Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

  • docx
  • 15.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.docx

Тема: Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Универсальные учебные действия УУД:

Регулятивные: предвосхищать результат; использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.
Коммуникативные: задать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» - 2 класс, 1 часть стр.124, программа «Школа России», карточки в парах, карточки со словами, сигнальные карточки, картинки словарных слов.

 

Ход урока

I. Организационный момент

– У нас на парте все в порядке:

  Пеналы, книги и тетрадки.

   Готовы мы начать урок,

   Звени скорей для нас, звонок!

 

Рефлексия (на партах у каждого ученика кружочки)

Учитель: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого выбирайте и поднимите кружочки отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (карточки по правилам: красный цвет – радость, зелёный – спокойствие).

II. Актуализация знаний

а) Игра «Найди лишнюю букву»

- Давайте вспомним предыдущую тему?

- Какую тему вчера изучали? (Твердые и мягкие согласные звуки)

Я     И   Е

Ы   Ё     Ю

-  Назовите лишнюю букву.

- Назовите среди гласных только те буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука? (е, ё, и, ю, я).

б) Работа в парах

- Давайте проверим хорошо ли вы поняли предыдущую тему. Для этого работаем в парах. На партах у вас листы со словами. Ваша задача изменить слова так, чтобы первый твёрдый согласный стал мягким. Вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука на письме.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

лук - люк

рад -ряд

     был -бил

     воз - вёз

         мыл -мил

    рука - река

     нос -нёс

         пыл -пил

     мор -мир

     лото -лето

   мышка -мишка

       ел - ель

Проверка:

Учитель: Какие слова у вас получились? Давайте проверим.

- Какие гласные буквы помогли вам превратить твёрдый согласный в мягкий? (е, ё, ю, и, я)

Вывод: Буквы я, е, ё, и, я обозначается мягкость согласных звуков на письме.

- Ребята, посмотрите у нас сегодня гость!

- Кто это?    

https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1055895/wx1080.jpg         

- Это снегирь.

- Давайте поздороваемся с птичкой и улыбнемся друг другу.

- Так как грудка у снегиря красного цвета.  Снегирь - это зимующая птица. Он прилетает в наши леса поздней осенью или в начале зимы. К нам по почте пришло стихотворение из леса.

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте стихотворение

МЯГКИЙ ЗНАК меняет здесь:

слово ВЕС на слово ВЕСЬ.

Слово «БАНКА» станет «БАНЬКА»,

вместо «ТАНКА», будет «ТАНЬКА»,

было «ЖАЛ», а станет «ЖАЛЬ».

Если звук смягчается,

слово изменяется!

- Прочитайте слова выделенные из стихотворения.

 [в’эс], [банка], [танка][жал]

- А теперь прочитайте:

[в’эс’], [бан‘ка], [дал‘],

[тан‘ка], [жал‘]. (Дети читают слова по транскрипции)

- Что поменялось? Что послужило причиной смягчения согласных?

 Вывод: ь знак обозначается мягкость согласного звука на письме.

- Кто догадался какую тему мы будем учить сегодня?

IV. Открытие новых знаний

Постановка учебной задачи:

Откройте учебники с.220. Прочитайте тему урока.

- Сформулируйте учебную задачу? (научиться обозначать мягкость согласных ь знаком)

- Что вы знаете о букве «Ь»?

Проблемный вопрос:

- Если мягкий знак не обозначает звука, то для чего он нужен?

(Ответы детей)

-  обозначает мягкость согласных;

-  разделяет гласный и согласный звуки;

- меняет лексическое значение слова.

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала

- Это новая для вас тема? (Нет, мы знакоми­лись с буквой Ь в 1 классе).

Сегодня на уроке мы обобщим все знания об этой букве.

— Прочитайте правило.

— Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обо­значает звука? (Для обозначения мягкости согласных.)

    Работа в тетради.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

а) чистописание

- Что это за буква? (мягкий знак).

- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)

Запишите в них по образцу:

ььь ььь ььь

б) работа над правилом. (интерактивная доска)

Самостоятельное чтение правила с. 124

Упр. 202 (с. 124).

— Почитайте задание. Объясните смысл пословиц.

1.(Скромность украшает человека. Скромный человек выглядит прилежней, воспитанную).

 2.Если человек что-либо бережет, хранит, это не значит, что он жадный, скупой. Он просто дорожит этим).

3.Лучше слушать свою совесть, она подсказывает правильный выбор.)

— Какое из этих качеств вам больше по душе?

— Какие ещё хорошие качества вы хотели бы видеть в людях? (Я хотел бы видеть в людях доброту, честность, искренность, порядочность.)

— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других.

— Откройте памятку на с. 133, приготовьтесь писать по памяти. (Самостоятельная работа. Самопроверка — сверка с текстом учебника. Самооценка: «!», «+», «—».)

— Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете? (Ответы детей.)

Вывод: Ь – меняет смысл слова.

VI. Физкультминутка:

Если я назову слово с мягким согласным звуком на конце, вы приседаете,

если с твердым -  подпрыгиваете. День, гриб, стул, мель, дуб, хор, шесть, галка.

VII. Применение новых знаний и способов действий

  а) Игра - «Фокусник»

— Попробуйте побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.

Запишите слово в тетрадь:

— туда ставят наказанного; (угол)

http://fb.ru/misc/i/gallery/12815/88935.jpg

Добавим мягкий знак, чтобы получить другое слово -  полезное ископаемое, топливо; (уголь)

https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/wp-content/uploads/2014/12/coal.jpg

— длинная палка; (шест)

http://sportime.by/sites/default/files/pictures/bostaff.gif

 

— цифра; (шесть)

 

http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/17/17861647.png

Вывод: Может менять смысл слова.

б) Словарная работа 

 Картинный диктант. Групповая работа.

Учитель: А теперь внимательно. Снегирь принёс нам картинки. Снегирь просит нас помочь назвать картинку и выполнить запись этого слова в тетрадях.  Угадайте слово по его лексическому значению.

ü    тёплая верхняя одежда (пальто)

ü    профессия человека (учитель)

ü    школьная принадлежность (тетрадь)

ü    время года с листопадом и дождями (осень)

ü    любитель долгого зимнего сна (медведь)

ü    обувь для игры в хоккей (коньки)

VIII. Подведение итогов урока

 -  Чему научились?

- Для чего служит ь знак?» (Он не обозначает звука)

- А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? (Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

IX. Рефлексия

-   Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность с помощью смайликов.

- Молодцы, ребята!
X. Домашнее задание:

Упр. 204 с.125

Спасибо за урок!