Конспект урока с использованием ИКТ-технологий Тема: «Формирование культурного пространства единого Российского государства»

  • docx
  • 19.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !!!. Формирование культурного пространства единого Российского государства.docx

Приложение

 

Конспект урока с использованием ИКТ-технологий

 

Тема: «Формирование культурного пространства  единого Российского государства»  

Цели и задачи:

Ø  Сформировать у  учащихся представление о творчестве Андрея Рублева, Аристотеля Фиораванти.

Ø  Вызвать у школьников чувство восхищения перед произведениями искусства XV века.

Ø  Устанавливать аналогии, классифицировать; строить логические рассуждения; на основе текстов выстраивать логические схемы; делать выводы.

Проверка домашнего задания: § 26 (пересказ; составить словарик в алфавитном порядке иностранных современников Ивана III; презентация «История одного русского монастыря XV века»).

Максим Горький говорил о русском народе, что «никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях».

В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Что же этому способствовало?

Задание № 1. Прочитайте пункт 1 «Изменения восприятия мир» § 27, определите и выпишите в тетрадь факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

Ø  Регулярное общение с западноевропейскими странами.

Ø  Знакомство с культурой, традициями, бытом, модой стран Западной Европы.

Ø  Возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран.

Ø  Князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой.

Ø  Укрепление авторитета православной веры.  

В XV столетии складывается единая русская национальная культура.

Задание № 2. Прочитайте пункт 2 «Особенности русской культуры  XV – начала XVI в.» § 27, определите и запишите в тетрадь  особенности развития русской культуры в данный период времени.

Ø  Сглаживание местных культурных различий;

Ø  Использование достижений жителей русских земель и других народов;

Ø  Расширение круга тем (вопросов);

Ø  Главная тема – укрепление  мощи Русского государства;

Ø  Интерес к семье, внутреннему миру человека;

Ø  Заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

В это время в Московском государстве зарождается теория о первенстве Москвы в православном мире. Эта теория получила название «Москва – Третий Рим», автором которой был монах псковского монастыря Филофей. Он считал, что всемирная история знает две великие империи. Первая, Римская, пала под ударами варваров, передав свет Христова учения Византии. Византия пошла на союз с католиками и тоже пала под натиском мусульман. Третьей хранительницей и опорой православия стала Москва – считал Филофей. «Третий Рим стоит, а четвертому не бывать!» - писал Филофей. Тем самым обосновывалось лидерство России  в христианском мире и ее притязания на роль великой державы в международных отношениях.

В XV веке возрождается общерусское летописание:

Ø  1408 г. – Первая (Троицкая) летопись составлена в Москве. Главная идея – единство Руси.

Ø  1418 г. – Новая Московская летопись. Главная идея – обоснование необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси.

Ø  1479 г. – самая известная Московская летопись. Главная идея - государственное единство и сильная центральная власть.

В период формирования единого Русского государства было создано несколько замечательных художественных произведений.

Задание № 3. Прочитайте пункт 4 «Литература» § 27 и выпишите в тетрадь жанры литератур (с примерами и главной мыслью произведений) в XV веке. (Поэмы. «Задонщина», автор – Сафоний Рязанец. Главная мысль – восхваление главных героев Куликовской битвы – Дмитрия Донского и Владимира Храброго; скорбь по погибшим героям. Воинская повесть. «Сказание о Мамаевом побоище». Главная идея – осуждение Мамая, восхваление Дмитрия Донского, восхищение подвигом русских воинов. Летописная повесть «О Куликовской битве» - призыв к единству русских людей. Хождения (т.е. путевые заметки). «Хождение за три моря», автор Афанасий Никитин. Описание быта, религии и культуры Индии. Жития святых. «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» - автор Епифаний Премудрый. Описание духовных подвигов русских святых).

Особое положение Москвы как резиденции «великого князя всея Руси» потребовало соответствующего изменения ее облика. Москва становится центром русского зодчества. В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Новое направление в московской архитектуре — стремление к созданию устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

Для строительства главного Успенского собора столицы Иваном III                     в 1475 г. был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти. Успенский собор был завершен в 1479 году. На центральной площади Московского Кремля поднялся величе­ственный белоснежный собор.  В этом соборе венчали на царство русских князе, избирали глав русской церкви.

Не менее замечательным памятником русского зодчества стал Благовещенский собор, (1484 – 1489 гг.) возведенный псковскими зодчими. Он построен был на великокняжеском дворе и являлся домовой церковью великого князя. При строительстве собора зодчие использова­ли мастерство различных архитектурных школ Руси.

В 1420 – х гг. был построен каменный Спасский собор Андронникова монастыря. Ныне это – старейшее из сохранившихся зданий Москвы.

Крупное строительство велось и в Новгороде. В 1433 году немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

Великолепными образцами каменного зодчества XV века являются Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице – Сергиевой Лавры, Рождественнский собор Саввино – Сторожевского монастыря. Все они несут яркие черты неповторимого стиля московской архитектуры.

На рубеже XV – XVI веков   в Москве складывается русская национальная школа живописи. Этот период считают наивысшим расцветом древнерусской иконописи. К этому времени относится творчество гениального иконописца Андрея Рублева (1360 – 1430 гг.)

Формирование Андрея Рублева проходило в благотворном окруже­нии многих выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего в общении с Сергием Радонежским, в память о котором художник создал свою бессмертную «Троицу».

«Троица» была написана для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. Она изображает трех ангелов, составляющих новозаветную Троицу: Бога Отца,  Бога Сына и Бога Ду­ха Святого. Сюжетом иконы является библейский рассказ о приеме и угощении старцем Авраамом и его женой Сарой под дубом трех путников, в облике которых предстала пред людьми триеди­ная сущность Бога-Творца. В благодарность за хлебосольство странники предсказали Аврааму рождение долгожданного ребенка — сына Исаака. Иллюстрируя этот текст, многие мастера обращали внимание на его подробную интерпретацию; нередко на иконе изображены Авра­ам, Сара, даже слуга, закалывающий тельца, предназначенного для угощения таинственных путников. Андрей Рублев переосмыслил вет­хозаветное предание с позиций Нового Завета и подверг иконографический тип «Троицы» радикальному изменению. Икона полностью освобождена от бытовых подробностей. Все действие сосредоточено на трех ангелах, расположившихся полукругом перед чашей с головой тельца — символа жертвы Иисуса Христа. Странники ведут неслышимую беседу о неизбежной смерти на кресте Сына, посланного Отцом иску­пить грехи человеческие. Левый и центральный ангелы благословляют эту жертву, показывая двумя перстами на евхаристическую чашу, скло­няя головы перед страданиями, предваряющими торжество любви. Руб­леву удалось почти невозможное – воплотить в художественной форме образ Троицы как единого целого, явленной людям для обретения веч­ной жизни.

В 1408 г. Андрей Рублев вместе с Дании­лом Черным расписал  Успенский собор во Владимире. Из дошедших до нас фресок лучше всего сохранилось изображение  «Страшный суд». Перед художниками стояла очень сложная за­дача — воплотить многообразный сюжет не на ровной поверхности, а на сводах, арках и стол­бах, составляющих три нефа западной части пространства собора. Они блестяще справи­лись с этой задачей, создав удивительно цель­ную композицию, в центре которой — Иисус Христос. Самое же примечатель­ное, что мастера изобразили не картину воз­мездия и гнева, а конечное торжество справедливости и добра как закономерный итог зем­ного бытия, выстраданного человечеством.

Кисти Андрея Рублева принадлежит икона «Спаса»,  которая была найдена в Звенигороде.

Создание единого русского государства, избавление от ордынского ига привели к формированию национальной русской культуры, к культурному взлету России.

Домашнее задание: повторить §§ 1 – 27, записи в тетради.