама! Я ж_ву хорошо. Просто зам_чательно. У _меня есть свой дом. Он теплый. В  нем одна комната и кухня. А недавно мы кла_  нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не_ любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас скуч_ю. Особенно по  вечерам. Но я вам не ск_жу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик проп_дут.

Задание  ОГЭ: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением. 2 вариант: В последнем абзаце найдите сложносочиненное предложение.

Задание 5. Вы помните, что письмо дядя Федор не закончил, дописывали его Матроскин и Шарик, а затем отправили родителям. Про себя Шарик написал, что у него «то лапы ломит, то хвост отваливается». Про Шарика в первую встречу д.Федор сказал: «Из хорошей семьи пёс. Только запущенный». О почтальоне Печкине автор пишет: «Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а возраст у него с хвостиком. Значит, ему пятьдесят лет и еще чуть-чуть)».  Как вы понимаете эти выражения? 
Что значит прямое и переносное значение слов? Приведите свои примеры.

Задание 6. В предложении 5 найдите многозначное слово и составьте с ним предложение.

– Какие слова называются  однозначными, какие многозначными? Чем они отличаются от омонимов? Приведите примеры.

Задание 7. Тест по теме «Лексика».

Рефлексия.

 На этом урок наш подошел к концу. Сегодня нам помогал Эдуард Успенский и его книга «Дядя Фёдор, Пёс и Кот». Что понравилось на уроке? Достигли ли цели? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

 

 

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

 

Тип урока: введение нового знания.

 

Технология: деятельностный метод обучения.

 

Задачи урока

 1. Образовательные:

 а) выявить условия выбора гласных о – а в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

 г) развить умение формулировать определение понятий;

 д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

 а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

 в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

 д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

 з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

 г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

 

 

Ожидаемые результаты:

- личностные:

1) понимание необходимости изучения темы «Правописание корней –лаг- и –лож-» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

 3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка .

 -познавательные:

 1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

 2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

 - регулятивные:

 1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

 - предметные:

1) усвоение обучающимися  корней с чередованием, навык «видеть» корни –лаг- и –лож-,

2)сформированное умение писать слова с орфограммой «Правописание корней –лаг- и –лож-» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

- коммуникативные:

 1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

Работа с кроссвордом в группах по 4 чел.

-Какое ключевое слово у вас получилось? (корень)

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). Определяются виды безударной гласной в корне слова.

Распределите слова в две колонки:

г..ризонт, г..дать, б..рабан, д..лить, п..мидор, з..л..той, н..род.(Двое у доски)

-Посмотрите на слова предлагать и предложить

 Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

 

2. Открытие нового знания .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

 

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

 

4.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

5.Рефлексия деятельности .

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сош26Конспект урока русского языка в условиях реализации

Сош26Конспект урока русского языка в условиях реализации

УУД (личностных, регулятивных, познавательных): д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ж) развивать умение применять новые знания

УУД (личностных, регулятивных, познавательных): д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ж) развивать умение применять новые знания

-метапредметные: 1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; 2) умение поставить цель и организовать ее достижение; 3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. -…

-метапредметные: 1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; 2) умение поставить цель и организовать ее достижение; 3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. -…

Эпиграф к уроку: Горят, как жар, слова

Эпиграф к уроку: Горят, как жар, слова

А что такое лексика ( словарный состав языка)

А что такое лексика ( словарный состав языка)

Дядя Федор ему молока дал кипяченого

Дядя Федор ему молока дал кипяченого

Задание ОГЭ: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением

Задание ОГЭ: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением

Конспект урока русского языка в условиях реализации

Конспект урока русского языка в условиях реализации

УУД: г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

УУД: г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи

Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием

Задание: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить»

Задание: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024