КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 167-168
Сфера, шар и их элементы. Площадь поверхности сферы.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 24.05.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
Цель урока:
рассмотреть понятия «сфера» и «шар», выяснить их сходства и различия, познакомиться с формулами площади сферы и объёма круга. Рассмотреть примеры сферы и шара, которые можно встретить в окружающем мире.
Задачи урока:
1. образовательные:
познакомить учащихся с шаром и сферой, их элементами и свойствами; с формулами объёма шара и площади сферы; научиться применять формулы при решении задач.
2. развивающие:
развивать познавательную деятельность, умение применять имеющиеся знания к решению задач, формировать активность и самостоятельность учащихся, добывая знания из различных источников; развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях; развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы.
3. воспитательные:
обеспечить эстетику урока; прививать умение рационально использовать учебное время; способствовать созданию взаимопомощи, сотрудничества;
воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения; научить понимать важность изучаемой темы; воспитывать ответственность, самоконтроль.
2.2 Результаты обучения:
1) Вычислять площади боковой и полной поверхности тел вращения.
2.3 Критерии оценки:
1)Применяет формулы площади боковой поверхности тел вращения при решении задач;
2) Применяет формулы площади полной поверхности тел вращения при решении задач.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Повторим определения окружности и круга, радиуса и диаметра окружности. - Что изображено? - Чем является точка О? - Что такое окружность? - Окружность – это множество всех точек на плоскости, равноудалённых от одной точки, называемой центром окружности. - Чем являются отрезки ОА и ВЕ? - ОА – радиус окружности, ВЕ – диаметр. - Что такое радиус и диаметр окружности? - Радиус окружности – это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой. Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка. Он равен двум радиусам. - Какая фигура получится, если закрасим окружность? - Круг представляет собой не только окружность, которая является его границей, но и то бесконечное число точек, находящихся внутри этой окружности.
|
Презентация
|
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
Рассмотрим понятия сферы и шара. Нас окружают различные тела. Формы предметов окружающего мира очень разнообразны. Среди них встречаются так называемые «круглые тела». Особое место среди круглых тел занимает шар. Шар – это геометрическое тело. Форму, близкую к форме шара, имеют арбуз, апельсин, планеты. Некоторые архитектурные сооружения. Декоративным растениям также придают форму шара. Поверхность шара называют сферой. Можно сказать, что сфера – это как-бы оболочка или граница шара. Как окружность, есть граница круга, так и сфера – это граница шара. Представление о сфере дают полые круглые предметы, например, футбольный и теннисный мяч, мыльные пузыри или, ставший в наше время популярным видом отдыха, «аквазорбинг». Зорб дает представление о сфере. Чтобы уяснить разницу между понятиями шар и сфера, давайте внимательно посмотрим на рисунок.
Перед вами изображены воздушный шар и бильярдный шар. Оба этих предмета называют шарами. Однако в первом случае мы имеем дело со сферой, а во втором с полноценным шаром со своим содержимым внутри. Определение. Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
Данная точка называется центром сферы, а данное расстояние – радиусом сферы. Любой отрезок, соединяющий центр сферы с какой-либо ее точкой, также называется радиусом сферы. Отрезок, соединяющий две точки сферы, называется хордой сферы. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр, называется диаметром сферы. Понятно, что . Тело, ограниченное сферой, называется шаром. Определение. Шар – это совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного. Центр, радиус и диаметр сферы называются также центром, радиусом и диаметром шара. Т.е. отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам. Рассмотрим чертеж.
Перед нами математическое изображение шара. Точка О – это центр шара. Все точки поверхности шара одинаково удалены от центра шара. Понятно, что шар радиуса r с центром О содержит все точки пространства, расположенные от точки О на расстоянии, не превышающем r (включая саму точку О), и не содержит других точек. Хотелось бы обратить внимание на то, что шар может быть получен путем вращения полукруга вокруг его диаметра. При этом сфера образуется в результате вращения полуокружности. Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что . В отличие от боковых поверхностей цилиндра и конуса сферу нельзя развернуть так, чтобы получилась плоская фигура.
Поэтому для сферы не подходит способ вычисления площади с помощью развертки. Вопрос о том, что понимать под площадью сферы и как ее вычислять, мы будем подробно рассматривать в курсе стереометрии в одиннадцатом классе.
Сейчас только отметим, что для площади S сферы радиуса r получается формула: . Если шар разрезать, то фигура, образованная на срезе, есть круг.
Сам же срез называют сечением. В свою очередь, сечение сферы плоскостью есть окружность. Немного из истории. Оба слова «шар» и «сфера» происходят от греческого слова «сфайра» – мяч, шар. В древности сфера и шар были в большом почете. Пифагорейцы учили о существовании десяти сфер Вселенной, по которым якобы двигаются небесные тела. Они утверждали, что расстояние этих тел друг от друга пропорциональны интервалам музыкальной гаммы. В этом усматривали элементы мировой гармонии. Отсюда пошло выражение «музыка сферы». Аристотель считал, что шарообразная форма, как наиболее совершенная, свойственна Солнцу, Земле, Луне и всем мировым телам. Так же он полагал, что Земля окружена рядом концентрических сфер.
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
|
Закрепление. 1. Выберите верное утверждение: А) Сфера - поверхность, состоящая из точки пространства, расположенной в центре. В) Сфера - поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. С) Сфера - многогранник, состоящий из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. Д) Сфера - поверхность, состоящая из точек пространства,
расположенных на определённом расстоянии от данной точки. А) Шар - отрезок, ограниченный сферой. В) Шар - тело, ограниченное многоугольником. С) Шар - тело, ограниченное сферой. Д) Шар - поверхность, ограниченная многоугольником. Решение:
(м3) (м2) Ответ: , .
|
Презентация
|
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Решить задачи. |
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
30 |
2. |
Решить задачи. |
70 |
Задачи:
1. Найти объём шара, если радиус равен 2 см.
2. Найти площадь сферы, если радиус равен 5/8дм.
3. Найти радиус и площадь поверхности шара, если его объём равен 113,04см3.
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.