Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое прямое и переносное значение слов"

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что такое прямое и переносное значение слов.docx

            Тема: «Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно – художественных образов»

Цель:

Образовательная: - познакомить с понятием прямое и переносное значение слова, научить различать прямое и переносное значение слова, находить в словосочета-ниях и предложениях прямое и переносное значение слова

Развивающая: -развивать грамотную речь и письмо, память, мышление, внима-ние.

Воспитательная: - воспитывать дисциплину, самостоятельность, любовь к предмету и родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица, учебник

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                          СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.Организация начала урока

   1.1 Приветствие

Все услышали звонок,

Он позвал вас на урок,

Так что время не теряем,

И урок наш начинаем.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут София Игоревна, сегодня урок русского языка проведу у вас я!

     1.2 Сообщение темы и целей урока

  (1 слайд)

- Сегодня мы продолжим изучать этот  большой раздел, который .Тема нашего урока «Что такое прямое и переносное значение  многозначного слова?»

 2. Актуализация и коррекция знаний

   2.1 Фронтальная беседа

- Давайте вспомним, что такое лексическое значение слова? (Это то, что  обозначает слово)

- Какие бывают слова? (Слова бывают однозначные и многозначные)

- Что такое однозначные слова? (Это слова, которые имеют одно лексическое   значение)

- Приведите пример однозначных слов ( цветок, стул, корабль)

- Что такое многозначные слова? (Это слова, которые имеет два и более лексических значений)

- Приведите пример многозначных слов (язык, иглы, звезда)

    2.2 Проверка выполнения домашнего задания

    2 .3 Минутка каллиграфии.

- Пропишите  строку буквы  П. На следующей строке запишите слово Плывут и пропишите целую строку.

 4.Восприятие и осознание учениками фактического материал

     4.1 Чтение стихотворения учениками.

(2 слайд)

- Сейчас вы шепотом прочитаете стихотворение и ответите на вопрос: «Какое слово повторяется?»

Ветерок спросил, пролетая:

«От чего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят!»

4.1.2 Фронтальная беседа по стихотворению

- Так какое слово встречается несколько раз? (Золотая)

- Еще раз прочитайте стихотворение и определите, в первом случае про кого идет речь? (Про рожь)

- Почему рожь золотая? (Она схожа с золотом по цвету)

- А во втором случае про что говориться? (Про руки )

- Почему поэт использовал именно это словосочетание, как вы его понимаете? ( Умелые руки, на цену золота)

- Как вы думаете, эти слова употреблены в прямом или переносном значении?

 4.2 Выполнение упражнения 62

- Откройте 49 -ю страницу учебника. Посмотрите на упражнение 63. Давайте прочитаем предложения. (Вызываю двух учеников)

- Рассмотрите рисунки. Какое слово выделено в предложениях? (Плывут)

- Это однозначное или многозначное слово? (Многозначное)

- Какое лексическое значение этого слова в первом словосочетании?

- Во втором?

       4.2.1 Работа над правилом

- Откройте странице 50.  Найдите рубрику «обратите внимание» и прочитайте ее шепотом.

- Так на что же нужно обратить внимание? (На то, что у многозначного слова может быть прямое и переносное значение)

- В первом предложении какое значение имеет слово? Прочитайте еще раз правило и ответьте на вопрос.

- Так как какое значение имеет слово? (Прямое)

- Прочитайте еще раз правило и скажите, а во втором предложении какое значение имеет слово?

- Так какое значение имеет слово во втором предложении? (Переносное)

4.3 Работа с таблицей.

   4.3.1Фронтальная беседа

(3 слайд)

- Сейчас мы с вами рассмотрим схему и еще раз повторим, что такое прямое и переносное значение слова и как  это определить.

- Прямое значение слова прямо указывает на предмет или признак, действие. Например это могут быть такие словосочетания: дождевое облако, золотая цепочка, тяжелая сумка, стол стоит, костёр горит.

- Переносное значение слова, как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет, может с чем-то сравниваться, во внешнему или внутреннему признаку. Например: облако пыли, золотые руки, заря горит.

- Так что же такое прямое и переносное значение слов? (Прямое указывает на признак или действие, а переносное переносит частичку прямого значения на другой предмет, по какому- либо сходству.

- Так что же такое прямое значение слова?

- А что такое переносное значение слова?

    4.3.2 Составление предложений

- А теперь составьте и запишите предложение  с любым сочетанием слов. После того как напишите, мы проверим. (Ответ детей).

                                                  Физкультминутка


Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три, в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре ноги шире,

Пять, руками помахать,

Шесть, за парты тихо сесть.   


    4.4 Работа с ТСО

(4 слайд)

- Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами выполним упражнение и закрепим знания. Вам необходимо будет определить прямое или переносное значение словосочетаний.


                              


5.Осмысление знаний

  5.1 Творческое задание

(6 слайд)

- Посмотрите на доску. Здесь написаны словосочетания. Вам необходимо соста-вить и записать предложение с одним из этих словосочетаний.

Тяжёлое наказание (Мой одноклассник получил тяжёлое наказание)

Плывут облака (Над нами плывут облака)

Золотая голова ( У моего папы золотая голова)                 

Работа стоит (Пока мы сидим, работа стоит)

6. Обобщение и систематизация знаний

   6.1 Выполнение упражнения 64.

   6.1.1 Чтение задания учениками

- Прочитайте шепотом, что нужно сделать в упражнении 64.

- Кто прочитает вслух?

- Кто скажет, что нужно сделать в этом упражнении?

  6.1.2 Работа у доски

- Кто прочитает первое(второе, третье, четвертое) предложение?

- Какое из этих предложений употреблено в прямом значении?

- Какое в переносном?

- Какое предложение необходимо записать?

7. Итог урока

- Какая была тема нашего урока?

- Какое может быть значение у многозначного слова?

- На что указывает прямое значение слова?

- А на что переносное?

8. Сообщение домашнего задания

- Дома вам необходимо будет выполнить упражнение 65, на странице 51.