Конспект урока технологии: Выполнение игрушки из лоскутков.
Оценка 5

Конспект урока технологии: Выполнение игрушки из лоскутков.

Оценка 5
doc
13.03.2024
Конспект урока технологии: Выполнение игрушки из лоскутков.
vypolnenie_igrushki_v_loskutnoy_tehnike.doc

Класс: 5

Предмет: Технология

Раздел «Художественные ремесла».

Тема: «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Лоскутным шитьем»

Задачи:

·        Образовательная: сформировать знания о «Лоскутном шитье», как виде декоративно-прикладного творчества;

·        Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;

·        Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Планируемые результаты:

·        Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

·        Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

·        Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

 Средства обучения:

·        Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

·        Презентация: «Лоскутная техника»;

·        Раздаточный материал:

- инструкционная карта по выполнению практической работы

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброжелательный настрой. Упражнение «Улыбка»

Инструктаж по листам  самооценивания

Проверка готовности к уроку.

Вот кусочки от пеленки, от сыночков рубашонки,

Это платьице мое - в нем ходила я в кино,

Это папина пижамка, это дочкина панамка –

Все родные лоскуточки, моей жизни уголочки.

 

О каком рукоделии повествует  стихотворение? (Лоскутное шитье).

На прошлом уроке мы познакомились с основными сведениями о лоскутной технике. Домашним заданием было составить кроссворд по данной теме.

Проверка домашнего задания. Ребята обмениваются кроссвордами

Работа с кроссвордом. Взаимопроверка.

Работа с презентацией (слайд   )

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. Тема нашего урока сегодня  «Выполнение игрушки в лоскутной технике»

-Какую цель урока мы поставим?

2. Проверка знаний, полученных ранее.

Чтобы продолжить изучение темы, необходимо освежить в памяти знания, которые придется учитывать при изготовлении изделий из лоскутов.

Проводится тестирование (см. Приложение 1)

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани. 

4. Что значит "стачать срезы"? 

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

Вопросы и ответы читайте внимательно. Правильных ответов может быть один или несколько.

Проверьте друг друга. Ваши ответы совпадают? Выставление отметок.

Дети заполняют лист самооценки

3. Сообщение познавательных сведений.

Из истории вопроса. Сообщения учащихся.

 Учитель.   Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история.

 Сообщения учениц

    1 ученица.  Букина Дарья. Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

2 ученица.  Гордиенко Мирослава. Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

     3 ученица.  Мищенко Иванна. На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» - означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

      Учитель. Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась, например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники. Английское название этой техники «patchwork» - означает изделие из лоскутов. Лоскутная техника популярна у многих народов.

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы) Умарова Риана

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.

Учитель. Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?

Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Самыми интересными и привлекательными являются, конечно же, игрушки.

Распространены игрушки, выполненные из глины (в нашей области это романовская игрушка) игрушки из соломы, или вырезанные из дерева.

На Руси большое предпочтение отдавали тряпичной кукле. Пестрые, яркие лоскутки шли на ее изготовление.  Но сегодня мы поговорим об игрушках, сшитых из лоскутков.

      Создавая игрушки люди, эмитировали реальные вещи и предметы, которые их окружали, копировали быт. Но серый и убогий быт стремились приукрасить, расцветить, сделать более ярким, привлекательным. Поэтому изделия из лоскутков чаще всего имеют яркую окраску. Так кошка могла быть красной или в цветочек, а не только серой, полосатой; корова – пестрой из разноцветных лоскутков; а уж петух – тем более.

Традиционными изделиями в романовской игрушке являются: утя с утятами, бык (корова), собака, индюк, коник, барыня, мужик.

      Но в наши дни популярность приобретают другие виды животных: жираф, заяц, рыба, кошка, слон, белка и др.

Наша цель урока создать игрушку в лоскутной технике.

- Пред тем как приступить к работе, давайте вспомним

Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко кроить, он хорош в обработке, держит форму.

Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов.

-  Какие виды техник вам знакомы? Расскажите о них.

Предполагаемые ответы учащихся: (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов).  

Физминутка

 Самостоятельная работа учащихся

    Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Работа в группах. Выставить последовательность выполнения.

 1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

2. Составить схему изделия;

3. Подобрать ткань по цвету, фактуре;

4. Подготовить ткань к раскрою;

5. Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

 6. Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

7. Вырезать детали по линии припусков;

8. Соединить их согласно схеме по линиям контура;

9. Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

10. Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

11. Обработать края окантовочным швом.

Подведение итогов. (Вопросы каждой ученице).

Тебе интересно сегодня было на уроке?

Что нового ты сегодня узнала?

В какой последовательности ты выполняла работу?

Что было для тебя самое трудное при выполнении работы?

Как ты с этим справилась?

Ты хотела бы и в дальнейшем заниматься лоскутным шитьем? и т. п.

Рефлексия «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу).

1. На уроке я работала …

2.        Урок для меня показался …

3.        Самым полезным и интересным для меня было …

4.        Я встретился(лась) с трудностью при …

5.        У меня хорошо получилось …

6.        Я выполнял(а) задания …

7.        Я понял(а), что …

8.        Теперь я могу …

9.        Я попробую …

10.         Меня удивило …

11.         Мне было трудно …

12.        Строки самому себе …

- Мне было…

- Я испытывала затруднения…

- В дальнейшем мне эти знания... и др.

Выставление отметок за урок, согласно листам оценивания.

Домашнее задание. Подумайте, какую игрушку вам хотелось бы выполнить, составьте его эскиз.

  Уборка рабочего места.

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани. 

4. Что значит "стачать срезы"? 

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тест.

Подчеркни правильный ответ.

1. Из волокна какого происхождения изготавливают хлопчатобумажные ткани?

а) растительного;        б) животного.

2. На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

а) лицевой;      б) изнаночной.

3. Как определить нить основы и утка на ткани?

а) по кромке;                               г) по нити;

б) по фактуре;                             д) по рисунку;

в) по цвету;                                 е) по растяжению ткани. 

4. Что значит "стачать срезы"? 

а) временно соединить детали сметочными стежками;

б) присоединить к изделию мелкие детали;

в) соединить детали машинной строчкой;

г) подшить на машинке подогнутый край изделия.

5. ТБ в кабинете технологии

 

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

 

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

     Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;

Составить схему изделия;

Подобрать ткань по цвету, фактуре;

Подготовить ткань к раскрою;

Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;

Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;

Вырезать детали по линии припусков;

Соединить их согласно схеме по линиям контура;

Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;

Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;

Обработать края окантовочным швом.

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки ученицы_______________________________

 

п\п

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

 

 

 

2

Работа с тестом

 

 

 

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

 

 

 

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

 

 

 

 

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня -

без меня работа бы не получилась -

 

Итого

Оценка за урок:

 

 

 

Лист самооценки ученицы_______________________________

 

п\п

Критерии оценивания

Оценка (от 1до 5 баллов)

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Работа с кроссвордом

 

 

 

2

Работа с тестом

 

 

 

3

Выступление с сообщением/ правильные ответы во время урока

 

 

 

4

Алгоритм изготовления изделий в лоскутной технике.

 

 

 

 

5

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

всё сделали без меня -

без меня работа бы не получилась -

 

Итого

Оценка за урок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения учениц

    1 ученица.

 

  Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.

      «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.

 

2 ученица.

 

Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.

      Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков.

  

  3 ученица. 

На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия. Английское название этой техники «quilt» - означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров.

     

 

 

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы)

В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Класс: 5 Предмет: Технология

Класс: 5 Предмет: Технология

На прошлом уроке мы познакомились с основными сведениями о лоскутной технике

На прошлом уроке мы познакомились с основными сведениями о лоскутной технике

Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным

Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала

Вырезать детали по линии припусков; 8

Вырезать детали по линии припусков; 8

Приложения Тест. Подчеркни правильный ответ

Приложения Тест. Подчеркни правильный ответ

Подготовить ткань к раскрою;

Подготовить ткань к раскрою;

Лист самооценки ученицы_______________________________ № п\п

Лист самооценки ученицы_______________________________ № п\п

Сообщения учениц 1 ученица

Сообщения учениц 1 ученица

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы)

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение 4 ученицы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024