Конспект урока Сфера. Шар
Оценка 4.6

Конспект урока Сфера. Шар

Оценка 4.6
docx
04.06.2021
Конспект урока Сфера. Шар
Урок 167-168 Сфера. Шар.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 167-168

Сфера, шар и их элементы. Площадь поверхности сферы.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 24.05.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Цель урока:

рассмотреть понятия «сфера» и «шар», выяснить их сходства и различия, познакомиться с формулами площади сферы и объёма круга. Рассмотреть примеры сферы и шара, которые можно встретить в окружающем мире.

Задачи урока:

1.      образовательные:

познакомить учащихся с шаром и сферой, их элементами и свойствами; с формулами объёма шара и площади сферы; научиться применять формулы при решении задач.

2.    развивающие: 

развивать познавательную деятельность, умение применять имеющиеся знания к решению задач, формировать  активность и самостоятельность учащихся, добывая знания из различных источников; развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях; развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы.

3.   воспитательные: 

обеспечить эстетику урока; прививать умение рационально использовать учебное время; способствовать созданию взаимопомощи, сотрудничества;

воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения; научить понимать  важность изучаемой темы; воспитывать ответственность, самоконтроль.

2.2  Результаты обучения:

1) Вычислять площади боковой и полной поверхности тел вращения.

2.3 Критерии оценки:

1)Применяет формулы площади боковой поверхности тел вращения  при решении задач;

2) Применяет формулы площади полной поверхности тел вращения  при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Повторим определения окружности и круга, радиуса и диаметра окружности.

hello_html_fb2a857.gif- Что изображено?

- Чем является точка О?

- Что такое окружность?

- Окружность – это множество всех точек на плоскости, равноудалённых от одной точки, называемой центром окружности.

- Чем являются отрезки ОА и ВЕ?

- ОА – радиус окружности, ВЕ – диаметр.

- Что такое радиус и диаметр окружности?

- Радиус окружности – это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой.

Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка. Он равен hello_html_ma1ad184.gifдвум радиусам.

- Какая фигура получится, если закрасим окружность?

- Круг представляет собой не только окружность, которая является его границей, но и то бесконечное число точек, находящихся внутри этой окружности.

 

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Рассмотрим понятия сферы и шара. Нас окружают различные тела. Формы предметов окружающего мира очень разнообразны. Среди них встречаются так называемые «круглые тела». Особое место среди круглых тел занимает шар.

Шар – это геометрическое тело. Форму, близкую к форме шара, имеют арбуз, апельсин, планеты. Некоторые архитектурные сооружения.

Декоративным растениям также придают форму шара.

Поверхность шара называют сферой. Можно сказать, что сфера – это как-бы оболочка или граница шара. Как окружность, есть граница круга, так и сфера – это граница шара. Представление о сфере дают полые круглые предметы, например, футбольный и теннисный мяч, мыльные пузыри или, ставший в наше время популярным видом отдыха, «аквазорбинг». Зорб дает представление о сфере.

Чтобы уяснить разницу между понятиями шар и сфера, давайте внимательно посмотрим на рисунок.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image004.jpg

Перед вами изображены воздушный шар и бильярдный шар. Оба этих предмета называют шарами. Однако в первом случае мы имеем дело со сферой, а во втором с полноценным шаром со своим содержимым внутри.

Определение. Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image005.jpg

Данная точка называется центром сферы, а данное расстояние – радиусом сферы.

Любой отрезок, соединяющий центр сферы с какой-либо ее точкой, также называется радиусом сферы.

Отрезок, соединяющий две точки сферы, называется хордой сферы.

Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр, называется диаметром сферы. Понятно, что https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image006.png.

Тело, ограниченное сферой, называется шаром.

Определение. Шар – это совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного.

Центр, радиус и диаметр сферы называются также центром, радиусом и диаметром шара. Т.е. отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара.

Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам.

Рассмотрим чертеж.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image007.jpg

Перед нами математическое изображение шара. Точка О – это центр шара. Все точки поверхности шара одинаково удалены от центра шара. Понятно, что шар радиуса r с центром О содержит все точки пространства, расположенные от точки О на расстоянии, не превышающем r (включая саму точку О), и не содержит других точек.

Хотелось бы обратить внимание на то, что шар может быть получен путем вращения полукруга вокруг его диаметра. При этом сфера образуется в результате вращения полуокружности.

Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image008.png.

В отличие от боковых поверхностей цилиндра и конуса сферу нельзя развернуть так, чтобы получилась плоская фигура.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image009.jpg

Поэтому для сферы не подходит способ вычисления площади с помощью развертки.

Вопрос о том, что понимать под площадью сферы и как ее вычислять, мы будем подробно рассматривать в курсе стереометрии в одиннадцатом классе.

 

Сейчас только отметим, что для площади S сферы радиуса r получается формула: https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image010.png.

Если шар разрезать, то фигура, образованная на срезе, есть круг.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image011.jpg

Сам же срез называют сечением. В свою очередь, сечение сферы плоскостью есть окружность.

Немного из истории. Оба слова «шар» и «сфера» происходят от греческого слова «сфайра» – мяч, шар.

В древности сфера и шар были в большом почете.

Пифагорейцы учили о существовании десяти сфер Вселенной, по которым якобы двигаются небесные тела. Они утверждали, что расстояние этих тел друг от друга пропорциональны интервалам музыкальной гаммы. В этом усматривали элементы мировой гармонии. Отсюда пошло выражение «музыка сферы».

Аристотель считал, что шарообразная форма, как наиболее совершенная, свойственна Солнцу, Земле, Луне и всем мировым телам. Так же он полагал, что Земля окружена рядом концентрических сфер.

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

1. Выберите верное утверждение:

А) Сфера -  поверхность, состоящая из точки пространства, расположенной в центре.

В) Сфера -  поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.

С) Сфера -  многогранник, состоящий из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.

Д) Сфера - поверхность, состоящая из точек пространства, расположенных на определённом расстоянии от данной точки.
2. Выберите верное утверждение:

А) Шар -  отрезок, ограниченный сферой.

В) Шар -  тело, ограниченное многоугольником.

С) Шар -  тело, ограниченное сферой.

Д) Шар -  поверхность, ограниченная многоугольником.
Задача. Найдите объем шара и площадь сферы с радиусом 2 метра. Число 
π»3.

Решение:

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image014.jpg

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image015.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image016.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image017.png https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image018.png (м3)

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image019.png (м2)

Ответ: https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image020.pnghttps://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/52-sfiera-i-shar.files/image021.png.

 

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Решить задачи.

Карточка-задание

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

30

2.       

Решить задачи.

70

Задачи:

1.      Найти объём шара, если радиус равен 2 см.

2.      Найти площадь сферы, если радиус равен 5/8дм.

3.      Найти радиус и площадь поверхности шара, если его объём равен 113,04см3.

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Заплани- рованные этапы урока, время

Заплани- рованные этапы урока, время

Представление о сфере дают полые круглые предметы, например, футбольный и теннисный мяч, мыльные пузыри или, ставший в наше время популярным видом отдыха, «аквазорбинг»

Представление о сфере дают полые круглые предметы, например, футбольный и теннисный мяч, мыльные пузыри или, ставший в наше время популярным видом отдыха, «аквазорбинг»

Перед нами математическое изображение шара

Перед нами математическое изображение шара

Середина урока https :// drive

Середина урока https :// drive

Домашнее задание Оценочный лист: №

Домашнее задание Оценочный лист: №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021