Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имя прилагательное.docx

Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат с, Покровка

 

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое имя прилагательное?»

 

Учебник:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2  класс (2 часть) с приложением  на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение.

Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: деятельностного обучения, элементы развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока:

- ознакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;

- учить ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие? и  отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы кто? что?.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

- устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;

- умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

- научатся находить прилагательные в тексте;

- ставить вопросы от существительных к прилагательным,

- устанавливать связь между прилагательными и существительными,

- подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

- формирование нравственно-этических качеств личности;

- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор,  плакат с каллиграфическим написанием букв З з,  карточки для групповой работы, картинки овощей и фруктов, корзинка с яблоками.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте! Садитесь.

- А что значит слово «здравствуйте»?  (желать здоровья)

- Что значит здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым, не болеть?

- Сегодня я предлагаю вам не только пополнить свои знания по русскому языку, но и собрать «корзину здоровья».

II. Актуализация знаний. Определение к деятельности.

1. Минутка чистописания.

На доске запись: здоровье, зарядка, злой, забота.

- Прочитайте слова.

- Что у них общего? Обоснуйте свой ответ.

- Сегодня на  уроке повторим правильное написание заглавной и строчной букв Зз.

- Подготовим  руки к письму (пальчиковая гимнастика).

Прописывают буквы (по образцу на плакате)

- Какое слово в этом ряду лишнее, если говорить о здоровье?

- А если задать к словам вопросы, то какое слово лишнее? Почему?

- Лишнее слово злой. Уберём его.

2. Словарная работа.

Прочитайте слова, записанные на доске.

девочка

молоко

ученик

витамины

- Какое задание предложим для этих слов?

- На какие вопросы отвечают эти слова? ( Слева прикрепляем карточки с вопросами).

- Как называются слова, отвечающие на вопросы кто? или  что?

- Расскажите об имени существительном по схеме: (слайд 1)

Имя … – это …,

обозначает …,

отвечает на вопросы ….

- Сегодня познакомимся с другой частью речи о которой вы сможете рассказать по этой же схеме.

- Спишите с доски составленную нами запись.

кто? девочка

что? молоко

кто? ученик

что? витамины

III. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.

1. Постановка вопросов от существительных.

- Что можно спросить о девочке (о молоке, об ученике, о витаминах)?

-  Говорят устно, потом записывают понравившееся слово с вопросом.

кто? девочка какая? …

что? молоко какое? …

кто? ученик какой? …

что? витамины какие? …

2. Работа в группах (правила работы в группе вспомнить быстро, они перед глазами детей как памятка).

Отгадать загадку (карточки)

1 группа

Летом -  в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою -  в бочке

Крепкие, солёные.

2 группа

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

3 группа

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый … .

4 группа

Над землёй трава,

Под землёй бордовая голова.

- Какие слова помогли определить название фрукта или овоща?

Дети получают картинки овощей и фруктов.

Задание.

- Охарактеризуйте по цвету, по размеру, по вкусу овощ или фрукт. Записать эти слова. Какая группа подберёт больше слов.

Мини-итог.

- Мы свами описали признаки предметов. А кто знает, как называются такие слова, которые помогают описать предметы? (Имя прилагательное)

IV. Физкультминутка.

- Представьте, что вы в яблоневом саду. На деревьях много созревших яблок (повороты головы).

Поднимите правую руку, потянемся за яблочком высоко вверх. Поднимите левую руку. Не достать! Подпрыгните 3 раза. Сорвите яблочко. Представьте, что оно у вас в ладошках. Поднимите его вверх двумя руками, покажите солнышку. Покачайтесь как яблонька. Положите яблочко на парту. В конце урока вы увидите, какое чудо с ним произойдёт.

V. Первичное закрепление

1. Работа с учебником.

- Прочитайте правило про себя, потом вполголоса. Приготовьтесь рассказать, используя схему (слайд 1).

- Отгадайте загадку. О каком фрукте идёт речь?

Круглое, румяное,

 Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

- Работа над упр. 269 (заданиям учебника).

Самопроверка. Самооценка.

2. Работа с текстом.

Слайд 2.

Прочитайте.

Красив … лес. Покрыл землю … снег. Сосна стоит в … шубе. Мы любовались … лесом.

- Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Слова для справок: белой, пушистый, зимний, сказочным.

- Какой текст лучше: первый или второй?

- Почему?

- Для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные?

- Как вы думаете, полезно ли для здоровья гулять в зимнем лесу?

Запишите в тетрадь 1 и 2 предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга. Оцените.

3. Упражнение в постановке вопросов к именам прилагательным.

 - Прочитайте слова. Найдите орфограммы.

Мёд.

Трава

Поле

Ландыши

- Задайте к ним вопросы (устно). Запишите слова в столбик.

- К каждому имени существительному подберите подходящее по смыслу имя прилагательное. Поставьте вопросы и запишите.

Мёд.      (по вкусу)

Трава    (по цвету)

Поле     (по размеру)

Ландыши   (по запаху)

VI. Домашнее задание.

Найти имена прилагательные в орфографическом словарике.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Посмотрите,  какую «корзину здоровья» мы собрали. Почему эти предметы оказались в корзине здоровья?

- Что же произошло с вашими яблоками? Где они? Вот они! Тоже в «корзине здоровья». Чудо произошла!

- С какой частью речи мы познакомились?

- На какие вопросы  отвечают имена прилагательные?

- Какой  урок  у нас сегодня получился? (Подберите имена прилагательные)

- Эта корзинка яблок вам сегодня за работу.