Русский язык
Класс: 2 класс
Учебная тема: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта изучения темы
Тип урока |
Урок открытия нового знания
|
Дидактическая цель |
Познакомить с понятием лексическое значение слова.
|
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные: Регулятивные УУД. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей . Коммуникативные УУД. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД. - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей. Предметные: - Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь; - Определять слово по его лексическому значению; - Определять значение слова по толковому словарю; - Находить в тексте незнакомые слова; - Развивать словарный запас учащихся.
|
Основные понятия |
То, что обозначает слово, является его лексическим значением слова.
|
Ресурсы: - основные -дополнительные |
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2013 - И А. Бубнова, Ю.И. Архипова, Н. И.Роговцева «Технологические карты уроков. Русский язык. 2 класс. – М.:Просвещение, 2014 - Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку». – М. ВАКО,2013 - презентация к уроку - интерактивная доска, - мультимедийный проектор. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
|
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности.
|
Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку.
.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка? С чем мы работаем на уроках русского языка? Устанавливает тематические рамки. |
Демонстрируют готовность к уроку.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Русский язык… …Узнаём новое…
Звуки, буквы, слова, правила написания слов… |
Громко прозвенел звонок! Начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
|
Контролируют свои действия (Регулятивные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Первичное знакомство с новым материалом Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия;
|
Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику.
Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки.
Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде. |
Выполняют пальчиковую гимнастику. Составляют предложение из слов. Записывают составленное предложение. 1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова.
Формулируют тему урока. |
Снег, деревья, пушистый, накрыл. Слайд 2 Составьте предложение из слов. Запишите его. Назовите знакомые орфограммы. Найдите подлежащее и сказуемое.
На слайде 3 - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы. - Произнесите слово «пенал». - Что вы представляете? - Почему? - Верно, каждое слово имеет своё значение. - Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде? (предметы) - Запишите названия этих предметов. - Сформулируйте тему урока.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). |
III. Постановка учебной задачи Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства;
|
Организует постановку цели урока. Какая цель нашего урока?
Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий.
Организовывает проведение физкультминутки.
|
С помощью учителя ставят цель урока. Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово. Знакомятся с этим правилом в учебнике.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки.
Учащиеся усаживаются за парты. |
В учебнике с. 42 «Обратите внимание»
С. 43 Что такое лексическое значение слова? Слайд 4
Физкультминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянуться цветы. С ними потянись и ты! Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Отпускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. Слайд 5 |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД и познавательные УУД ) Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. (Познавательные УУД)
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД) |
IV. Первичное осмысление и закрепление. Цели: - организовать усвоение учениками нового знания используя письменную речь.
|
Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки. Организует пальчиковую гимнастику.
|
Выполняют задания, которые даёт учитель.
Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном.
|
На слайде 6 запись: хбчешрпефзца
Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза). Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд 7. -Как ласково называют берёзу? - Как называют сок берёзы? - Лес из берёз? - Гриб, который растёт под берёзой? Подчеркните во всех этих словах букву «е». Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд 8. «Определение слова по его лексическому значению». Запишите предложения под диктовку. - Животное, имеющее хобот это …. - Столовый прибор, которым едят суп …. - Самоё холодное время года …. - Маленькое животное, покрытое колючками … Слайд 9. |
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД). Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку .
|
Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям (для слабых учеников 1 упражнение, для сильных 2 упражнения) , контролирует выполнение. Организует самопроверку .
|
Выполняют задания учителя.
Работа в группах.
Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12.
Учащиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения.
|
«Составь рассказ о предмете по вопросам». Слайд 10.
Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд 11.
Слайд 12. Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение.
Задание дифференцируется по сложности. Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56. Слайд 13.
|
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД). |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует фиксирование нового содержания. Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему?
Организует рефлексию. С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте.
Организует самооценку учебной деятельности. Урок окончен. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку на индивидуальных листах. |
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16. |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.