Конспект урока русского языка:"Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении."
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка:"Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении."

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
2 кл
24.04.2020
Конспект урока русского языка:"Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении."
Конспект урока
СХЕМА УРОК.doc

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская  государственная академия последипломного образования»

 (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

 

Кафедра  начального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Схема-урок

  по русскому языку.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ      РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель по программе № 203

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №8» г. Урюпинска

Епихина Ольга Сергеевна

Проверил:

 

Тимко Светлана Леонидовна, методист.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                          Волгоград – 2014

Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,    О. В. Пронина. 2класс.

Тема урока

Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении.

Цель урока

Создать условия для представления о словах ,отвечающих на вопросы «кто?» , «что?» , и словах , отвечающих на вопросы «какой?» , «какая?», «какое?» , «какие?» ,способствовать формированию умения находить в предложении данные слова и устанавливать связь между ними.

Создать условия для формирования мыслительных операций : анализ , сравнение , обобщение , умение работать по алгоритму; способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, коммуникативных умений, способствовать воспитанию познавательного интереса, веры в свои силы.

Способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь.

Задачи

Образовательная: дать определение понятию связь слов-предметов и слов-признаков; научить распознавать главное и зависимое слова; научить определять связь слов-предметов и слов-признаков.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать материал; продолжить формирование орфографической зоркости.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Правильно ставят вопросы к словам в предложении (кто? ,что? ,какой? ,какая? ,какое? ,какие?) ,находят главное и зависимое слово.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других ,владеют приёмами монологической и диалогической речи

Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Проявляют интерес к изучению учебного процесса.

Решаемые учебные проблемы

Находить в предложении слова-предметы и относящиеся к ним слова-признаки по вопросам, устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

Основные понятия, изучаемые на уроке

 Слова-предметы ,слова-признаки ,главное слово ,зависимое слово.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Ноутбук ,проектор.

Образовательные интернет-ресурсы

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Цель для учителя: создать осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности; актуализировать знания учащихся; организовать деятельность, достаточную для операции построения новых знаний: анализа, синтеза, классификации.

Цель для детей: дать возможность подготовиться к продуктивной работе; продемонстрировать актуализацию знания в письме и устной речи.

 

Деятельность учителя

-Чему был посвящен прошлый урок?

-Приведите примеры.

-Сегодня мы продолжим работу. Как мы будем работать?

-Наш следующий шаг в познании?

-Как поступим дальше?

 

-С каким настроением вы примитесь за работу?

-Почему важно приступить к работе с хорошим настроением?

-Улыбнитесь друг другу! В путь!

-С чего начнём работу?

_Я приготовила вам сюрприз. Посмотрите на доску. (На доске карточки в разбросанном виде.)

-Предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила такой работы.

-Помогая друг другу в парах, составьте сочетания слов. Необходимые материалы на столе в конвертах. Одна пара работает у доски.

 

 

-Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика.)

-Какое название можно дать третьему столбику? (Сверху над словами третьего столбика прикрепляется табличка «Слова-признаки» и убираются все таблички данного столбика.)

-Какое название можно дать оставшемуся столбику? (Сверху над словами второго столбика прикрепляется табличка «Вопросы» и убираются все таблички данного столбика.)

На доске: Слова-предметы     Вопросы      Слова-признаки

 

 

 

 

Деятельность обучающихся

-Учились устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

-Красивый мальчик, зелёная доска, яркое солнце и т.п.

-Сначала повторим, что знаем.

-Выясним, чего не знаем.

-Вместе найдём способ при помощи которого сможем открыть новое знание.

-С хорошим.

 

 

-С повторения необходимых знаний.

 

 

-Работать должны оба; своё несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает; если не понял, переспроси.

Рисунок солнышка     какое?    яркое         

Рисунок тучи                какая?     серая     

Рисунок дождя            какой?      сильный

Рисунок листьев          какие?       Жёлтые

-Слова, обозначающие предмет.

-Слова, обозначающие признак предмета.

 

-Вопросы.

 

 

 

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Цель для учителя: организовать фиксацию места затруднения.

 Цель для детей: на основе изученного материала, учиться отстаивать свою точку зрения.

Деятельность учителя

-Что показывают вопросы от слова-предмета к слову-признаку?

-Связь между этими словами будем обозначать стрелочкой. От какого слова задаем вопрос?

-Слово-предмет в сочетании слов мы будем обозначать крестиком. К какому слову мы задаём вопрос?

__________________________                                                                                                      х  

-Что у нас получилось?            

-Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения:    

« Красивая в этом году осень.»

-Мы выполняли такие задания?

-Как вы думаете, нам важно научиться находить данные сочетания слов в предложении?

-Поэтому, что вы сейчас должны сделать?

-Выпишите сочетания слов. (Дети самостоятельно выписывают сочетания слов.)

-У кого нет сочетания? Что вы не смогли сделать?

-Кто нашёл, прочитайте свои сочетания.

-Назовите правило, которым вы пользовались.

-Что вы не можете сделать?

-Значит, что у нас возникло?

-Что нужно сделать?

-Какое задание вы поняли?

-Чем пытались пользоваться?

-Где возникло затруднение?

-Как вы думаете, почему мы не можем выписать из предложения сочетания слов-предметов и слов-признаков и доказать, что мы правы?

Деятельность обучающихся

-Связь между этими словами.

 

-От слова-предмета.

-К слову-признаку.

 

 

-Схема.   

 

 

-Нет.

-Да, чтобы чётко видеть связь между словами-предметами и словами-признаками.

-Попробовать выполнить данное задание.

 

 

-Мы не смогли найти сочетания в предложении.

 

 

-Мы не можем назвать правило.

-Затруднение.

-Остановиться и подумать.

-Мы должны найти в предложении словосочетания, подходящие к схеме.

-Полученной схемой.

-В последовательности выделения слов из предложения.

-Мы не знаем способа выбора сочетания слов-предметов, слов-признаков.

3. ЭТАП целеполагания

Цель для учителя: решение учебной задачи и обсуждение проекта решения.

Цель для детей: формировать выводное знание, полученное во время практических исследований.

Деятельность учителя

-Какая перед вами стоит цель?

 

-Как вы сформулируете тему урока?

(Вывести на доску тему урока)

-Как вы думаете с чего надо начать работу по установлению связи слов-предметов и слов-признаков в предложении?

-Что будем делать далее?

-А потом?

Деятельность обучающихся

-Открыть алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков.

-Связь слов-предметов и слов-признаков в предложении.

 

-С прочтения предложения.

-Найдём главное и зависимое слово.

-Попробуем задать вопросы, сделаем вывод.

4. ЭТАП планирования

Цель для учителя: организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Цель для детей: учиться преодолевать затруднения.

Деятельность учителя

-Какой первый шаг?

-Прочитайте предложение. Какой следующий шаг?

-Какое слово называется главным?

-Какое слово называется зависимым?

-Какие слова первоначально надо найти в предложении?

-Найдите это слово.

-Какое слово будет зависимым?

-Поставьте вопрос.

-Подумайте, почему нельзя поставить вопрос от слова «красивая» к слову осень?

-Что обозначает слово «красивая»?

-Что мы обнаружили?

-Запишите эту пару слов, обозначив связь между словами.

Деятельность обучающихся

 -Прочитаем предложение.

-Найдём главное и зависимое слово.

-От которого ставится вопрос.

-Слово, к которому ставится вопрос.

-Слова-предметы.

-«Что?»-осень.

-Слово «красивая».

-Осень «какая?» красивая.

-Слово «красивая» уточняет представление об осени.

-Признак предмета.

-Связь между словом-предметом и словом-признаком.

Ученик фиксирует на доске:  х__какая?_____                                               

                                             осень                   красивая

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Цель для учителя: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи;

Цель для детей: составить алгоритм, учиться находить словосочетания в предложении.

Деятельность учителя

-Вспомните, как мы открывали связь между словом-предметом и словом-признаком и сформулируйте в группах основные шаги по установлению связи.(Смотрю,говорю,записываю)

 

 

 

 

 

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков?

-При помощи чего мы установили эту связь?

-Как мы обозначили эту связь на письме?

-Посмотрите внимательно на доску. Что у нас получилось?

-Мы выполнили поставленную цель?

-Наш алгоритм помог выполнить данное задание?

-Какой можно сделать вывод?

Деятельность обучающихся

Учащиеся совещаются и фиксируют алгоритм.

На доску выводят эталон:

1.Прочитайпредложение.                                                             

2. Найди слово-предмет.                                                             

3. Задай вопрос «какая?» «какой?», «какое?», «какие?».

4. Запиши пару слов и обозначь связь.    ____________

                                                                        х      

-Составить алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков из предложения.  

-Да .

-При помощи вопроса «какая?».        

-Стрелочкой от слова-предмета к слову-признаку.

-Алгоритм нахождения слов-предметов и слов-признаков. 

-Да.  

-Да.

-При помощи нашего алгоритма мы всегда сможем найти в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.                                            

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Цель для учителя: учить применять полученные знания на практике; организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ,закрепить изученные знания, оценить учебную деятельность класса.

 Цель для детей: оценивать результаты своей работы, учебной деятельности, учиться находить словосочетания с помощью алгоритма, уметь фиксировать свои знания-незнания.

Деятельность учителя

-Какой следующий шаг на уроке?

-Выполним упражнение учебника № 73. Прочитаем задание. Каково задание?

-Что поможет нам выполнить это задание?

-Вы пишите сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначаете связь между ними, работая только с первым предложением. (Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием.)

-Предлагаю поиграть в игру «Учитель-ученик». Учащиеся во втором варианте будут учителя, а сидящие в первом варианте, будут  учениками, они выполняют задания, работая с третьим предложением. (Учащиеся работают в парах.)

-Молодцы! Учителя, проверьте, правильно ли выполнили ученики задание.

-Справились с заданием?

-Как проверить?

-Для самостоятельной работы возьмём пятое предложение из упражнения. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях).

-Проверьте свою работу по подробному образцу на доске.

-Критерии оценивания:

Пять плюсов-«молодец»;

Четыре плюса-«хорошо»;

Три плюса-«потренируюсь ещё». Индивидуально спросить тех, кто не оценил свою работу.

-А чём причина?

Какова наша дальнейшая цель?

-Где вы можете это сделать?

Физкультминутка.

-Вы хорошо поработали, а теперь мы немного поиграем. Я составила сочетания слов-предметов и слов-признаков. Если правильно составлено сочетания слов, то вы стоите, а если с ошибкой, то приседаете: голубое небо-стоят

                                             идёт снег-приседают

                                             осеннее день-приседают

                                             осенний погода-приседают

                                             пасмурная осень-стоят

                                             холодный дождь-стоят

                                              красные листья-стоят

                                               солнечное утро-стоят.

-Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано?

Под квадратом слова: КАНИКУЛЫ, ПРОШЛИ, ОСЕННИЕ, НЕДАВНО.

-Что написано?

-Может предложение?

-Как вы думаете, какое задание вас ждёт?

-Составьте предложение.

-Запишите, найдите связь слова-предмета и слова-признака, укажите её графически.

-Кто-нибудь хочет поработать у доски. (Желающий ученик работает у доски с комментированием.

Деятельность обучающихся

-Потренироваться в использовании нового алгоритма.

-Выписать сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.

-Алгоритм и схема на доске.

 

 

 

 

На доске образец: Слон (какой?) настоящий, живой.

                                   Братик (какой?) новый, рыжий

 

-Да.

-Выполнить самостоятельную работу.

Волк (какой?) серый

В лесу (каком?)густом

Лису (какую?) рыжую

 

 

 

-Не успел, запутался в вопросах.

-Тренироваться в использовании открытого алгоритма.

-При выполнении домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Конечно.

 

 

-Слова.

-Нет, слова не связаны по смыслу.

-Составить предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака.

-Недавно прошли осенние каникулы.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока)

 Цель для учителя: учить оценивать свою учебную деятельность.

Цель для детей: адекватно оценивать свою работу.

Деятельность учителя

-Какую цель ставили на уроке?

 

-Какие шаги учебной деятельности мы выполнили?

 

 

 

-Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности?

-Постройте шкалу и оцените свою работу на уроке.

-Поделитесь с нами, как вы оценили свою работу на уроке. Покажите.

 

_По вашим оценкам я вижу, что мы потрудились хорошо.

Деятельность обучающихся

-Открыть алгоритм нахождения словосочетаний, состоящих из слов-предметов и слов-признаков в предложении.

-Повторили известный материал по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; выполнили пробное действие-выбирали сочетания слов-предметов и слов-признаков в предложении.

-Задавать вопросы, если слова изменены для связи слов в предложении, при повторении и закреплении нового знания. (Учащиеся на полях тетради чертят шкалу и отмечают на ней крестиком.

«Две ладошки»-я активно работал, у меня всё получилось. «Одна ладошка»-я старался, но у меня были затруднения. «Ладошки спрятаны»-мне трудно было самостоятельно выполнять эту работу.

8 ЭТАП Домашнее задание.  Цель для учителя: выяснить затруднения и скорректировать выполнение домашнего задания.

Цель для детей: проанализировать свои знания, применить их на практике.

1. Если активно работали на уроке и у вас всё получилось, то из любой сказки А. С. Пушкина выписать предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака и указать её графически.

2. Если вы старались, но у вас были затруднения, выполнить упражнение №59, с. 29 «Дидактического материала».

3. Если вам трудно выполнить работу самостоятельно, то необходимо вновь вернуться к записям в тетрадях, прочитать и пересказать маме или папе, затем выполнить упражнение № 72, с. 56 учебника.

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Образовательная программа «Школа 2100»

Образовательная программа «Школа 2100»

Вид используемых на уроке средств

Вид используемых на уроке средств

Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика

Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика

Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения: «

Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения: «

Что будем делать далее? -А потом?

Что будем делать далее? -А потом?

Смотрю,говорю,записываю) -Какую цель вы перед собой ставили? -Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков? -При помощи чего мы установили эту связь? -Как мы обозначили эту…

Смотрю,говорю,записываю) -Какую цель вы перед собой ставили? -Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков? -При помощи чего мы установили эту связь? -Как мы обозначили эту…

Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием

Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием

Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано?

Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано?

Деятельность учителя - Какую цель ставили на уроке? -Какие шаги учебной деятельности мы выполнили? -Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности? -Постройте шкалу…

Деятельность учителя - Какую цель ставили на уроке? -Какие шаги учебной деятельности мы выполнили? -Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности? -Постройте шкалу…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020