Конспект урока Твардовский А.Т.
Оценка 4.7

Конспект урока Твардовский А.Т.

Оценка 4.7
docx
06.05.2020
Конспект урока Твардовский А.Т.
Конспект урока Исповедальный характер лирики Твардовского.docx

Конспект урока по литературе

Класс 11

Тема: Исповедальный характер лирики Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы  истоки   формирования гражданско-патриотических мотивов лирики поэта.

Оборудование: портреты А.Твардовского, словари, учебник, сборники стихотворений.

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Прогнозируемые результаты: развивают умения анализировать и творчески интерпретировать лирические произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы,    совершенствуют навыки  выразительного чтения. Формирование гражданских и нравственных  основ личности учащихся, культуру   и эстетический вкус учащихся.

 

Ход урока

1.     Организационный момент. Проверка готовности.

Чтение эпиграфа к уроку:

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

                                            А. Твардовский.

 

2.     Актуализация опорных знаний

-Мы продолжаем изучение поэтического наследия Александра Трифоновича Твардовского.

-Что вы узнали о Твардовском?

 Ответы детей (Выдающийся русский поэт XX века. Участник Финской и Великой Отечественной войны. Редактор «Нового мира»— лучшего послевоенного литературно-художественного журнала. Опубликовал 260 произве­дений в стихах и прозе, в том числе и поэмы).

-Какие основные темы лирики Твардовского?

(Тема поэта и поэзии, пейзажная лирика, тема Памяти, тема «малой родины»)

Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений наизусть по выявленным темам лирики Твардовского.

3.     Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы обратимся вновь  к  лирике Твардовского.

Лирика отражает процессы внутренней жизни автора. В стихах Твардовского с годами стала явственнее проступать искренность личных признаний, а в поэтической манере – исповедальность тона. В справедливости сказанного убеждает стихотворение, завершающее реквием, - «Я знаю – никакой моей вины…».

Запишите число и тему урока: «Исповедальный характер лирики Твардовского».

-Ребята, а как вы понимаете слово «исповедальность»?

Словарная работа. Запись определения: исповедальность-это свойство по значению прилагательного исповедальный; глубокая искренность, выражение сокровенных мыслей, нравственных убеждений, личного опыта как особенность чьего-либо творчества. Свойственный исповеди.

4.     Работа над темой урока. Учитель выразительно читает наизусть.

 (длительная пауза перед чтением стихотворения )

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

 В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

Работа в группах.

Откройте, пожалуйста, текст этого стихотворения и приготовьтесь к его стилистическому анализу по вопросам, которые даны на доске. По 2 вопроса на каждую группу.

Вопросы для анализа:

·        О чём это небольшое по объёму стихотворение?

·        Какую роль выполняет троекратный повтор частицы «всё же»?

·        Что представляет собой основной конфликт стихотворения? Разрешён ли он в финале стихотворения?

·        В чём особенность лирической простоты и не использованных поэтом метафор и эпитетов??

·        Найдите в тексте повторы. Какова их  роль?

·        Что можно сказать о ритмической стороне стихотворения?

·        Какую роль придаёт стихотворению несовпадение смыслового и ритмического построения строк («Я знаю, никакой моей вины / В том…»; « В том, что они – кто старше, кто моложе - / Остались там…»)

·        Обратите внимание на синтаксис этого стихотворения. Что вы можете отметить? Почему между строк нет пауз?

Выступления групп (возможный вариант ответа).

 Стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях  Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.

Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность  далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как  Твардовский мог  «сберечь»  своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

     Лирическая простота,  в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов.

Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о  том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

       Элегический пятистопный ямб и  один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему  настроению стихотворения.

      Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании.  Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

       Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому  поразмыслить, виновен ли автор в том,  «что другие не пришли с войны».

         Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост:  «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась.  Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

5.     Обобщение и систематизация. Проверка индивидуального домашнего задания. Анализ стихотворения  «Вся суть в одном-единственном завете». 1958 г. Чтение стихотворения.

Ответ на вопрос:  Какую же все-таки тайну хранит автор?

(автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. Лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всего не решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так, как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, и которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: "Что нужно, чтобы жить с умом!", "Допустим, ты свое оттопал…", "К обидам горьким собственной персоны…".)
- Как прием антитеза проявляется в стихотворении?

(Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым "фокусом" фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления ощущения значимости и важности "единственного завета".)

- Как вы понимаете строки: «Живых и мертвых, - знаю только я»?

(Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение "живые и мертвые". Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составе произведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того преобразования, которому подвергается символ, занимая определенное место в композиционной иерархии. То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю точно я.

6.     Итоги урока.

Вывод: Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта. Именно в объединении поэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалого героизма, лежит одна из причин его творческих достижений.

7.     Рефлексия. Выставление оценок.

Слово учителя.

Ребята, вы проделали большую работу и добились результатов в исследовании лирики А.Т.Твардовского.  Ваши ответы порадовали зрелостью суждений. Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.

Я узнал, что  ...

Меня удивило ...

Я задумался о ...

Мне запомнилось…

А теперь оцените свою работу и работу групп по листу оценивания.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

8.     Домашнее задание. Творческое задание.   

Написать эссе «Мой Твардовский»

Использованная литература:

Бабкина Т. «О том, что знаю лучше всех на свете…» Газета «Литература», 2001, №18, с. 2 – 3.

Лейдерман Н. А. и др. Система работы по изучению советской литературы в 8 – 10 классах средней школы. М., 1985, с. 231 – 236.

Литература. Ответы на билеты. М., 1997, с. 135 – 139.

Муравьёв А. Н. Творчество Твардовского. М., 1981, с. 120 – 133.

Силкин Н. К. Воспитательное воздействие лирики А. Твардовского. Журнал «Литература в школе», 1983, №3, с. 36 – 43.

Турков А. Всеми силами своей души. В книге: «А. Т. Твардовский. Избранные стихотворения в трёх томах. Стихотворения». М., 1990, с. 26 – 28.

Турков А. Над книгой Александра Твардовского. Журнал «Литература в школе», 1972, №2, с. 8 – 15.

Уроки литературы в 11 классе. Под ред. В. П. Журавлёва. М., 2001, с. 129 – 139.

Шанский Н. М. О лирике А. Т. Твардовского (К 70-летию со дня рождения). Журнал «Русский язык в школе», 1980, №3, с. 61 – 66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе

Лирика отражает процессы внутренней жизни автора

Лирика отражает процессы внутренней жизни автора

Какую роль придаёт стихотворению несовпадение смыслового и ритмического построения строк («Я знаю, никакой моей вины /

Какую роль придаёт стихотворению несовпадение смыслового и ритмического построения строк («Я знаю, никакой моей вины /

Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки

Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки

То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор

То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор

Использованная литература: Бабкина

Использованная литература: Бабкина

Конспект урока Твардовский А.Т.

Конспект урока Твардовский А.Т.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020