Сочинение по картине К. Ф. Юона «Волшебница-зима»
Цель: учить создавать сочинение-описание по пейзажной картине.
Задачи: - познакомить с творчеством К.Ф. Юона;
- формировать умение строить текст;
- формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы;
- учить составлять план текста;
- развивать чувство прекрасного.
1. Подготовка учителя к уроку.
Константин Федорович Юон — один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень».
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он злился у таких великих художников, как В. А. Серов, К. А. Коровин, И. И. Левитан.
Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив.
Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе — в русской весне и зиме». Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. По словам искусствоведа Д. Аргина, «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».
- Его картину «Волшебница зима» можно смело назвать песней русской зиме.
2. Подготовительная работа учащихся.
— Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами.
Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?
Учащиеся предлагают назвать зиму красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкой и т. д. (на слайде даны основные слова)
— Вспомните строчки стихотворений о зиме.
(возможно на этом этапе использовать прием «собери стихи». Тексты стихов делятся на части, каждая часть записывается на отдельный листочек. Дается задание: кто быстрее и правильнее «соберет» стихи.)
Можно предложить для работы следующие строки:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
И.Никитин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев
Дети читают стихи, выбирают из них наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму, записывают их в тетрадь.
3. Беседа по содержанию картины.
— Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызывает?
Учащиеся работают со словарем настроений, называют чувства радости, легкости, очарования.
— Перечислите то, что вы видите на картине. (Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом.)
— Что вы видите на первом плане? (Берег речки, деревья на берегу, мальчишек, которые катаются на коньках.)
— Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику? (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался отличный денек. Каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)
— Природа для Юона — это прежде всего среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу. Что особенного вы заметили в изображении среднего
плана? (Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)
— Зима — это прежде всего снег. Каким изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов.)
— И это обилие снега придает величие русской природе. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины — «Волшебница зима». Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима — волшебница. Что еще создает образ волшебницы зимы? (Разубранные инеем деревья, большие сугробы, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, свежий морозный воздух.)
— Что мы видим на втором плане? (Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)
— Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызывает? Посмотрите на слайд, какие слова подходят к картине, какие чувства мы назвали? Давайте выберем и выпишем их.
— Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила, украсила все вокруг и осталась собой очень довольна.)
4. Составление плана:
а) Какую картину я описываю? (об авторе, о создании картины)
б) Волшебство зимы.
в) Зимние забавы.
г) Сказочные деревья.
д) Чувства и настроения, навеянные картиной.
5 . Речевая, пунктуационная и орфографическая подготовка.
Задание: «Соедини в предложения»
-Попробуйте описать приход зимы, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия зимы.
Зима красавица пришла
Зимушка гостья наступила
Она рукодельница легла волнистыми коврами
волшебница стала хозяйничать
чародейка развесила узоры
рассыпалась
- Опишите снег, пользуясь опорными словами.
Снег как стеклянный дождь порошит
Снежок белая скатерть устилает
Он лебяжий пух земли кружится
Снежинки робкий и тихий танцует
пушистый и мохнатый опускается хлопьями
как белая пухлая вата лежит полотном
серебристый искрится на солнце
- Что можете сказать о земле?
Земля принарядилась нарядная
Она укрылась, похожа на застенчивую невесту
задремала похожа на пушистый ковёр
спряталась под тёплой периной
- Каким может быть небо зимой?
Небо серо-розовое отражается на снегу
тёмно-фиолетовое рассыпает голубоватые полосы
низкое невидимое из-за снежного занавеса
в лёгкой дымке
- Попробуем соединить получившиеся предложения в единый текст, описать, какие превращения совершила зима. (Дети объединяют 4-5 предложений).
Орфографическая работа
◦ серо-розовое – сложное слово, сер/о/-/розов/ое
Состав слова: сер, розов — корни, о — интерфикс, ое — окончание, серо-розов — основа слова; серо – безударная гласная е и о. Проверим «сЕрый», о – соединительная гласная; розовое - происходит от сущ. роза, из лат. rоsа «роза». Возможно, из др.-греч. ῥόδον — то же, восходящ. к праиндоевр. *wrdho- «шип, колючка».
Имена прилагательные, обозначающие оттенки качества (преимущественно цвета или вкуса), пишутся через дефис.
◦ стеклянный – безударная гласная в первом слоге проверяется словом «стЁкла»; в суффиксе –янн- пишется удвоенная –н-, потому что это слово-исключение.
◦ тёмно-фиолетовое – безударная гласная –о- (в слове тёмно-) – это интерфикс; имена прилагательные, обозначающие оттенки качества (преимущественно цвета или вкуса), пишутся через дефис;
безударную гласную –и- нельзя проверить, но можно запомнить ее написание на слух по слову «фиалка», от которого произошло слово «фиолетовое»; для запоминания безударной гласной –о-, авторы учебника русского языка советуют ориентироваться по названия цветка «виОла», где эта гласная стоит под ударением.
◦
невидимое
- приставка
не- + корень -вид- + суффикс –им- + окончание –ое;
основа слова: невидим;
слово невидимый может выступать в предложении в качестве двух видов частей речи: причастием и прилагательное.
Причастие не видимый пишется раздельно, когда есть зависимое слово или противопоставление с союзом «а».
Прилагательное «невидимый» пишется слитно, когда можно его заменить синонимом или близким по значению выражением.
◦ отражается — приставка — от; корень раж- + суффикс -а- + окончание -ет- + постфикс -ся; основа слова: отража...ся;
безударная гласная –о- в приставке и гласная –а- в корне не проверяются. Их можно объяснить при помощи этимологии. Образовано добавлением -ся к гл. отражать, далее из от- + -ражать (разить), от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск. раз, разить – т.е. бить, разбивать. От – историческая приставка, раж – корень, где произошло чередование ж/з.
◦ окраина - приставка: о-; корень: -краj-; суффикс: -ин-; окончание: -а;
основа слова: окраин; безударную гласную в корне можно проверить словом «край».
◦ устилает - приставка у- + корень -стил- + суффикс –а- + окончание –ет.
основа слова: устила; в корне пишется –и-, если после корня стоит суффикс -а-.
◦ принарядилась - приставка при- + корень –наряд- + суффикс –и- + постфикс –л- + окончание -а + постфикс –сь; основа слова: принаряди...сь;
безударную гласную в корне а нужно запомнить. Есть объяснение из этимологии: наряд - происходит от приставки на + праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. рядъ, ст.-слав. рѩдъ «ряд, порядок, строка», словенск. rȇd (род. п. -а) «порядок, ряд, ярус», чешск. řada «ряд, очередь, шеренга».
◦
рассыпает
- приставка
рас- + корень -сып- + суффикс –а- + окончание -ет;
основа слова: рассыпа;
в приставке безударная –а- проверяется правилом: «В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения — А; пишем на конце приставки -С, т. к. в приставках, оканчивающихся на -З-С, перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.»
6. Составление и передача устного текста.
7. Письмо сочинения и самопроверка.
«Константин Федорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Юон начал писать картины в раннем детстве. Он очень любил изображать пейзажи весны и зимы.
Мы видим картину, которая называется «Волшебница-зима». На ней изображены окраина деревни, замерзшая речка, взрослые люди и дети. На берегу реки стоят принаряженные снегом деревья. Рядом резвятся ребятишки. Каждый занят своим делом. Вот такой погожий и радостный зимний денек!
Деревья-великаны величаво и гордо стоят посреди деревни. Как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серо-розового неба.
Чувства очарования и восторга вызывает у меня картина. Я восхищена зимней сказкой. Хочется отправиться туда и прокатиться на катке с ветерком. Хочется пройтись по серебристому снежку, который устилает задремавшую землю».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.