Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра начального образования
Схема-урок
по русскому языку.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Выполнил: слушатель по программе № 203
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №8» г. Урюпинска
Епихина Ольга Сергеевна
Проверил:
Тимко Светлана Леонидовна, методист.
Волгоград – 2014
Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. 2класс.
Тема урока |
Связь слов , отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» и слов , отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» в предложении. |
||||
Цель урока |
Создать условия для представления о словах ,отвечающих на вопросы «кто?» , «что?» , и словах , отвечающих на вопросы «какой?» , «какая?», «какое?» , «какие?» ,способствовать формированию умения находить в предложении данные слова и устанавливать связь между ними. Создать условия для формирования мыслительных операций : анализ , сравнение , обобщение , умение работать по алгоритму; способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, коммуникативных умений, способствовать воспитанию познавательного интереса, веры в свои силы. Способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь. |
||||
Задачи |
Образовательная: дать определение понятию связь слов-предметов и слов-признаков; научить распознавать главное и зависимое слова; научить определять связь слов-предметов и слов-признаков. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать материал; продолжить формирование орфографической зоркости. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку. |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Правильно ставят вопросы к словам в предложении (кто? ,что? ,какой? ,какая? ,какое? ,какие?) ,находят главное и зависимое слово. |
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: доносят свою позицию до других ,владеют приёмами монологической и диалогической речи |
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Проявляют интерес к изучению учебного процесса. |
|||
Решаемые учебные проблемы |
Находить в предложении слова-предметы и относящиеся к ним слова-признаки по вопросам, устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками. |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Слова-предметы ,слова-признаки ,главное слово ,зависимое слово. |
||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Ноутбук ,проектор. |
||||
Образовательные интернет-ресурсы |
|
||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Цель для учителя: создать осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности; актуализировать знания учащихся; организовать деятельность, достаточную для операции построения новых знаний: анализа, синтеза, классификации. Цель для детей: дать возможность подготовиться к продуктивной работе; продемонстрировать актуализацию знания в письме и устной речи.
|
|||||
Деятельность учителя -Чему был посвящен прошлый урок? -Приведите примеры. -Сегодня мы продолжим работу. Как мы будем работать? -Наш следующий шаг в познании? -Как поступим дальше?
-С каким настроением вы примитесь за работу? -Почему важно приступить к работе с хорошим настроением? -Улыбнитесь друг другу! В путь! -С чего начнём работу? _Я приготовила вам сюрприз. Посмотрите на доску. (На доске карточки в разбросанном виде.) -Предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила такой работы. -Помогая друг другу в парах, составьте сочетания слов. Необходимые материалы на столе в конвертах. Одна пара работает у доски.
-Какое название можно дать первому столбику? (Сверху над словами первого столбика прикрепляется табличка «Слова-предметы» и убираются все рисунки данного столбика.) -Какое название можно дать третьему столбику? (Сверху над словами третьего столбика прикрепляется табличка «Слова-признаки» и убираются все таблички данного столбика.) -Какое название можно дать оставшемуся столбику? (Сверху над словами второго столбика прикрепляется табличка «Вопросы» и убираются все таблички данного столбика.) На доске: Слова-предметы Вопросы Слова-признаки
|
Деятельность обучающихся -Учились устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками. -Красивый мальчик, зелёная доска, яркое солнце и т.п. -Сначала повторим, что знаем. -Выясним, чего не знаем. -Вместе найдём способ при помощи которого сможем открыть новое знание. -С хорошим.
-С повторения необходимых знаний.
-Работать должны оба; своё несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает; если не понял, переспроси. Рисунок солнышка какое? яркое Рисунок тучи какая? серая Рисунок дождя какой? сильный Рисунок листьев какие? Жёлтые -Слова, обозначающие предмет. -Слова, обозначающие признак предмета.
-Вопросы.
|
||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации Цель для учителя: организовать фиксацию места затруднения. Цель для детей: на основе изученного материала, учиться отстаивать свою точку зрения. |
|||||
Деятельность учителя -Что показывают вопросы от слова-предмета к слову-признаку? -Связь между этими словами будем обозначать стрелочкой. От какого слова задаем вопрос? -Слово-предмет в сочетании слов мы будем обозначать крестиком. К какому слову мы задаём вопрос? __________________________ х -Что у нас получилось? -Используя данную схему как образец, попробуйте найти подобное сочетание слов из предложения: « Красивая в этом году осень.» -Мы выполняли такие задания? -Как вы думаете, нам важно научиться находить данные сочетания слов в предложении? -Поэтому, что вы сейчас должны сделать? -Выпишите сочетания слов. (Дети самостоятельно выписывают сочетания слов.) -У кого нет сочетания? Что вы не смогли сделать? -Кто нашёл, прочитайте свои сочетания. -Назовите правило, которым вы пользовались. -Что вы не можете сделать? -Значит, что у нас возникло? -Что нужно сделать? -Какое задание вы поняли? -Чем пытались пользоваться? -Где возникло затруднение? -Как вы думаете, почему мы не можем выписать из предложения сочетания слов-предметов и слов-признаков и доказать, что мы правы? |
Деятельность обучающихся -Связь между этими словами.
-От слова-предмета. -К слову-признаку.
-Схема.
-Нет. -Да, чтобы чётко видеть связь между словами-предметами и словами-признаками. -Попробовать выполнить данное задание.
-Мы не смогли найти сочетания в предложении.
-Мы не можем назвать правило. -Затруднение. -Остановиться и подумать. -Мы должны найти в предложении словосочетания, подходящие к схеме. -Полученной схемой. -В последовательности выделения слов из предложения. -Мы не знаем способа выбора сочетания слов-предметов, слов-признаков. |
||||
3. ЭТАП целеполагания Цель для учителя: решение учебной задачи и обсуждение проекта решения. Цель для детей: формировать выводное знание, полученное во время практических исследований. |
|||||
Деятельность учителя -Какая перед вами стоит цель?
-Как вы сформулируете тему урока? (Вывести на доску тему урока) -Как вы думаете с чего надо начать работу по установлению связи слов-предметов и слов-признаков в предложении? -Что будем делать далее? -А потом? |
Деятельность обучающихся -Открыть алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков. -Связь слов-предметов и слов-признаков в предложении.
-С прочтения предложения. -Найдём главное и зависимое слово. -Попробуем задать вопросы, сделаем вывод. |
||||
4. ЭТАП планирования Цель для учителя: организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Цель для детей: учиться преодолевать затруднения. |
|||||
Деятельность учителя -Какой первый шаг? -Прочитайте предложение. Какой следующий шаг? -Какое слово называется главным? -Какое слово называется зависимым? -Какие слова первоначально надо найти в предложении? -Найдите это слово. -Какое слово будет зависимым? -Поставьте вопрос. -Подумайте, почему нельзя поставить вопрос от слова «красивая» к слову осень? -Что обозначает слово «красивая»? -Что мы обнаружили? -Запишите эту пару слов, обозначив связь между словами. |
Деятельность обучающихся -Прочитаем предложение. -Найдём главное и зависимое слово. -От которого ставится вопрос. -Слово, к которому ставится вопрос. -Слова-предметы. -«Что?»-осень. -Слово «красивая». -Осень «какая?» красивая. -Слово «красивая» уточняет представление об осени. -Признак предмета. -Связь между словом-предметом и словом-признаком. Ученик фиксирует на доске: х__какая?_____ осень красивая |
||||
5 ЭТАП "Открытие" нового знании. Цель для учителя: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи; Цель для детей: составить алгоритм, учиться находить словосочетания в предложении. |
|||||
Деятельность учителя -Вспомните, как мы открывали связь между словом-предметом и словом-признаком и сформулируйте в группах основные шаги по установлению связи.(Смотрю,говорю,записываю)
-Какую цель вы перед собой ставили? -Мы смогли найти связь слов-предметов и слов-признаков? -При помощи чего мы установили эту связь? -Как мы обозначили эту связь на письме? -Посмотрите внимательно на доску. Что у нас получилось? -Мы выполнили поставленную цель? -Наш алгоритм помог выполнить данное задание? -Какой можно сделать вывод? |
Деятельность обучающихся Учащиеся совещаются и фиксируют алгоритм. На доску выводят эталон: 1.Прочитайпредложение. 2. Найди слово-предмет. 3. Задай вопрос «какая?» «какой?», «какое?», «какие?». 4. Запиши пару слов и обозначь связь. ____________ х -Составить алгоритм выбора сочетания слов-предметов и слов-признаков из предложения. -Да . -При помощи вопроса «какая?». -Стрелочкой от слова-предмета к слову-признаку. -Алгоритм нахождения слов-предметов и слов-признаков. -Да. -Да. -При помощи нашего алгоритма мы всегда сможем найти в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними. |
||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. Цель для учителя: учить применять полученные знания на практике; организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ,закрепить изученные знания, оценить учебную деятельность класса. Цель для детей: оценивать результаты своей работы, учебной деятельности, учиться находить словосочетания с помощью алгоритма, уметь фиксировать свои знания-незнания. |
|||||
Деятельность учителя -Какой следующий шаг на уроке? -Выполним упражнение учебника № 73. Прочитаем задание. Каково задание? -Что поможет нам выполнить это задание? -Вы пишите сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначаете связь между ними, работая только с первым предложением. (Несколько учащихся выходят к доске по цепочке и выполняют задание с комментированием.) -Предлагаю поиграть в игру «Учитель-ученик». Учащиеся во втором варианте будут учителя, а сидящие в первом варианте, будут учениками, они выполняют задания, работая с третьим предложением. (Учащиеся работают в парах.) -Молодцы! Учителя, проверьте, правильно ли выполнили ученики задание. -Справились с заданием? -Как проверить? -Для самостоятельной работы возьмём пятое предложение из упражнения. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях). -Проверьте свою работу по подробному образцу на доске. -Критерии оценивания: Пять плюсов-«молодец»; Четыре плюса-«хорошо»; Три плюса-«потренируюсь ещё». Индивидуально спросить тех, кто не оценил свою работу. -А чём причина? Какова наша дальнейшая цель? -Где вы можете это сделать? Физкультминутка. -Вы хорошо поработали, а теперь мы немного поиграем. Я составила сочетания слов-предметов и слов-признаков. Если правильно составлено сочетания слов, то вы стоите, а если с ошибкой, то приседаете: голубое небо-стоят идёт снег-приседают осеннее день-приседают осенний погода-приседают пасмурная осень-стоят холодный дождь-стоят красные листья-стоят солнечное утро-стоят. -Посмотрите, на доске есть ещё белый квадрат, хотите узнать, что там спрятано? Под квадратом слова: КАНИКУЛЫ, ПРОШЛИ, ОСЕННИЕ, НЕДАВНО. -Что написано? -Может предложение? -Как вы думаете, какое задание вас ждёт? -Составьте предложение. -Запишите, найдите связь слова-предмета и слова-признака, укажите её графически. -Кто-нибудь хочет поработать у доски. (Желающий ученик работает у доски с комментированием. |
Деятельность обучающихся -Потренироваться в использовании нового алгоритма. -Выписать сочетания слов-предметов и слов-признаков и обозначить связь между ними. -Алгоритм и схема на доске.
На доске образец: Слон (какой?) настоящий, живой. Братик (какой?) новый, рыжий
-Да. -Выполнить самостоятельную работу. Волк (какой?) серый В лесу (каком?)густом Лису (какую?) рыжую
-Не успел, запутался в вопросах. -Тренироваться в использовании открытого алгоритма. -При выполнении домашнего задания.
-Конечно.
-Слова. -Нет, слова не связаны по смыслу. -Составить предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака. -Недавно прошли осенние каникулы. |
||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) Цель для учителя: учить оценивать свою учебную деятельность. Цель для детей: адекватно оценивать свою работу. |
|||||
Деятельность учителя -Какую цель ставили на уроке?
-Какие шаги учебной деятельности мы выполнили?
-Какие были трудности и на каком шаге учебной деятельности? -Постройте шкалу и оцените свою работу на уроке. -Поделитесь с нами, как вы оценили свою работу на уроке. Покажите.
_По вашим оценкам я вижу, что мы потрудились хорошо. |
Деятельность обучающихся -Открыть алгоритм нахождения словосочетаний, состоящих из слов-предметов и слов-признаков в предложении. -Повторили известный материал по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; выполнили пробное действие-выбирали сочетания слов-предметов и слов-признаков в предложении. -Задавать вопросы, если слова изменены для связи слов в предложении, при повторении и закреплении нового знания. (Учащиеся на полях тетради чертят шкалу и отмечают на ней крестиком. «Две ладошки»-я активно работал, у меня всё получилось. «Одна ладошка»-я старался, но у меня были затруднения. «Ладошки спрятаны»-мне трудно было самостоятельно выполнять эту работу. |
||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Цель для учителя: выяснить затруднения и скорректировать выполнение домашнего задания. Цель для детей: проанализировать свои знания, применить их на практике. 1. Если активно работали на уроке и у вас всё получилось, то из любой сказки А. С. Пушкина выписать предложение, найти связь слова-предмета и слова-признака и указать её графически. 2. Если вы старались, но у вас были затруднения, выполнить упражнение №59, с. 29 «Дидактического материала». 3. Если вам трудно выполнить работу самостоятельно, то необходимо вновь вернуться к записям в тетрадях, прочитать и пересказать маме или папе, затем выполнить упражнение № 72, с. 56 учебника. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.