Конспект урока русского языка:"Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении."

  • Работа в классе
  • doc
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока
Иконка файла материала СХЕМА УРОК.doc

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская  государственная академия последипломного образования»

 (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

 

Кафедра  начального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Схема-урок

  по русскому языку.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ      РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель по программе № 203

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №8» г. Урюпинска

Епихина Ольга Сергеевна

Проверил:

 

Тимко Светлана Леонидовна, методист.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                          Волгоград – 2014

Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,    О. В. Пронина. 2класс.

Тема урока

Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении.

Цель урока

Создать условия для представления о словах ,отвечающих на вопросы «кто?» , «что?» , и словах , отвечающих на вопросы «какой?» , «какая?», «какое?» , «какие?» ,способствовать формированию умения находить в предложении данные слова и устанавливать связь между ними.

Создать условия для формирования мыслительных операций : анализ , сравнение , обобщение , умение работать по алгоритму; способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, коммуникативных умений, способствовать воспитанию познавательного интереса, веры в свои силы.

Способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь.

Задачи

Образовательная: дать определение понятию связь слов-предметов и слов-признаков; научить распознавать главное и зависимое слова; научить определять связь слов-предметов и слов-признаков.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать материал; продолжить формирование орфографической зоркости.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Правильно ставят вопросы к словам в предложении (кто? ,что? ,какой? ,какая? ,какое? ,какие?) ,находят главное и зависимое слово.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других ,владеют приёмами монологической и диалогической речи

Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Проявляют интерес к изучению учебного процесса.

Решаемые учебные проблемы

Находить в предложении слова-предметы и относящиеся к ним слова-признаки по вопросам, устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

Основные понятия, изучаемые на уроке

 Слова-предметы ,слова-признаки ,главное слово ,зависимое слово.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Ноутбук ,проектор.

Образовательные интернет-ресурсы

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Цель для учителя: создать осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности; актуализировать знания учащихся; организовать деятельность, достаточную для операции построения новых знаний: анализа, синтеза, классификации.

Цель для детей: дать возможность подготовиться к продуктивной работе; продемонстрировать актуализацию знания в письме и устной речи.

 

Деятельность учителя

-Чему был посвящен прошлый урок?

-Приведите примеры.

-Сегодня мы продолжим работу. Как мы будем работать?

-Наш следующий шаг в познании?

-Как поступим дальше?

 

-С каким настроением вы примитесь за работу?

-Почему важно приступить к работе с хорошим настроением?

-Улыбнитесь друг другу! В путь!

-С чего начнём работу?

_Я приготовила вам сюрприз. Посмотрите на доску. (На доске карточки в разбросанном виде.)

-Предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила такой работы.

-Помогая друг другу в парах, составьте сочетания слов. Необходимые материалы на столе в конвертах. Одна пара работает у доски.

 

 

-Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика.)

-Какое название можно дать третьему столбику? (Сверху над словами третьего столбика прикрепляется табличка «Слова-признаки» и убираются все таблички данного столбика.)

-Какое название можно дать оставшемуся столбику? (Сверху над словами второго столбика прикрепляется табличка «Вопросы» и убираются все таблички данного столбика.)

На доске: Слова-предметы     Вопросы      Слова-признаки

 

 

 

 

Деятельность обучающихся

-Учились устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками.

-Красивый мальчик, зелёная доска, яркое солнце и т.п.

-Сначала повторим, что знаем.

-Выясним, чего не знаем.

-Вместе найдём способ при помощи которого сможем открыть новое знание.

-С хорошим.

 

 

-С повторения необходимых знаний.

 

 

-Работать должны оба; своё несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает; если не понял, переспроси.

Рисунок солнышка     какое?    яркое         

Рисунок тучи                какая?     серая     

Рисунок дождя            какой?      сильный

Рисунок листьев          какие?       Жёлтые

-Слова, обозначающие предмет.

-Слова, обозначающие признак предмета.

 

-Вопросы.

 

 

 

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Цель для учителя: организовать фиксацию места затруднения.

 Цель для детей: на основе изученного материала, учиться отстаивать свою точку зрения.

Деятельность учителя

-Что показывают вопросы от слова-предмета к слову-признаку?

-Связь между этими словами будем обозначать стрелочкой. От какого слова задаем вопрос?

-Слово-предмет в сочетании слов мы будем обозначать крестиком. К какому слову мы задаём вопрос?

__________________________                                                                                                      х  

-Что у нас получилось?            

-Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения:    

« Красивая в этом году осень.»

-Мы выполняли такие задания?

-Как вы думаете, нам важно научиться находить данные сочетания слов в предложении?

-Поэтому, что вы сейчас должны сделать?

-Выпишите сочетания слов. (Дети самостоятельно выписывают сочетания слов.)

-У кого нет сочетания? Что вы не смогли сделать?

-Кто нашёл, прочитайте свои сочетания.

-Назовите правило, которым вы пользовались.

-Что вы не можете сделать?

-Значит, что у нас возникло?

-Что нужно сделать?

-Какое задание вы поняли?

-Чем пытались пользоваться?

-Где возникло затруднение?

-Как вы думаете, почему мы не можем выписать из предложения сочетания слов-предметов и слов-признаков и доказать, что мы правы?

Деятельность обучающихся

-Связь между этими словами.

 

-От слова-предмета.

-К слову-признаку.

 

 

-Схема.   

 

 

-Нет.

-Да, чтобы чётко видеть связь между словами-предметами и словами-признаками.

-Попробовать выполнить данное задание.

 

 

-Мы не смогли найти сочетания в предложении.

 

 

-Мы не можем назвать правило.

-Затруднение.

-Остановиться и подумать.

-Мы должны найти в предложении словосочетания, подходящие к схеме.

-Полученной схемой.

-В последовательности выделения слов из предложения.

-Мы не знаем способа выбора сочетания слов-предметов, слов-признаков.

3. ЭТАП целеполагания

Цель для учителя: решение учебной задачи и обсуждение проекта решения.

Цель для детей: формировать выводное знание, полученное во время практических исследований.

Деятельность учителя

-Какая перед вами стоит цель?

 

-Как вы сформулируете тему урока?

(Вывести на доску тему урока)

-Как вы думаете с чего надо начать работу по установлению связи слов-предметов и слов-признаков в предложении?

-Что будем делать далее?

-А потом?

Деятельность обучающихся

-Открыть алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков.

-Связь слов-предметов и слов-признаков в предложении.

 

-С прочтения предложения.

-Найдём главное и зависимое слово.

-Попробуем задать вопросы, сделаем вывод.

4. ЭТАП планирования

Цель для учителя: организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Цель для детей: учиться преодолевать затруднения.

Деятельность учителя

-Какой первый шаг?

-Прочитайте предложение. Какой следующий шаг?

-Какое слово называется главным?

-Какое слово называется зависимым?

-Какие слова первоначально надо найти в предложении?

-Найдите это слово.

-Какое слово будет зависимым?

-Поставьте вопрос.

-Подумайте, почему нельзя поставить вопрос от слова «красивая» к слову осень?

-Что обозначает слово «красивая»?

-Что мы обнаружили?

-Запишите эту пару слов, обозначив связь между словами.

Деятельность обучающихся

 -Прочитаем предложение.

-Найдём главное и зависимое слово.

-От которого ставится вопрос.

-Слово, к которому ставится вопрос.

-Слова-предметы.

-«Что?»-осень.

-Слово «красивая».

-Осень «какая?» красивая.

-Слово «красивая» уточняет представление об осени.

-Признак предмета.

-Связь между словом-предметом и словом-признаком.

Ученик фиксирует на доске:  х__какая?_____                                               

                                             осень                   красивая

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Цель для учителя: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи;

Цель для детей: составить алгоритм, учиться находить словосочетания в предложении.

Деятельность учителя

-Вспомните, как мы открывали связь между словом-предметом и словом-признаком и сформулируйте в группах основные шаги по установлению связи.(Смотрю,говорю,записываю)

 

 

 

 

 

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков?

-При помощи чего мы установили эту связь?

-Как мы обозначили эту связь на письме?

-Посмотрите внимательно на доску. Что у нас получилось?

-Мы выполнили поставленную цель?

-Наш алгоритм помог выполнить данное задание?

-Какой можно сделать вывод?

Деятельность обучающихся

Учащиеся совещаются и фиксируют алгоритм.

На доску выводят эталон:

1.Прочитайпредложение.                                                             

2. Найди слово-предмет.                                                             

3. Задай вопрос «какая?» «какой?», «какое?», «какие?».

4. Запиши пару слов и обозначь связь.    ____________

                                                                        х      

-Составить алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков из предложения.  

-Да .

-При помощи вопроса «какая?».        

-Стрелочкой от слова-предмета к слову-признаку.

-Алгоритм нахождения слов-предметов и слов-признаков. 

-Да.  

-Да.

-При помощи нашего алгоритма мы всегда сможем найти в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.                                            

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Цель для учителя: учить применять полученные знания на практике; организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ,закрепить изученные знания, оценить учебную деятельность класса.

 Цель для детей: оценивать результаты своей работы, учебной деятельности, учиться находить словосочетания с помощью алгоритма, уметь фиксировать свои знания-незнания.

Деятельность учителя

-Какой следующий шаг на уроке?

-Выполним упражнение учебника № 73. Прочитаем задание. Каково задание?

-Что поможет нам выполнить это задание?

-Вы пишите сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначаете связь между ними, работая только с первым предложением. (Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием.)

-Предлагаю поиграть в игру «Учитель-ученик». Учащиеся во втором варианте будут учителя, а сидящие в первом варианте, будут  учениками, они выполняют задания, работая с третьим предложением. (Учащиеся работают в парах.)

-Молодцы! Учителя, проверьте, правильно ли выполнили ученики задание.

-Справились с заданием?

-Как проверить?

-Для самостоятельной работы возьмём пятое предложение из упражнения. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях).

-Проверьте свою работу по подробному образцу на доске.

-Критерии оценивания:

Пять плюсов-«молодец»;

Четыре плюса-«хорошо»;

Три плюса-«потренируюсь ещё». Индивидуально спросить тех, кто не оценил свою работу.

-А чём причина?

Какова наша дальнейшая цель?

-Где вы можете это сделать?

Физкультминутка.

-Вы хорошо поработали, а теперь мы немного поиграем. Я составила сочетания слов-предметов и слов-признаков. Если правильно составлено сочетания слов, то вы стоите, а если с ошибкой, то приседаете: голубое небо-стоят

                                             идёт снег-приседают

                                             осеннее день-приседают

                                             осенний погода-приседают

                                             пасмурная осень-стоят

                                             холодный дождь-стоят

                                              красные листья-стоят

                                               солнечное утро-стоят.

-Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано?

Под квадратом слова: КАНИКУЛЫ, ПРОШЛИ, ОСЕННИЕ, НЕДАВНО.

-Что написано?

-Может предложение?

-Как вы думаете, какое задание вас ждёт?

-Составьте предложение.

-Запишите, найдите связь слова-предмета и слова-признака, укажите её графически.

-Кто-нибудь хочет поработать у доски. (Желающий ученик работает у доски с комментированием.

Деятельность обучающихся

-Потренироваться в использовании нового алгоритма.

-Выписать сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними.

-Алгоритм и схема на доске.

 

 

 

 

На доске образец: Слон (какой?) настоящий, живой.

                                   Братик (какой?) новый, рыжий

 

-Да.

-Выполнить самостоятельную работу.

Волк (какой?) серый

В лесу (каком?)густом

Лису (какую?) рыжую

 

 

 

-Не успел, запутался в вопросах.

-Тренироваться в использовании открытого алгоритма.

-При выполнении домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Конечно.

 

 

-Слова.

-Нет, слова не связаны по смыслу.

-Составить предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака.

-Недавно прошли осенние каникулы.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока)

 Цель для учителя: учить оценивать свою учебную деятельность.

Цель для детей: адекватно оценивать свою работу.

Деятельность учителя

-Какую цель ставили на уроке?

 

-Какие шаги учебной деятельности мы выполнили?

 

 

 

-Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности?

-Постройте шкалу и оцените свою работу на уроке.

-Поделитесь с нами, как вы оценили свою работу на уроке. Покажите.

 

_По вашим оценкам я вижу, что мы потрудились хорошо.

Деятельность обучающихся

-Открыть алгоритм нахождения словосочетаний, состоящих из слов-предметов и слов-признаков в предложении.

-Повторили известный материал по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; выполнили пробное действие-выбирали сочетания слов-предметов и слов-признаков в предложении.

-Задавать вопросы, если слова изменены для связи слов в предложении, при повторении и закреплении нового знания. (Учащиеся на полях тетради чертят шкалу и отмечают на ней крестиком.

«Две ладошки»-я активно работал, у меня всё получилось. «Одна ладошка»-я старался, но у меня были затруднения. «Ладошки спрятаны»-мне трудно было самостоятельно выполнять эту работу.

8 ЭТАП Домашнее задание.  Цель для учителя: выяснить затруднения и скорректировать выполнение домашнего задания.

Цель для детей: проанализировать свои знания, применить их на практике.

1. Если активно работали на уроке и у вас всё получилось, то из любой сказки А. С. Пушкина выписать предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака и указать её графически.

2. Если вы старались, но у вас были затруднения, выполнить упражнение №59, с. 29 «Дидактического материала».

3. Если вам трудно выполнить работу самостоятельно, то необходимо вновь вернуться к записям в тетрадях, прочитать и пересказать маме или папе, затем выполнить упражнение № 72, с. 56 учебника.