Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое однокоренные слова"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое однокоренные слова"

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Конспект  урока русского языка  во 2 классе на тему: "Что такое однокоренные слова"
Что такое однокоренные слова.docx

Тема: Что такое однокоренные слова

Цели:

 

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова, учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова, обогащать словарный  запас детей.

 

Развивающие: развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести диалог, развивать творческие способности, речь.

 

Воспитательные: воспитать любовь и интерес к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитать чувство ответственности за свой труд, умение  работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

 

Тип урока : урок изучения нового материала.

 

Формы  работы :  фронтальная, индивидуальная;

Методы обучения:  иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично- поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;

Средства обучения: слайды, тетради учащихся, карточки для парной работы,  учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть»

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

Методическая цель: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.

                                                                                                     

 

 

                                                                                                         

 

Ход урока

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

 

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Ребята , давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам в гости. Улыбнемся друг другу .Пусть сегодняшний день принесет вам радость общения. Сегодня на уроке , ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытий , а помощниками  вам будут внимание, находчивость , смекалка.

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

 
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

-Что нужно было сделать в домашнем задании. Сверьте работы с доской ( сл 2)

Поднимите зеленые сигналы , если в домашнем задании нет ошибок. Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так .Молодцы ! Если в домашнем задании вы сегодня не допустили ошибок,  поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак. Тетради организованно передайте на мой стол.

 

Открываем тетради  и прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать.

(сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном)

записываем число, классная работа.

На слайде написаны слова (сл3)

с.бака

гор.д

д.ревня

.тец

п.нал

м.дведь


–Посмотрите  на доску, какое задание мы будем с вами сейчас выполнять? (Вставить пропущенные буквы.)
– Как мы называем эти слова ?
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить) ( сл 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Минутка чистописания.
 

Выход на тему урока

 1) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? (Корень.)
– Ребята, а где вы уже слышали такое слово?
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Где мы можно найти значение этого слова , если затрудняемся объяснить сами ? ( в толковом словаре ) Доклад ученика .С Гусева приготовила выписку из толкового словаря.( сл 5)

Корень

1) подземная часть растения,

2) часть волоса, ногтя, зуба,

3)начало, источник чего-либо.

4) часть слова

 Наблюдение.
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

 Работа над темой.
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

– Какое значение этого слова будет интересовать нас? (часть слова)

- Значит, какая тема нашего занятия? ( Корень. Однокоренные

 ( родственные) слова) ( сл 6)
-Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать ?
 Запись на доске: 
-Что такое корень слова?

- Роль корня в слове?

- Как выделить в слове корень?

-Какие слова называются однокоренные (родственные )?

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Организует подводящий диалог, записывает на доске задачи урока.

Проговаривают ,что хотели узнать на уроке.

 Проверка понимания способа действия.
 

  Коллективное выполнение задания.

 А начнем мы изучение нового материала со сказки.

Послушайте сказку: (на доске дерево и к нему прикрепляются слова) (сл7)


–Жил был корень – сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

( Изображение дерева на доске)

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Что заметили в словах ?Какая общая часть есть во всех словах?
– Назовите эту часть.

- Как думаете  как мы будем  называть  общую часть слов?

( корень) ( сл 8)

  В корне заключен главный смысл слова, это главная часть слова. От него « растут» другие слова, общая часть родственных слов.

- Можно ли эти слова назвать родственными?

-Кто такие родственники?

( родственники- это люди , которые произошли от одного рода , из одной семьи. Очень часто они похожи между собой. Их называли родственники)

-Будут ли наши слова родственными?  Почему ? ( слова произошли от одного слова )

- А как будут называть слова, у которых один корень ?

( однокоренные)

 

Докажем правильно ли мы сделали вывод , поработаем по учебнику.

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 

 Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, 
 

- От каких корней пошли новые слова?(Гриб , лес )

- Что общего в значении родственных слов ? ( все они связаны с лесом )

- А чем различаются? ( значением)

Работа с учебником . с .56 упр 1,2.

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление .
 

Производят проверку.

 Выявление однокоренных слов
 

Прочитайте слова: (сл9)

Мороз

Морозный

Заморозки

Морозильник

Морж

- Будут ли эти слова родственными. (Нет . Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова , надо вдумываться в смысл  слова. При подборе однокоренных слов, нужно обращать внимание на значение слов . т .к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов будет совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными   )

-Какое слово лишнее ? Почему ?

( морж)

-Выделите в оставшихся словах корень   ( – мороз-)

 
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают задания с доски  и обьясняют свою позицию

Физминутка

Снятие усталости 

( проводит ученик )

 Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Организует выполнение  физминутки

Выполняют гимнастику по упражнениям

Упражнение в определение родственных слов

 Лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица,

Ежевика (сл10)

Будьте внимательны, так как слова похожи.

- Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными?

1 ряд выписывают  родственные слова к слову «ёж»

2 ряд выписывают  родственные слова к слову «лис»

Контролирует работу детей.

Работают самостоятельно в тетрадях. 2 человека у доски.

 Самопроверка
 

 Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики. (сл 11-12)

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

ка, самооценка
 

 Диктует слова
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 Работа в паре. Каждой паре дается задание вырастить словесное дерево из слова- корня

- стол-

-глаз-

-зуб-

-дом-

-рыб-

-гор-

- Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе?

- Повернуться друг к другу в пол оборота.

- Разговаривать негромкими голосами.

- Слушать друг друга, не перебивая.

- Исправлять ошибки, не обижая товарища.

- Помогать друг другу.

 Рефлексия, контроль,

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы  с места. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию-

 

 

 

 

 

 

 


 

Упражнение в распознавании однокоренных слов

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. (сл13)

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились

 - зим-

Зима ,зимний ,зимовка, зимовать

 - мор-

Морской, моряк, море, мороз.                                                                        

- вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики .

- Проверяем, кто оказался лишним в 1 домике? Кто согласен – зеленый «светофор»

- кто не согласен красный «светофор»

-Какое слово лишнее докажите .

Так же проверяется заселение во 2 и 3 домики.

(-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Дифференцированная домашняя работа. (сл15)

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен( сл 16)

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

Теперь я знаю что:

Корень это –

В корне заключён –

Чтобы правильно выделить корень надо – …………

 

 

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

 


 

Тема: Что такое однокоренные слова

Тема: Что такое однокоренные слова

Этап урока Цель Содержание взаимодействия с учащимися

Этап урока Цель Содержание взаимодействия с учащимися

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве

Минутка чистописания. Выход на тему урока 1) –

Минутка чистописания. Выход на тему урока 1) –

Коллективное выполнение задания

Коллективное выполнение задания

Можно ли эти слова назвать родственными? -Кто такие родственники? ( родственники- это люди , которые произошли от одного рода , из одной семьи

Можно ли эти слова назвать родственными? -Кто такие родственники? ( родственники- это люди , которые произошли от одного рода , из одной семьи

При подборе однокоренных слов, нужно обращать внимание на значение слов

При подборе однокоренных слов, нужно обращать внимание на значение слов

Нужно чтобы их починил мастер - ________

Нужно чтобы их починил мастер - ________

Морской, моряк, море, мороз. - вод –

Морской, моряк, море, мороз. - вод –

Заключительный этап и рефлексия

Заключительный этап и рефлексия
Скачать файл