Тема: «Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно – художественных образов»
Цель:
Образовательная: - познакомить с понятием прямое и переносное значение слова, научить различать прямое и переносное значение слова, находить в словосочета-ниях и предложениях прямое и переносное значение слова
Развивающая: -развивать грамотную речь и письмо, память, мышление, внима-ние.
Воспитательная: - воспитывать дисциплину, самостоятельность, любовь к предмету и родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: таблица, учебник
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Организация начала урока
1.1 Приветствие
Все услышали звонок,
Он позвал вас на урок,
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут София Игоревна, сегодня урок русского языка проведу у вас я!
1.2 Сообщение темы и целей урока
(1 слайд)
- Сегодня мы продолжим изучать этот большой раздел, который .Тема нашего урока «Что такое прямое и переносное значение многозначного слова?»
2. Актуализация и коррекция знаний
2.1 Фронтальная беседа
- Давайте вспомним, что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово)
- Какие бывают слова? (Слова бывают однозначные и многозначные)
- Что такое однозначные слова? (Это слова, которые имеют одно лексическое значение)
- Приведите пример однозначных слов ( цветок, стул, корабль)
- Что такое многозначные слова? (Это слова, которые имеет два и более лексических значений)
- Приведите пример многозначных слов (язык, иглы, звезда)
2.2 Проверка выполнения домашнего задания
2 .3 Минутка каллиграфии.
- Пропишите строку буквы П. На следующей строке запишите слово Плывут и пропишите целую строку.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материал
4.1 Чтение стихотворения учениками.
(2 слайд)
- Сейчас вы шепотом прочитаете стихотворение и ответите на вопрос: «Какое слово повторяется?»
Ветерок спросил, пролетая:
«От чего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят!»
4.1.2 Фронтальная беседа по стихотворению
- Так какое слово встречается несколько раз? (Золотая)
- Еще раз прочитайте стихотворение и определите, в первом случае про кого идет речь? (Про рожь)
- Почему рожь золотая? (Она схожа с золотом по цвету)
- А во втором случае про что говориться? (Про руки )
- Почему поэт использовал именно это словосочетание, как вы его понимаете? ( Умелые руки, на цену золота)
- Как вы думаете, эти слова употреблены в прямом или переносном значении?
4.2 Выполнение упражнения 62
- Откройте 49 -ю страницу учебника. Посмотрите на упражнение 63. Давайте прочитаем предложения. (Вызываю двух учеников)
- Рассмотрите рисунки. Какое слово выделено в предложениях? (Плывут)
- Это однозначное или многозначное слово? (Многозначное)
- Какое лексическое значение этого слова в первом словосочетании?
- Во втором?
4.2.1 Работа над правилом
- Откройте странице 50. Найдите рубрику «обратите внимание» и прочитайте ее шепотом.
- Так на что же нужно обратить внимание? (На то, что у многозначного слова может быть прямое и переносное значение)
- В первом предложении какое значение имеет слово? Прочитайте еще раз правило и ответьте на вопрос.
- Так как какое значение имеет слово? (Прямое)
- Прочитайте еще раз правило и скажите, а во втором предложении какое значение имеет слово?
- Так какое значение имеет слово во втором предложении? (Переносное)
4.3 Работа с таблицей.
4.3.1Фронтальная беседа
(3 слайд)
- Сейчас мы с вами рассмотрим схему и еще раз повторим, что такое прямое и переносное значение слова и как это определить.
- Прямое значение слова прямо указывает на предмет или признак, действие. Например это могут быть такие словосочетания: дождевое облако, золотая цепочка, тяжелая сумка, стол стоит, костёр горит.
- Переносное значение слова, как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет, может с чем-то сравниваться, во внешнему или внутреннему признаку. Например: облако пыли, золотые руки, заря горит.
- Так что же такое прямое и переносное значение слов? (Прямое указывает на признак или действие, а переносное переносит частичку прямого значения на другой предмет, по какому- либо сходству.
- Так что же такое прямое значение слова?
- А что такое переносное значение слова?
4.3.2 Составление предложений
- А теперь составьте и запишите предложение с любым сочетанием слов. После того как напишите, мы проверим. (Ответ детей).
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три, в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре ноги шире,
Пять, руками помахать,
Шесть, за парты тихо сесть.
4.4 Работа с ТСО
(4 слайд)
- Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами выполним упражнение и закрепим знания. Вам необходимо будет определить прямое или переносное значение словосочетаний.
5.Осмысление знаний
5.1 Творческое задание
(6 слайд)
- Посмотрите на доску. Здесь написаны словосочетания. Вам необходимо соста-вить и записать предложение с одним из этих словосочетаний.
Тяжёлое наказание (Мой одноклассник получил тяжёлое наказание)
Плывут облака (Над нами плывут облака)
Золотая голова ( У моего папы золотая голова)
Работа стоит (Пока мы сидим, работа стоит)
6. Обобщение и систематизация знаний
6.1 Выполнение упражнения 64.
6.1.1 Чтение задания учениками
- Прочитайте шепотом, что нужно сделать в упражнении 64.
- Кто прочитает вслух?
- Кто скажет, что нужно сделать в этом упражнении?
6.1.2 Работа у доски
- Кто прочитает первое(второе, третье, четвертое) предложение?
- Какое из этих предложений употреблено в прямом значении?
- Какое в переносном?
- Какое предложение необходимо записать?
7. Итог урока
- Какая была тема нашего урока?
- Какое может быть значение у многозначного слова?
- На что указывает прямое значение слова?
- А на что переносное?
8. Сообщение домашнего задания
- Дома вам необходимо будет выполнить упражнение 65, на странице 51.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.