Технологическая карта урока
ФИО учителя: Куцепина Екатерина Александровна
Место работы: МОУ «Школа-гимназия «№6»
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир-М. Вентана-Граф,2013
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: Изучение нового материала
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: Формировать интерес к познавательной деятельности через решение творческих заданий; развивать умение выстраивать аргументацию; вырабатывать критичность мышления (повышать уровень осмысленности процесса обучения учащимися)
- метапредметные: Формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом; создать условия для обмена знаниями между учащимися группы, применять дедуктивные способы рассуждения; развивать умение анализировать информацию, представленную в тексте заданий
- предметные: Вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; продолжить работу по формированию навыков выполнять ранее изученные действия с дробями; развивать навыки применения рациональных способов сложения и вычитания десятичных дробей
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин) |
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся. Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. В какой большой теме мы сейчас с вами работаем? Что мы умеем делать с десятичными дробями? |
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Десятичные дроби. Записывать, сравнивать, округлять. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: планирование.
|
|
Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (5мин) |
Устная работа. Корректирует высказывания учащихся.
Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет? Почему возникли затруднения?
Так что нам нужно еще узнать , чтобы решить третью задачу? Так какова цель нашего урока, чему мы должны научиться
Историческая справка.
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. |
Анализируя полученное задание, выполняют его , применяя и проговаривая соответствующие правила
Составляют план решения задач, определяют какие математические действия Составляют план решения задач, определяют какие математические действия им понадобятся в ходе решения задач и придут к выводу, что они не умеют складывать и вычитать десятичные дроби ( мы не можем решить третью задачу) Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Цель урока открыть для себя правило, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные третьей
Попасть в тяжелое, трудное положение |
1.Сравните десятичные дроби: а)7,025 и 7,046; б)23,402 и 23,4; в)0,742 и 0,74189; г)6,081 и 6,04; д)94,075 и 94,938.(слайд1). 2.Смекалкин приготовился выполнять задание на сравнение десятичных дробей и переписал несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак «больше» или «меньше». Вдруг он нечаянно уронил тетрадь на мокрый пол. Записи размазались, и некоторые цифры стало невозможно разобрать. Вот что получилось: а)4,3** и 4,7**; б)**,412 и *,9*; в)0,742 и 0,741**; г)*,*** и **,**; д)95,0** и *4,*3*. (слайд 2) Разглядывая эти подпорченные записи, Смекалкин догадался, как дать обоснованный ответ, не зная размазанных цифр. Поставьте и вы нужные знаки между числами. Ответ объясните. 3.1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения. 3.2 На платье для первой куклы израсходовали 6/25 м ткани, а на платье для второй куклы на 2/25 м меньше. Сколько м. ткани израсходовали на оба платья. 3.3. С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка(слайд 3) |
Личностные: самоопределение Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; осознанное применение алгоритма сравнения десятичных дробей Коммуникативные: оценка ответов одноклассников Регулятивные: целеполагание. |
Построение проекта выхода из затруднения.(5мин) |
Предлагаю вам найти выход из затруднения. Для этого мы разделимся на группы. Вы получите блоки алгоритма, проанализируете их и наклеите по порядку на альбомный лист, а затем сравните его с данным в учебнике. Выполните предложенное задание. |
Дети рассаживаются по группам. Составляют алгоритм. Работают с учебником.
Приступают к выполнению задания |
Задание: 95,3+16,87 (слайд 4) |
Личностные: самоопределение Регулятивные: планирование, оценка волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: планирование,постановка вопросов; Познавательные:логические; самостоятельное создание способов решения проблемы |
Реализация построенного проекта. (5мин) |
Попробуем применить алгоритм для выполнения задания из учебника. Учитель корректирует действия ученика. Вопрос: Дети, вам все ясно? |
Работают с учебником: решают упражнение. Один ученик работает у доски и проговаривает правило. |
Выполните действия: а)3,2+1,8; б)3+1,08; в)4,2+17 г)7,36-3,36; д)63-2,7; е)5.7-4. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения поставленных задач Регулятивные: контроль и коррекция |
Физминутка.(3мин) |
Проговаривает считалку, показывает упражнение |
Повторяют за учителем |
Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть |
|
Первичное закрепление (5мин) |
Работа в парах
Учитель комментирует ошибки |
Дети работают в парах. Осуществляют взаимопроверку, сверяясь со слайдом 6. Дети, выполнившие задание раньше, могут сделать дополнительное задание.
|
Выполните действие: а) 43,76+8,543; б) 13,275-3,39 Дополнительное задание: Найдите значение выражения: 37,81-23,738-(2,56+1,34) слайд 5) Ответы: слайд 6 |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач Регулятивные: контроль и коррекция. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7мин) |
Организовывает самостоятельную работу учащихся. Обращает внимание на необходимость отметить плюсиком верно выполненные задания. |
Каждый учащийся решает все 4 примера. Проверяют свою работу по эталону и фиксируют правильно сделанные задания. |
Приложение 1. |
Личностные: самоопределение Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму Регулятивные : контроль, оценка |
Включение в систему знаний и повторение.(5мин) |
Ребята, попробуем применить полученные знания для решения практической задачи |
Учащиеся выполняют задание и делают соответствующий вывод. Один ученик работает на обратной стороне доски, учащиеся сверяют ответ.
|
Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты, выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 12 кг. Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 1,2 кг яблок, 0,7 кг мандарин и 2,9 кг слив (слайд 7)
|
Личностные: мотивация учения Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, создание способа решения проблемы Регулятивные: оценка |
Подведение итогов урока. (3мин) |
Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Смогли ли ее достичь? Кто желает сформулировать правила? Оценить отдельных учащихся. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться его применять. Достигли. Учащиеся формулируют правило Дают оценку своим товарищам |
Регулятивные: оценка |
|
Рефлексия (3мин) |
Оцените свою работу с помощью карточки самооценки . Выберите фразу и продолжите ее.
|
Дети оценивают свою работу
Продолжают фразы |
Приложение 2. |
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка Коммуникативные:аргументация своего мнения |
Информация о домашнем задании.(2мин) |
Выучить алгоритм. Предлагается 3 вида задания: - базовый уровень № 1001,1003; - повышенный уровень: файл № 1 в Дневнике.ру.; - высокий- файл № 2 в Дневнике.ру Выберите для себя задание по силам, задайте необходимые вопросы. |
Учащиеся задают вопросы. |
Повышенный уровень: 1.Ломаная состоит из трех отрезков АВ, ВС и СД. Известно, что отрезок АВ равен 4,3 см и он меньше отрезка ВС на 2,5 см и больше отрезка СД на 1,8 см. Найдите длину ломаной 2.Представь, что ты спускаешься на плоту по Волге на «Лотосные поля», расстояние до которых 36км. Мимо тебя вверх по течению реки проплыл катер со скоростью 18,7 км/ч. Через некоторое время этот катер вновь проплыл мимо плота вниз по течению реки со скоростью 26,7км/ч. Сколько времени ты затратишь на это путешествие? (Собственная скорость катера не изменялась). Высокий уровень: 1.Практическая работа: найдите периметр вашего рабочего стола в метрах. 2.Когда уменьшаемое увеличили на 3,8, а вычитаемое уменьшили на 3,2, то разность стала равной 17,9. На сколько уменьшаемое было больше вычитаемого? |
Регулятивные: прогнозирование
|
Приложение 1.
Самостоятельная работа
С-1 |
С-2 |
В-3 |
В-4 |
Сложение десятичных дробей 1,6 + 2,15 |
Сложение десятичных дробей 11,07 + 9,03 |
Вычитание десятичных дробей 164,1 - 5,12 |
Вычитание десятичных дробей 77 - 73,2 |
Эталон для самопроверки самостоятельной работы
С-1 1,6 + 2,15 С-2 11,07 + 9,03 В-3 164,1 - 5,12 В-4 77 -73,2 Уравнять количество цифр после запятой 1,60+2,15 ------------- 164,10- 5,12 77,0 - 73,2 Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой. Выполнить действия, как с натуральными числами В результате поставить запятую под запятой. 1,60 11,07 164,10 77,0 + 2,15 + 9,03 - 5,12 - 73,2 3,75 20,10 158,98 3,8 |
Дополнительное задание: Незнайка придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а потом стёр в них запятые. Вот какие забавные равенства получились:
а)32+18=5; б)3+108=408; в)42+17=212; г)736-336=4; д)63-27=603; е)57-4=17.
Перепишите их в тетрадь, поставив в нужные места запятые
Приложение 2.
Карточка самоконтроля
Этап урока |
Оценка (+, +/ -) |
1.Устная работа |
|
2. Создание правил сложения и вычитания десятичных дробей |
|
3. Самостоятельная работа. |
|
4. Задача о пакетах. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.