Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Оценка 4.8
doc
23.01.2020
Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс
конспект урока Три мира в романе Мастер и Маргарита.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Три мира в романе

М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 

(Урок литературы в 11 классе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: актуализировать имеющиеся знания и сведения у учащихся о романе, заметить и осмыслить переклички сюжетных линий романа; развивать навыки анализа средств художественной выразительности поэтики Булгакова, навыки исследовательской работы, воспитывать культуру через любовь и глубокое уважение к писателю.

 

Эпиграф: Почему, зачем, откуда зло?

                 Если есть Бог, то как может быть зло?

                 Если есть зло, то как может быть Бог?

                                               М.Ю. Лермонтов

 

 

Оборудование: портрет писателя, страницы рукописи романа «Мастер и Маргарита», иллюстрация к роману «Люди как люди...», слайдовая презентация «Профессор Воланд и полное его разоблачение», репродукция картины Н. Ге «Что есть истина?»

 

Словарная работа: истина, добро, зло, вера, власть, сострадание, совесть, дьявол.

 

 

 

Оформление доски

Смысловые ключи в диалоге Понтия Пилата и Иешуа:

три утверждения -

не зло, а добро

не вера, а истина

не власть, а свобода.

 

Ключевые вопросы, связывающие сюжетные линии романа:

Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?

Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный этап. Запись и уяснение темы урока.

2. Актуализация имеющихся знаний и сведений.

Слово учителя.

Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

3. Проверка домашнего задания.

Какие   бы вы поставили вопросы, которые связывали все сюжетные линии книги?

- Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?

- Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?

- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

 

4. Этап усвоения новых знаний.

- Как связаны между собой три мира?

                        (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны и условны.)

 

- Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

 

1. Московский мир.

 

С московского мира начинается действие романа. Первая глава называется «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Ещё до начала повествования Автор обращается к читателю с предупреждением.

В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди.

-Какими изображены  москвичи?

Москвичи предстают в романе  людьми несвободными, окованными путами инструкций, установлений, догм. Изображению их служит шарж, гротеск, фантастика. Булгаков разоблачает мир московского мещанства: различных дельцов, завистников, воришек и взяточников, которые живут в любые времена. На конкретных примерах он показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения.

Трамвайная кондукторша пропитана привычным «положено – не положено (гл. 4)

Служащие Управления Зрелищ загнаны начальством в хоровой кружок и против воли надрывают глотки «Священным Байкалом» (гл. 17)

Буфетчик Варьете обворовывает посетителей буфета.

Высокопоставленный чиновник, сосед Маргариты, Николай Иванович во время полёта на шабаш ведьм в качестве «перевозного средства» не расстаётся с портфелем: «Я бумаги могу важные растерять» (гл. 21) Он боится: «Нас услышит кто-нибудь»

Все они невольники – дети своего времени, все жильцы «нехорошей квартиры». Квартиры № 50 (гл. 7) Люди исчезали из неё бесследно, а те, кто ещё не исчез (Стёпа Лиходеев, Николай Иванович) полны опасений.

Во всей Москве есть лишь одно заведение, где люди раскрепощаются, становятся самими собой. Это клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь они избавляются от наваждений несвободы.

Сталкивая этих людей с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, хоть на время поднять их над привычными обыденными представлениями, оторвать от сплетен, доносов, интриг, взяток, квартирных вопросов. Всего на три дня  появляется в Москве Воланд со своей свитой, но рушится рутина жизни, спадает покров  с серой повседневности и мир предстаёт перед нами в своей наготе.

 

-Как об этом пишет Булгаков в романе? Послушаем отрывок наизусть.

(Гл. 12 

- Скажи мне, любезный Фагот, - осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому и другое наименование, кроме «Коровьев», - как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Маг поглядел на затихшую, поражённую появлением кресла из воздуха публику.

- Точно так, мессир, - негромко ответил Фагот-Коровьев.

- Ты прав. Горожане сильно изменились... внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как ... их... трамваи, автомобили...

- Автобусы, - почтительно подсказал Фагот.

- Но меня, конечно, интересуют автобусы, телефоны и прочая...

- Аппаратура! – подсказал клетчатый.

- Совершенно верно, благодарю, медленно говорил маг тяжёлым басом, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

- Да, это важнейший вопрос, сударь...

- Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и  милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... )

Да, с этой целью появляется Воланд в Москве и убеждается, что люди не изменились.

 

- Каким изображён литературный мир?

Литературный мир романа изображён сатирически. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз – человек умный и образованный. Ему многое дано, и он сознательно подстраивается под уровень призираемых им  поэтов-рабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса Христа не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он всё знает наперёд и имеет определённую власть над писателями  Массолита, которых объединяло не призвание писателя, а обладание заветным членским билетом  Массолита.  Не один из них не занят литературой. Это постоянные посетители грибоедовского ресторана, которых интересует только делёжка материальных благ и привилегий. Критики Латунский и Лаврович тоже люди, наделённые властью, но обделённые нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией, но всё это сознательно поставлено на службу порочной власти. Все эти рюхины, богохульские опошляют великое писательское звание, рассматривают свою причастность к литературе как возможность праздно жить, не обременяя себя ни душевным трудом, ни счастьем, ни муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение. Но именно эти писатели широко издавались, тогда как подлинному художнику было отказано в праве писать для людей. И сам автор, описывая сцену в Доме литераторов, не удерживается от того, чтобы не произнести фразу: «О боги, боги мои, яду мне, яду!»

- Что же может противостоять стихии жизни?

На этот вопрос автор отвечает, развивая сюжетную линию Мастера и Маргариты. Герои совершенно не похожи на московских обывателей. Мастер следует своему нравственному выбору – это идея творчества, установление исторической истины. Он сочинял то, что никогда не видел, но о чём, наверное, знал, и называл себя не писателем, а мастером. Мастер – высшая степень владения делом. В тексте слово означает что-то значительное, объёмное, а именно великое понимание жизни. Мастер – это верный своему предназначению. Его произведения – вечные спутники людей – обретают бессмертие. Мастером прозвала его Маргарита.

Булгаков пишет.

Чтение отрывка наизусть.

(Гл. 13

- Видите ли, какая странная история, я сижу здесь из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата. – Тут гость пугливо оглянулся и сказал: дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман.

- Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

- Я – мастер, - он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер. – Она своими руками сшила её мне, - таинственно добавил он.

- А как ваша фамилия?

- У меня нет больше фамилии, с мрачным презрением ответил гость, - я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.)

 

- Какова роль образа Ивана Бездомного в романе?

Значимость образа Ивана заключается в композиции романа. С него начинается роман и им заканчивается. Ему поведал о своей судьбе Мастер, перед мысленным взором писателя оживают страницы книги об Иешуа. Уходя из жизни, Мастер видит в нём своего ученика, последователя, который проникся теми же образами мировой культуры, теми же философскими идеями и нравственными категориями. «Новым» человеком на наших глазах становится невежественный пролетарский поэт, член Массолита. А в эпилоге романа является  сотрудником Института истории и философии, профессором Иваном Николаевичем Поныревым. И Иван Бездомный обретает свой дом. Обретение веры, интеллигентности, просвещённости произошло вследствие огромной душевной работы через усвоение культурных традиций.

 

- Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам? Кто управляет человеческой жизнью? Что движет человеком -  страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Эти вопросы ставит автор в «евангельских главах», которые являются своеобразным идейным центром романа.

 

2. Евангельский мир.

 - В чём вы видите отличие «евангельских»  и   «московских» глав?

Если «московские» главы оставляют ощущение несерьёзности, то первые слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные:

(Чтение наизусть отрывка, гл. 2

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы  в саду, что к запаху кожаного снаряжения и пота от конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же жирный розовый дух.

«О боги, боги, за что вы наказываете меня?.. Да, нет сомнений, это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь ... гемикрания, при которой болит полголовы ... от неё нет средств, нет никакого спасения... попробую не двигать головой...»)

 

Первая фраза: «В белом плаще...» необыкновенно выразительна. Вторая – «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла» подчёркивает, что в образе  Пилата соединяются величественные черты сильного правителя и признаки человеческой слабости.

Если в «московских» главах активен рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры, чья интонация может быть иронической, то никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь всё является подлинным.

Иван Бездомный испытывает потрясение: окружающая реальность теряет смысл, центром его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата.

 

Через образ Иешуа автор передаёт своё убеждение в том, что «вся власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти». Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавидимом им Иерусалиме.

Каждое слово в напряжённом диалоге прокуратора и подсудимого исполнено высокого или зловещего смысла. В сущности сталкиваются не два мировоззрения, а два мира.

- С какими словами обращается арестованный к игемону?

«Добрый человек...

- В чем обвиняют Иешуа, каково его преступление?

«Я говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся храм новой истины».

- Что же есть истина? Разговор судьи и подсудимого. Чем поразителен ответ?

Вопрос должен уничтожить собеседника: человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина.

 

Словарная работа: добро, зло, вера, власть, истина

 

Обратите внимание на репродукцию картины Н.Н. Ге «Что есть истина?»

 

- Что является самым неожиданным и удивительным в разговоре?

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова...»

Истина оказалась человеческим понятием, изнуряющей болью. Она исходит от человека и замыкается на человеке.

- Но Пилат не способен вот так сразу отказаться от привычного строя мыслей и понять, поэтому задаёт вопрос: «Ты великий врач?»

 

Словарная работа: сострадание, совесть

 

Он не может понять, что от боли его спасла не таинственная магия, а простое человеческое участие, сострадание. После слов арестованного у прокуратора «прошла голова, мучения его кончились» И это не чудо. Это исцеление словом, внушение. И Пилат возвращается к тому, что поначалу вызывало раздражение: «А теперь скажи мне, что это ты всё время употребляешь слова «добрые люди»?

И далее Иешуа говорит Пилату: «Ты производишь впечатление очень умного человека». Это очень важная характеристика  Пилата. Ведь его не назовёшь примитивным злодеем. Такое случилось с ним впервые. Он встретил человека, который говорил с ним откровенно, несмотря на то, что был физически слаб и страдал от побоев. «Твоя жизнь скудна, иегемон», - эти слова не оскорбляют Пилата. Внезапно наступает прозрение – мысль «о каком-то бессмертии, причём бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. И вот пришёл человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения. 

 

-Действительно ли  все люди добры? И откуда тогда происходит зло? Почему же Пилат всё же приговаривает арестованного к смерти?

Он убеждает себя, что сделал всё, что было в его силах: уговаривал Каифу, угрожал ему. Что он мог ещё сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было выше его сил.

Булгаков пишет: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

 

- Итак, сколько же смысловых ключей в диалоге прокуратора и арестованного?

ВЫВОДЫ

Булгаков проверяет эти три утверждения в романе жизнью. Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди? Отсюда – естественный переход к московским событиям, делам Воланда и его свиты.

Чья же истина победит Иешуа или Понтия Пилата? Перейдёт ли человек в царство истины и справедливости, где вообще не нужна никакая власть.

Наблюдая за репликами Понтия Пилата, обнаруживаем в нём и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рождённый зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счёте выбор Понтия Пилата. И не только его. В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или Сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.

- За что наказан Пилат? Чтение наизусть отрывка из главы 32,

сцена ночного полета.

«Трусость – самый тяжкий порок»,- повторяет Воланд

... Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но  его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата.

- Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана... и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу.

- Отпусти его! – вдруг пронзительно крикнула Маргарита...

- ...Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. – Тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

- Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!

Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над чёрной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами поверх пышно разросшегося за много тысяч лет этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он»

 

III. Вечный потусторонний мир.

Презентация из 16 слайдов « Профессор Воланд и  полное его разоблачение» 

 

К 4 слайду

Иван Бездомный:

«Раньше всего; не на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду лет сорок с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

 

 

Буфетчик Соков:

«Чёрный маг раскинулся на каком-то необъятном диване низком, с разбросанными на нём подушками. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же остроносые туфли».

 

 

К 6 слайду

И только в конце романа мы видим настоящий облик героев.

 

«На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьёвы горы под именем Коровьева – Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом»

 

«Ночь оторвала хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её в клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, который существовал когда-либо в мире».

 

«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

 

«И, наконец, Воланд ...

К 12 слайду

- Мефистофель из поэмы «Фауст» Гёте и оперы «Фауст» Ш, Гуно.

- Сатана из романа «Элексиры сатаны» и князь духов Саламандр из повести «Золотой горшок» А. Гофмана.

- Демон из одноимённого стихотворения М. Лермонтова и иллюстрировавшего его Врубеля.

- Мефистофель скульптора М. Антокольского.

- Мефистофель из романа «Возвращение доктора Фауста» Э. Миндлина.

- Граф Калиостро из стихотворения Каролины Павловой «Разговор в Трианоне»

- Граф Калиостро из романа М. Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро»

- Эдуард Эдуардович фон Мандро из романа А. Белого «Московский чудак».

 

В любом случае, такого дьявола, каким изобразил его Булгаков, в мировой литературе не существовало.

 

 

К 15 слайду

«Произошло несколько арестов. В числе других задержанными на короткое время оказались: в Ленинграде – граждане Вольман и Вольнер, в Саратове, Киеве и Харькове – трое Володиных, в Казани – волох, а в Пензе, и уже совершенно неизвестно почему, - кандидат химических наук Ветчинкевич... павда, тот был огромного роста, очень смуглый брюнет.

Попались в разных местах, кроме того, девять Коровиных, четыре коровкина и два Караваевых»

 

«Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье. В этом театре ему уже не пришлось сталкиваться по делам акустики с почтеннейшим Аркадием Аполлоновичем Семплеяровым. Того в два счёта перебросили в Брянск и назначили заведующим грибнозаготовочным пунктом. Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым, через две недели он уже жил в прекрасной комнате в Брюсовском переулке, а через несколько месяцев уже сидел в кабинете Римского. И как раньше Римский страдал из-за Стёпы, так теперь Варенуха мучился из-за Алоизия».

 

- Разве можно считать, что порок наказан?

ПЕРЕМЕНЫ МНИМЫЕ!

 

А может быть, и светлое, и дьявольское начало находится в самом человеке?

 

 

Воланд причастен к самому движению жизни, в котором условием её продолжения является  отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помост своей свиты всё то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что нетленно, должно существовать вечно и что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

 

Главная идея романа.

Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поток истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания. Путь духовного совершенствования человечества – не возврат к «потерянному раю», а бесконечное восхождение к истине, обогащённое опытом духовной культуры, движение вперёд через сомнения, отрицание закостенелого, отжившего, догматического.

 

5. Рефлексия. О чём же роман Булгакова? Ваше отношение к роману?

 

Роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.

 

Чтение стихотворения, написанного ученицей.

 

6. Домашнее задание.

Подготовка к сочинению. Темы сочинений.

1. Почему Мастер не «заслужил света», а «заслужил покой»? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

2. Что есть истина? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

3. Какой дом обрёл Иван Бездомный? (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

4. Роль Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

 

 

 

 

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс

Конспект урока  "Три мира в романе М.Булгакова " Мастер и Маргарита" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020