Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Что такое тема и главная мысль текста"

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что такое тема и главная мысль текста.docx

 

          

             Тема урока: «Тема и основная мысль текста»

Цель: учить учащихся слушать и понимать текст.

Задачи:

Образовательная:

-закрепить понятие основных признаков текста;

-отрабатывать умения:

-понимать тему и главную мысль чужого текста;

-анализировать и подбирать заголовок к тексту;

-отбирать тексты на одну тему;

Развивающая:

-развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту родной природы

Планируемые результаты  урока (УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- мотивация к учебной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- использование методов решения проблем творческого и поискового характера;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,

-развитие умения строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-совершенствование умения слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-умение работать с учебником,

-умение  мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» 2 класс, 1 часть.       

Ход урока.

1.     Организационный момент.

    2.Введение в тему урока. Повторение.

-Сегодня мы продолжаем работать с текстом. На этом уроке нас ожидает увлекательная прогулка в лес. Но сначала я хочу спросить у вас – что вы запомнили о тексте с прошлого урока?

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Это будет необычная прогулка. Во время нашего путешествия вы сможете найти и узнать два новых признака текста.

-Мы повторили всё, что знаем о тексте, и теперь смело можем отправляться в дорогу. Для этого нужно на секундочку закрыть глаза и представить, что мы идём по лесу.

-Откройте глаза и посмотрите на доску(слайд)

-Проверим, туда ли мы попали?

-Прочитайте запись на доске.

                                                      Лес.

Узкая тропинка привела нас в лес. Мы идём по густой траве. Кругом цветы. Гудят шмели. У дорожки норка барсука.

-Что прочитали?

-Как докажите, что это текст?

-О чём говорится в тексте? Скажите - одним словом. (о лесе)

Вывод: В любом тексте о чём – либо говорится. То, о чём говорится в тексте, называется темой.

-Для того чтобы определить тему текста, мы должны ответить на вопрос:

                                     О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?

-Давайте ответим на этот вопрос и определим тему текста.

-Какова тема?

-Отражает ли заголовок текста его тему.

3. Работа по теме урока

-Давайте потренируемся в определении темы.

-Прочитайте только заголовок и догадайтесь, о чём будет текст, и куда мы отправимся дальше.

-Можно ли по заголовку определить тему? Какова она?

-А что такое полянка?

(Полянка – это ровное пространство на опушке  леса, лужайка.)

                                             Полянка.

Вся поляна в цветах. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.

-Итак, правильно ли мы определили тему по заголовку? (да)

-Какова она?

-На какой вопрос мы отвечали, что бы определить тему текста?

Упражнение в подборе заголовка к тексту.

-А об одном цветочке на нашей полянке я хочу прочитать вам стихотворение. Но у него нет заголовка. Послушайте и попытайтесь определить тему текста.

                                        

 Ромашка.

Маленькое солнце на моей ладошке.

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки.

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

 

-Назовите тему текста.

-На какой вопрос ответили, чтобы определить тему?

-Подберите такой заголовок, чтобы он отражал тему текста.

Упражнение в определении темы текста.

-А теперь пойдём дальше и познакомимся с лесными обитателями.

-А знаете ли вы, кто живёт в лесу?

-О некоторых лесных жителях  записаны тексты у вас на карточках. Прочитайте их и найдите те тексты, у которых одинаковые темы.

(Дети читают все три текста и находят два на одну тему.)

Карточки с текстами на партах.

1.У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата.

2.Под кустом в густой траве ежиха устроила гнездо. Летом родились у ежихи ежата. Подросли ежата и стали на охоту бегать.

3.Вытащила барсучиха из норы малышей. Барсуки рады зелёной травке и солнцу. Мать сидит рядом с малышами. Она сторожит детей.

-Какие тексты на одну тему? Назовите тему.

-Прочитайте оставшийся текст. О чём в нём говорится? Его тема?

-Повторим, что запомнили о теме текста.

                       1.Что такое тема?

                       2.Как определить тему текста?

                       3.Как определить тему, не читая текст? (по заголовку)

Основная мысль текста.

-Кто же нам ещё встретится в пути. Давайте взглянем на ёлочку. Кто этот  интересный зверёк? (Белочка)

-Прочитайте с доски два текста о белочке. Приготовьтесь читать вслух.

1.До чего хорош этот маленький рыжий зверёк! Шёрстка у него гладкая, хвост пушистый. Мордочка очень умная.

2.Белка – замечательная хозяйка. За лето свой дом устроила. А запасы какие наготовила: и орешков натаскала, и грибов насушила. Не страшна белке голодная зима.

-Чем похожи тексты, что у них общего?

-Определите тему текстов.

-Темы одинаковы, но что главное хотел сказать автор в первом тексте? (красивая)

-А во втором? (хорошая хозяйка)

Вывод: В каждом тексте, кроме темы, есть что – то главное, важное, что хотел сказать автор, в чём хотел убедить. Это называется главной мыслью текста.

Основная мысль – то главное, важное, что хотел сказать автор.

-Наши тексты о белке без названия. Какой одинаковый заголовок можно подобрать?

-Что будет отражать заголовок: тему или основную мысль? (тему)

-Подберём такой заголовок, чтобы в нём отразилась главная мысль. Можно ли это сделать?

-Какова основная мысль 1-го текста?

-Второго?

6.Работа с заголовками.

-А теперь прочитайте заголовки к текстам о прогулке в лес.

                                     

Чудесная прогулка в лес.

Неудачная прогулка в лес.

-О чём будут оба текста? Каковы их темы?

-Чем будут отличаться?

-Вы с какой главной мыслью хотели бы составить рассказ?

4. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Наша прогулка подошла к концу. Назовите два новых признака текста.

-Что такое тема текста? На какой вопрос надо ответить, чтобы узнать её?

-Что такое основная мысль? Как её определить?

Домашнее задание: упр.15, стр.18