Конспект урока по предмету математика
в 3 классе для учащихся с легкой умственной отсталостью
Тема: Сложение и вычитание круглых десятков
Выполнила: Михайлова Оксана Анатольевна,
учитель специального (коррекционного) обучения
МБОУ «Баяндаевская СОШ»
Тема: Сложение и вычитание круглых десятков
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока: формирование умений учащихся выполнять устное и письменное сложение и вычитание круглых десятков.
Учебная задача:
1) Учить детей складывать и вычитать круглые десятки через выполнение упражнений и дидактической игры.
Коррекционно-развивающая задача:
2) Развивать у учащихся мелкую моторику через упражнение посредством работы со счетными палочками.
Воспитательная:
3) Формировать у детей желание помогать одноклассникам в решении примеров у доски при помощи поощрения.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: используют полученные знания при решении примеров на сложение и вычитание круглых десятков.
Познавательные: получат возможность читать; писать; выполнять арифметические действия.
Регулятивные: получат возможность активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Коммуникативные: получат возможность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Личностные: получат навыки работы с учебником математики (под руководством учителя).
Ход урока
I. Организационный момент
-Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
II. Устный счет
1) Упражнение в порядковом счете
- Чтобы лучше знать математику, посчитаем устно.
Я начинаю считать, вы продолжаете, считаю: 41,42,43,44 до 50.
2) Упражнение на характеристику числа
- Я показываю число, вы его характеризуете. Говорите сколько в нем десятков, сколько единиц. Думаем все вместе, знаете ответ, поднимайте руку. (10, 22,35,48,50).
3) Упражнение в счете круглыми десятками
- Что такое круглые десятки? Посчитаем круглыми десятками, начиная с 10, (сначала считают туда, затем обратно)
4) Упражнение на решение примеров устно (в уме)
На доске примеры: 2+3,4+5,8-2,8-1. Все учащиеся решают «в уме», записывает ответ на доске кто-то один.
Посмотрите на доску, будем решать эти примеры устно. Думаем все вместе, знаете ответ, поднимайте руку. Решаем первый пример устно, про себя.
Какой ответ получился? (Аналогично решаются другие примеры).
(Оценка).
III. Сообщение темы и целей урока
- Тема нашего занятия: Сложение и вычитание круглых десятков. Посмотрите на доску (учитель указывает на примеры (30+20=; 50-30=)). Сегодня мы научимся решать такие примеры. Научимся складывать круглыми десятками и вычитать круглыми десятками. Что такое круглые десятки?
IV. Сообщение новых знаний и первичное закрепление.
1) Упражнение на счет круглыми десятками с элементами объяснения учителя.
- Чтобы познакомится с новой темой, выполним упражнение. Будем считать палочки. Достаньте счетные палочки. Отложите один десяток у себя на парте. Выполняем самостоятельно.
- Проверяем. Я задаю вопрос, знаете ответ, поднимайте руку. 10 палочек это сколько десятков? Скрепим десяток резинкой.
- Отложите еще один десяток у себя на парте.
- 10 палочек это сколько десятков? Скрепим десяток резинкой.
- Сейчас сложим десятки. У нас был один десяток, мы добавили (прибавили) еще один. Сколько десятков получилось? Два десятка - это сколько (какое число)?
- Сейчас запишем наши действия примером. Смотрим на доску, я записываю пример. Учитель пишет на доске, комментирует свои действия: 1 дес.+ 1 дес. = 2 дес. 10+10=20
2) Иллюстрация. Упражнение на сложение круглых десятков с элементами объяснения учителя.
-Чтобы изучить новую тему, выполним упражнение. Будем рассматривать картинку, и считать палочки.
- Возьмите конверт на краю стола. Достаньте из него лист (1) он голубого цвета. На нем изображены счетные палочки. Рассмотрите картинку внимательно. Посмотрите, палочки скреплены резиночкой.
-Я задаю вопрос, знаете ответ, поднимайте руку.
- Сколько
в одном пучке палочек? Сколько в другом? 10 палочек – это сколько десятков? С
левой стороны сколько десятков? С правой? Внизу есть пример, посмотрите на
него. Мы видим: 2 дес +… Сколько нужно прибавить десятков? Почему ты так решил?
Какой цифрой
обозначим? Напишите у себя на карточках эту
цифру. Посмотрите на 2 строчку.
-Написано: «...+30». Чего не хватает? Почему? Какой
цифрой обозначим?
- 20+30 = …Какой ответ у примера? Запишите.(Оценка)
Физминутка
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано: двери где и где окно.
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.
3) Иллюстрация. Упражнение на сложение круглых десятков.
- Посмотрим, чему вы научились, выполним похожее упражнение. Будем рассматривать картинку, и считать палочки.
-Достаньте из конверта лист (2) он белый. Мы подобное только что с вами решили. Теперь сделайте это сами.
Учитель контролирует слабых детей. По завершении работы выходит ученик и записывает получившийся пример на доске.(Оценка)
4) Упражнение на сложение круглых десятков с элементами объяснения учителя.
- Чтобы изучить новую тему, выполним упражнение. Будем решать примеры. Откройте учебники по закладке. Стр. 42. Упражнение 4, первый столбик. Все нашли? Поставьте пальчик.
-Открываем тетради, записываем число…. Учитель записывает на доске. Записывают первый пример (40+20).(Фронтальный разбор)
- Решаем пример все вместе. Я у доски, вы в тетрадях. У нас число 40 - это сколько десятков? Запишем (4 дес.). Мы к 4 дес добавляем (учитель пишет:+)… сколько десятков мы добавляем? Запишем (2). 4дес. +2 дес.=. Что получим? Запишем. Мы считали десятки. 6 десятков – это сколько? Какое число? Запишем.
- Теперь посчитаем единицы. Сколько единиц в числе 40? В 20? Если мы сложим единицы (0+0), что получим? Итак, 40+20- сколько получится? Какой ответ нужно записать? Запишем ответ.
![]() |
Учитель вызывает сильного ученика к доске. Записывают решают 2 пример (50+20).(Фронтальный разбор)
- Оля решает у доски, мы пишем в тетрадях, слушаем Олю. Если ей понадобится помощь, будем помогать. (Если у Оли возникли затруднения, учитель просит помочь класс (за помощь учитель раздает жетоны))
-Какое стоит первое число? Это сколько десятков? Как запишем (5 дес.)? Какое второе число? Это сколько десятков? Как запишем (2 дес.)? Что нам нужно сделать с десятками? (Какое действие?) Что получим? (7 десятков) – это сколько? Какое число? Записываем ответ.
Третий пример учащиеся решают самостоятельно. Затем проверяют у доски (60+30).
(Оценка)
5) Упражнение на вычитание круглых десятков с элементами объяснения учителя.
-Чтобы лучше узнать тему, выполним упражнение. Мы с вами решали примеры на сложение. Сейчас будем решать примеры на вычитание.
Стр. 44. Упражнение 10, первый пример. Все нашли? Поставьте пальчик.
Учитель вызывает Диму ученика, он записывают первый пример (40-20).
Дима решает у доски, мы пишем в тетрадях, слушаем Диму. Если ему понадобится помощь, будем помогать. (Если у Димы возникли затруднения, учитель просит помочь класс (за помощь учитель раздает жетоны)).
-Какое стоит первое число? Это сколько десятков? Как запишем (4 дес.)? Какое второе число? Это сколько десятков? Как запишем (2 дес.)? Что нам нужно сделать с десятками? (Какое действие?) Что получим? (2 десятков) – это сколько? Какое число? Записываем ответ.
Второй пример учащиеся решают самостоятельно. Затем проверяют у доски (60-50).
(Оценка)
V. Закрепление
1) Дидактическая игра на сложение и вычитание круглых десятков
- Чтобы закрепить тему, выполним упражнение. Сейчас будем решать примеры и на вычитание, и на сложение.
-Посмотрите на доску, кого вы видите? Что у нее в корзине? (на доске Красная Шапочка, у нее в корзинке примеры) Она просит вас о помощи. Злой волшебник спрятал ее пирожки в шкатулку. А саму шкатулку заколдовал (картинка шкатулки на доске), если решим примеры, то шкатулка откроется….
Учитель вызывает Сашу к доске. Записывают и решают первый пример (60-20).
- Саша будет решать пример у доски, мы пишем в тетрадях, слушаем Сашу. Если ему понадобится помощь, будем помогать. (Если у Саши возникли затруднения, учитель просит помочь класс (за помощь учитель раздает жетоны))
-Какое стоит первое число в примере? Это сколько десятков? Как запишем (6 дес.) Какое второе число? Это сколько десятков? Как запишем (2 дес.)? Что нам нужно сделать с десятками? (Какое действие?) Что получим? (2 десятков) – это сколько? Какое число? Записываем ответ.
-Молодцы. С заданием справились.
Второй пример решают у доски (40+20), а третий учащиеся решают самостоятельно. Затем проверяют у доски (90-80).
- Молодцы. Помогли решить примеры. Посмотрите, а шкатулка открылась (учитель заранее под картинку шкатулки положил картинку с пирожка).
Физминутка.
Поднимает руки класс- это раз.
Повернулась голова – это два!
Руки вниз – вперед смотри – это три!
Руки в стороны пошире разверните – на четыре!
Сильно их к плечам прижать – это пять!
Классу тихо, молча сесть – это шесть.
VI.Геометрический материал.
Посмотрите, у вас на партах лежат белые конверты. Посмотрите, в конверте лежат вырезанные из картона геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры? Перечислите их. Какого цвета? Сколько их? Ваша задача - собрать и назвать, что у вас получилось и из каких фигур. Получились домики с разноцветными крышами.
VII.Арифметическая задача.
Смотрим задачу, стр. 42. упражнение 7. Все нашли? Поставьте пальчик. Слушаем условие задачи: «В парке около школы росло 60 берез и 40 лип. Сколько берез и лип росло в парке?».
- О чем говорится в задаче?
-Сколько росло берез в парке?
-Сколько росло лип в парке?
- Прочитайте вопрос задачи.
- Как мы должны решить задачу?
- Какое слово в вопросе задачи?
- Какой математический знак мы должны использовать при решении задачи?
- Записываем решение задачи.
- А ответ мы должны записать?
- Правильно, записываем ответ.
- Мы решили задачу? Мы ответили на вопрос задачи, значит мы решили задачу.
VIII. Домашнее задание
Упр. 4 (2 и 3 столбик), Упр. 10 (2, столбик) – 2 группа
Упр. 4 (2 столбик), Упр.10 (2, столбик) – 3 группа
Упр. 4 (2 столбик) - 4 группа
IX.Итог
1) Обобщающая беседа
-Чем мы сегодня занимались?
Посмотрите на доску, помните эти примеры… (учитель указывает на примеры, записанные на доске (30+20=; 50-30=))? Теперь мы их можем решить? К доске выходят 2 ученика и решают примеры.
Оценка.
-Вспомните нашу работу на уроке, подумайте, кому было очень трудно, нарисуйте в тетради синий кружок, если не очень трудно – зеленый кружок, если легко – красный.
Спасибо за работу, урок окончен.
IX. Оценка
Библиографический список:
1. Алышева, Т.В. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с.
2. Алышева, Т.В. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2018. 136 с.
3. Долгих, Л.Ю Олигофренопедагогика. Часть 1. Дидактика: учебное пособие / Л.Ю. Долгих. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2015. – 302 с.
4. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.