Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат с, Покровка
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое имя прилагательное?»
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс (2 часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение.
Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.
Тема урока: Что такое имя прилагательное?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: деятельностного обучения, элементы развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;
- учить ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие? и отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы кто? что?.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
- устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;
- умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
Предметные:
- научатся находить прилагательные в тексте;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным,
- устанавливать связь между прилагательными и существительными,
- подбирать примеры имён прилагательных.
Личностные:
- формирование нравственно-этических качеств личности;
- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, плакат с каллиграфическим написанием букв З з, карточки для групповой работы, картинки овощей и фруктов, корзинка с яблоками.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте! Садитесь.
- А что значит слово «здравствуйте»? (желать здоровья)
- Что значит здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым, не болеть?
- Сегодня я предлагаю вам не только пополнить свои знания по русскому языку, но и собрать «корзину здоровья».
II. Актуализация знаний. Определение к деятельности.
1. Минутка чистописания.
На доске запись: здоровье, зарядка, злой, забота.
- Прочитайте слова.
- Что у них общего? Обоснуйте свой ответ.
- Сегодня на уроке повторим правильное написание заглавной и строчной букв Зз.
- Подготовим руки к письму (пальчиковая гимнастика).
Прописывают буквы (по образцу на плакате)
- Какое слово в этом ряду лишнее, если говорить о здоровье?
- А если задать к словам вопросы, то какое слово лишнее? Почему?
- Лишнее слово злой. Уберём его.
2. Словарная работа.
Прочитайте слова, записанные на доске.
девочка
молоко
ученик
витамины
- Какое задание предложим для этих слов?
- На какие вопросы отвечают эти слова? ( Слева прикрепляем карточки с вопросами).
- Как называются слова, отвечающие на вопросы кто? или что?
- Расскажите об имени существительном по схеме: (слайд 1)
Имя … – это …,
обозначает …,
отвечает на вопросы ….
- Сегодня познакомимся с другой частью речи о которой вы сможете рассказать по этой же схеме.
- Спишите с доски составленную нами запись.
кто? девочка
что? молоко
кто? ученик
что? витамины
III. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.
1. Постановка вопросов от существительных.
- Что можно спросить о девочке (о молоке, об ученике, о витаминах)?
- Говорят устно, потом записывают понравившееся слово с вопросом.
кто? девочка какая? …
что? молоко какое? …
кто? ученик какой? …
что? витамины какие? …
2. Работа в группах (правила работы в группе вспомнить быстро, они перед глазами детей как памятка).
Отгадать загадку (карточки)
1 группа
Летом - в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке
Крепкие, солёные.
2 группа
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
3 группа
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый … .
4 группа
Над землёй трава,
Под землёй бордовая голова.
- Какие слова помогли определить название фрукта или овоща?
Дети получают картинки овощей и фруктов.
Задание.
- Охарактеризуйте по цвету, по размеру, по вкусу овощ или фрукт. Записать эти слова. Какая группа подберёт больше слов.
Мини-итог.
- Мы свами описали признаки предметов. А кто знает, как называются такие слова, которые помогают описать предметы? (Имя прилагательное)
IV. Физкультминутка.
- Представьте, что вы в яблоневом саду. На деревьях много созревших яблок (повороты головы).
Поднимите правую руку, потянемся за яблочком высоко вверх. Поднимите левую руку. Не достать! Подпрыгните 3 раза. Сорвите яблочко. Представьте, что оно у вас в ладошках. Поднимите его вверх двумя руками, покажите солнышку. Покачайтесь как яблонька. Положите яблочко на парту. В конце урока вы увидите, какое чудо с ним произойдёт.
V. Первичное закрепление
1. Работа с учебником.
- Прочитайте правило про себя, потом вполголоса. Приготовьтесь рассказать, используя схему (слайд 1).
- Отгадайте загадку. О каком фрукте идёт речь?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
- Работа над упр. 269 (заданиям учебника).
Самопроверка. Самооценка.
2. Работа с текстом.
Слайд 2.
Прочитайте.
Красив … лес. Покрыл землю … снег. Сосна стоит в … шубе. Мы любовались … лесом.
- Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Слова для справок: белой, пушистый, зимний, сказочным.
- Какой текст лучше: первый или второй?
- Почему?
- Для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные?
- Как вы думаете, полезно ли для здоровья гулять в зимнем лесу?
Запишите в тетрадь 1 и 2 предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга. Оцените.
3. Упражнение в постановке вопросов к именам прилагательным.
- Прочитайте слова. Найдите орфограммы.
Мёд.
Трава
Поле
Ландыши
- Задайте к ним вопросы (устно). Запишите слова в столбик.
- К каждому имени существительному подберите подходящее по смыслу имя прилагательное. Поставьте вопросы и запишите.
Мёд. (по вкусу)
Трава (по цвету)
Поле (по размеру)
Ландыши (по запаху)
VI. Домашнее задание.
Найти имена прилагательные в орфографическом словарике.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Посмотрите, какую «корзину здоровья» мы собрали. Почему эти предметы оказались в корзине здоровья?
- Что же произошло с вашими яблоками? Где они? Вот они! Тоже в «корзине здоровья». Чудо произошла!
- С какой частью речи мы познакомились?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Какой урок у нас сегодня получился? (Подберите имена прилагательные)
- Эта корзинка яблок вам сегодня за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.