Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое антонимы"
Оценка 5

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое антонимы"

Оценка 5
docx
13.05.2020
Конспект  урока русского языка  во 2 классе на тему: "Что такое  антонимы"
Что такое антонимы.docx

Тема урока: «Что такое  антонимы»

 

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
  • научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слова;
  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
  • воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку;

Оборудование: ПК;  презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.

        Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя;

• проблемные вопросы;

• работа над новыми понятиями;

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• игровая технология;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.

     Описание используемых здоровьесберегающих технологий

1.      Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

«Рыбки»

Рыбки весело плескались       ( ладошки как бы ударяют   по воде)

В чистой светленькой реке

                       

То сожмутся, разожмутся,     ( пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются)                                                                                                                  То закружатся в воде.             ( круговые движения кистью)

2.      Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

3.      Физкультминутки.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит                                                                                                              Вот так, вот так он ушами шевелит

Утром встал гусак на лапки                                                                                           Приготовился к зарядке                                                                                                   Повернулся влево, вправо,                                                                                             Приседанья сделал справно                                                                                                Клювиком почистил пух                                                                                                            И опять за парту - плюх!

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте, ребята!. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

 

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания. (3мин.)

 

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика. «Рыбки».)

Учитель:

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите первую строчку с доски, правильно выполняйте соединение букв (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч.).

Учитель:

- Прочитайте слова  на второй строчке.  (весенний, вешний)

- Что общего у этих слов?

Это слова близкие по значению, синонимы.

- Расскажите правило,  что мы называем синонимами?

 - Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.

Спишите слова красиво и аккуратно.

III. Самоопределение к деятельности. (3мин)

  1. Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

1.Вышел в поле храбрый рыцарь,                            Может он с любым сразиться,                                                                   А трусливого зайчонка                           Напугает и девчонка.

2.Вася птичкам сыплет крошки.                       Жору все боятся кошки –                                Он гоняет их метлой.                                        Вася – добрый, Жора злой!



 

Учитель: Назовите  слова – противоположные по значению из стихотворений.

(Храбрый, трусливый).

Учитель:Эти слова называются антонимами.

На какой вопрос сегодня на уроке мы будем отвечать? (Что такое антонимы?)

Запишем тему урока.

IV. Работа по теме урока. (6мин)

Учитель.-Кто уже может ответить на этот вопрос?

(Слова противоположные по значению называются антонимами).

- Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?

-Запишите их в тетрадь.

- Поставьте ударение, подчеркните гласные  буквы, разделите слова на слоги..

-Какое слово нельзя разделить для переноса и почему? (Слово злой состоит из одного слога).

Гимнастика для глаз. (1мин.) (По методу Г. А. Шичко.)

Учитель: - Продолжаем работать. Откройте учебник на с. 54.

Упр. 71.

- Прочитайте текст.

- Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)

-Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

-Как называются слова большой и маленький?

Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно, жужжащим чтением.

V. Физкультминутка (2 мин)

VI. Закрепление изученного материала. 20мин)

Учитель: - Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 141. Найдите в словаре  антонимы и назовите их.

1)Упр.72 с.55

Что нужно сделать в упражнении?

Где будете искать слова антонимы?

(Самостоятельная работа по вариантам, 1 вариант – чистый, храбрый, вчера, 2вариант – весна, хвалить, радость. Взаимопровера, взаимооценка.)

2 человека у доски. Работа с электронным приложением.

2) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

Быстрый –медленный, здоровый – больной, весёлый - грустный, вечер - утро, сладкий –горький, глубокий - мелкий, длинный – короткий, громкий - тихий, правда – ложь, друг - враг, война – мир, чистый – грязный, радовать - огорчать.

3) Работа с пословицами.

 На доске таблички с  пословицами, в которых не хватает слов-антонимов, слова прикреплены отдельно.

Учитель: - Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Нет худа без (добра).

 По  одёжке встречают, а по уму (провожают).

 Умей не только брать, но и (отдавать).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Запишите понравившуюся пословицу и подчеркните антонимы.

Упр. 73 с.56.

- Прочитайте пословицы.

Спишите любую  пословицу, подчеркните в ней слова антонимы.

(Один ученик у доски, самостоятельная работа)

Самопроверка. Самооценка с помощью светофора.

VII. Рефлексия (5мин)

Рефлексия.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: - Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель:Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Подбирали антонимы к пословицам).

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

Учитель: Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Домашнее задание (3 мин)

Прочитайте задание в домашнем упражнении. Что не понято?

Выполнить упр. 74 (с.56)


 

Тема урока: «Что такое антонимы»

Тема урока: «Что такое антонимы»

Работаем старательно, Слушаем внимательно!

Работаем старательно, Слушаем внимательно!

Почему муравей загрустил?( За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?) -Что сравнивал муравей по величине? (

Почему муравей загрустил?( За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?) -Что сравнивал муравей по величине? (
Скачать файл