конспект урока "Сочинение-рассуждение. Практикум"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Сочинение-рассуждение. Практикум.docx

Урок развития речи

 Тема: «Сочинение-рассуждение. Практикум».

Класс: 8

Учебник: Русский язык. 8 класс.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Цели для учителя:  подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту;  повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста- рассуждения;

Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал  для написания сочинения – рассуждения на морально- этическую тему

Задачи:

формирование умения учащихся понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на тему, приводить аргументы;

- формирование навыков написания сочинения-рассуждения, обладающего всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- усвоение учащимися морально-этического понятия "человечность";

-развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.

Технологии: проблемное обучение;  дифференцированное обучение;

Тип урока: урок развития речи.    

Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом А. И. Приставкина “Человеческий коридор”,  карточки с афоризмами, «Толковые  словари».

 

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя.

- Добрый день,  ребята!

Китайская мудрость гласит.

Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

2. Эмоциональный настрой.

 - Сегодня  нам предстоит интересная работа.  Мы с вами будем  совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту с привлечением дополнительного материала, а именно жизненного опыта. 

                                            Эпиграф на доске  (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

- По какому качеству можно узнать настоящего человека?

Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоумённые вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка).

3.    Определение цели урока ЧЕМУ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ НА УРОКЕ?

Чтение задания к сочинению.

Напишите сочинение-рассуждение на тему  «В каких поступках проявляется человечность?»   Дайте определение слову Человечность и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный  в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

 

- Сегодня мы соберем материал к сочинению и  поговорим с вами о таком понятии,  как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

4. Лексическая работа с термином

- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы  к нему и составим схему (на доске и в листочках).

- Какие ассоциации возникают у вас?

 Пример ассоциаций: неравнодущие, доброта, самоотверженность, помощь, любовь, забота, великодушие…)

- Все ассоциации, возникшие у вас, правильные. 

- Какое толкование слову  человечность дают словари? 

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(Толковый словарь русского языка Ушакова).

  • Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др. (Философский словарь).
  • Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, доброта, отзывчивость. Ant. мизантрОпия, человеконенавистничество.

(Словарь русских синонимов).

- Дополните пустые стрелки!!!

- Вспомните способы толкования слова? (презентация)

Объясняя смысл слова человечностьизбегайте такой формулировки: человечность - это когда ... ;
 Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: 
    а) назвать понятие (человечность)
    б) назвать более широкое понятие (например, проявление),
    в) указать отличительный признак (например, проявление чего...);

5. Работа с текстом А.Приставкина. Анализ текста.

  - Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Человеческий коридор

(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.

(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…

(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А.И.Приставкин)

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) - русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

 

6. Первичное восприятие текста (работа в группах)

1.Какой мы видим Москву в 1-ом абзаце? Какие средства художественной выразительности помогают читателю её представить? (эпитеты и олицетворения)

2.Выберите слова для описания беженцев на вокзале Челябинска? Какое синтаксическое средство (предложения 10-11) помогает автору описать их? Какое чувство у детей вызвала эта картина?

3. Как изменилось описание беженцев в последнем абзаце? Найдите эпитеты и метафоры. Что почувствовали теперь дети?

4. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

             1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

             2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

             3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

             4) Он в первый раз ехал на поезде.

5. Подберите название к этому тексту: выберите из текста название - метафору.

7.  Проверка первичного восприятия.  (авторское название)

Вывод: определить проблему текста нам помогает в первую очередь заглавие: "Человеческий коридор». Почему рассказ назван «Человеческий коридор»?

8. Подготовка к сочинению (актуализация знаний)

Прочитаем задание к тексту.

   -Итак, тезис сформулирован, теперь необходимо его прокомментировать.

·         Что входит в комментарий?

Самостоятельная работа учащихся Аргумент 1. (Во-первых, в отрывке из рассказа "Человеческий коридор" (из повести "Ночевала тучка золотая") А.И. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из Москвы, уступив им свою очередь за едой. Война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. Зло не всесильно, оно не способно сломить всех. В таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания. В этом отрывке звучит мотив доверия к жизни, к ее нравственным основам. (57 слов)). (Слайды).

 

9. Изучение нового материала.

Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. (Слайды).
Аргумент 2.
а) Опора на тексты худож. литературы( должен подходить к примеру из текста)

Б) Жизненный опыт (публицистика, общественные события и явления)

-Вспомним произведения литературы, поднимающие данную проблему. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА КЛИШЕ)

 

в) Самостоятельная работа учащихся

 Аргумент 2. 

1.     (А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.Платонов  «Юшка»)

На уроках литературы мы читали и обсуждали …………………….., в котором говорится о ………………..ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА   Такой поступок является ярким примером ………………….. (Слайды).

 

2. В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.).

3. ФОНДЫ МИЛОСЕРДИЯ (СЛАЙД)

4.ВОЛОНТЁРЫ.

10. Формулируем ВЫВОД.  Вспомним эпиграф!

  Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Мы должны помнить, что главное в жизни – оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации, так как человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием к другим людям.  

11. Итоги урока.

 - Чему был посвящен урок?

Крылатые выражения о человечности .

  • Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. (Жан-Жак Руссо)

  12. Домашнее задание.

    Написать 2-ой  аргумент, используя клише.

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист ученика

 

 

 

Познакомимся с текстом, проанализируем его.

 

  (1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

  (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

  (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

  (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.

  (13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос унего был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

  (19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…

  (23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через  него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А.И.Приставкин)

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) - русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

 

Напишите сочинение-рассуждение на тему  «В каких поступках проявляется человечность?»   Дайте определение слову Человечность и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный  в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

 

 

 

1.Какой мы видим Москву в 1-ом абзаце? Какие средства художественной выразительности помогают читателю её представить? (эпитеты и олицетворения)

 

2.Выберите слова для описания беженцев на вокзале Челябинска? Какое синтаксическое средство (предложения 10-11) помогает автору описать их? Какое чувство у детей вызвала эта картина?

 

3.Как изменилось описание беженцев в последнем абзаце? Найдите эпитеты и метафоры. Что почувствовали теперь дети?

 

 

3. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

             1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

             2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

             3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

             4) Он в первый раз ехал на поезде.

5. Подберите название к этому тексту: выберите из текста название - метафору.

Памятка № 2.

Клише для сочинения 13.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, (ПОНЯТИЕ) - это...(или)
По моему мнению, (ПОНЯТИЕ) - это... (или)
Мне кажется, что (ПОНЯТИЕ) - это... (или)
Я думаю, что (ПОНЯТИЕ) - это... (или)
Что такое (ПОНЯТИЕ)? Многие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ИМЯ АВТОРА), в котором говорится о... (или)

В тексте (ИМЯ АВТОРА)поднимает проблему...
Автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления  (ПОНЯТИЕ) мы часто встречаем и в повседневной жизни.  Например, …..

Свое мнения я могу подтвердить примером  из  произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...