Урок развития речи
Тема: «Сочинение-рассуждение. Практикум».
Класс: 8
Учебник: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту; повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста- рассуждения;
Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения – рассуждения на морально- этическую тему
Задачи:
- формирование умения учащихся понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на тему, приводить аргументы;
- формирование навыков написания сочинения-рассуждения, обладающего всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
- усвоение учащимися морально-этического понятия "человечность";
-развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.
Технологии: проблемное обучение; дифференцированное обучение;
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом А. И. Приставкина “Человеческий коридор”, карточки с афоризмами, «Толковые словари».
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя.
- Добрый день, ребята!
Китайская мудрость гласит.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
2. Эмоциональный настрой.
- Сегодня нам предстоит интересная работа. Мы с вами будем совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту с привлечением дополнительного материала, а именно жизненного опыта.
Эпиграф на доске (запись в тетради):
«Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
- По какому качеству можно узнать настоящего человека?
Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоумённые вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка).
3. Определение цели урока ЧЕМУ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ НА УРОКЕ?
Чтение задания к сочинению.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каких поступках проявляется человечность?» Дайте определение слову Человечность и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
- Сегодня мы соберем материал к сочинению и поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
4. Лексическая работа с термином
- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы к нему и составим схему (на доске и в листочках).
- Какие ассоциации возникают у вас?
Пример ассоциаций: неравнодущие, доброта, самоотверженность, помощь, любовь, забота, великодушие…)
- Все ассоциации, возникшие у вас, правильные.
- Какое толкование слову человечность дают словари?
Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(Толковый словарь русского языка Ушакова).
(Словарь русских синонимов).
- Дополните пустые стрелки!!!
- Вспомните способы толкования слова? (презентация)
Объясняя смысл слова человечность, избегайте такой
формулировки: человечность - это когда ... ;
Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (человечность),
б) назвать более широкое понятие (например, проявление),
в) указать отличительный признак (например, проявление
чего...);
5. Работа с текстом А.Приставкина. Анализ текста.
- Познакомимся с текстом, проанализируем его.
Человеческий коридор
(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.
(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.
(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А.И.Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) - русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
6. Первичное восприятие текста (работа в группах)
1.Какой мы видим Москву в 1-ом абзаце? Какие средства художественной выразительности помогают читателю её представить? (эпитеты и олицетворения)
2.Выберите слова для описания беженцев на вокзале Челябинска? Какое синтаксическое средство (предложения 10-11) помогает автору описать их? Какое чувство у детей вызвала эта картина?
3. Как изменилось описание беженцев в последнем абзаце? Найдите эпитеты и метафоры. Что почувствовали теперь дети?
4. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?
1) Он в первый раз увидел незнакомый город.
2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.
3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.
4) Он в первый раз ехал на поезде.
5. Подберите название к этому тексту: выберите из текста название - метафору.
7. Проверка первичного восприятия. (авторское название)
Вывод: определить проблему текста нам помогает в первую очередь заглавие: "Человеческий коридор». Почему рассказ назван «Человеческий коридор»?
8. Подготовка к сочинению (актуализация знаний)
Прочитаем задание к тексту.
-Итак, тезис сформулирован, теперь необходимо его прокомментировать.
· Что входит в комментарий?
Самостоятельная работа учащихся Аргумент 1. (Во-первых, в отрывке из рассказа "Человеческий коридор" (из повести "Ночевала тучка золотая") А.И. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из Москвы, уступив им свою очередь за едой. Война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. Зло не всесильно, оно не способно сломить всех. В таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания. В этом отрывке звучит мотив доверия к жизни, к ее нравственным основам. (57 слов)). (Слайды).
9. Изучение нового материала.
Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного
опыта. (Слайды).
Аргумент 2.
а) Опора на тексты худож. литературы( должен подходить к примеру из текста)
Б) Жизненный опыт (публицистика, общественные события и явления)
-Вспомним произведения литературы, поднимающие данную проблему. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА КЛИШЕ)
в) Самостоятельная работа учащихся
Аргумент 2.
1. (А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.Платонов «Юшка»)
На уроках литературы мы читали и обсуждали …………………….., в котором говорится о ………………..ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА Такой поступок является ярким примером ………………….. (Слайды).
2. В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.).
3. ФОНДЫ МИЛОСЕРДИЯ (СЛАЙД)
4.ВОЛОНТЁРЫ.
10. Формулируем ВЫВОД. Вспомним эпиграф!
Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Мы должны помнить, что главное в жизни – оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации, так как человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием к другим людям.
11. Итоги урока.
- Чему был посвящен урок?
Крылатые выражения о человечности .
12. Домашнее задание.
Написать 2-ой аргумент, используя клише.
Рабочий лист ученика
Познакомимся с текстом, проанализируем его.
(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.
(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.
(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А.И.Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) - русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каких поступках проявляется человечность?» Дайте определение слову Человечность и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
1.Какой мы видим Москву в 1-ом абзаце? Какие средства художественной выразительности помогают читателю её представить? (эпитеты и олицетворения)
2.Выберите слова для описания беженцев на вокзале Челябинска? Какое синтаксическое средство (предложения 10-11) помогает автору описать их? Какое чувство у детей вызвала эта картина?
3.Как изменилось описание беженцев в последнем абзаце? Найдите эпитеты и метафоры. Что почувствовали теперь дети?
3. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?
1) Он в первый раз увидел незнакомый город.
2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.
3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.
4) Он в первый раз ехал на поезде.
5. Подберите название к этому тексту: выберите из текста название - метафору.
Памятка № 2.
|
Клише для сочинения 13.3. ОГЭ по русскому языку |
|
|
Часть (абзац) |
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
|
1. Тезис |
На
мой взгляд, (ПОНЯТИЕ) - это...(или) |
|
2. Аргумент 1 |
Обратимся к тексту (ИМЯ АВТОРА), в котором говорится о... (или) В тексте (ИМЯ АВТОРА)поднимает проблему... |
|
3. Аргумент 2 |
Проявления (ПОНЯТИЕ) мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, ….. Свое
мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) |
|
4. Заключение |
Исходя
из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.